Обучение грамоте 1 класс "Фестиваль сказочных героев"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Материал знакомит с понятиями "авторская сказка", "народная сказка",обучает пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области"
Методическая разработка урока по учебному предмету
«Обучение грамоте»
Тема: «Фестиваль сказочных героев»
Автор: Шершунова Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
Цели урока: познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-
ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать память; воспитывать толерантность.
Оборудование: учебник "Азбука" Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, сказочные герои, презентация, выставка книг – сказок.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
1. Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
-положительное отношение к уроку литературного чтения;
-способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок.
-первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах;
основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-интереса к чтению; мотивации обращения к книге;
-основы для эмоционального перпживания художественного текста;
-стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
-позитивной самооценки;
-стремления к успешности в учебной деятельности.
2.Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной спользовать доступные речевые средства для передачиречи;
-понимать цель и смысл выполняемых заданий;.
-понимать важнрсть планирования своей деятельности;
-участвовать в оценке результатов деятельности.
3.Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
-понимать фактическое содержание текста;
-выполнять несложныелогические действия ( сравнение, сопоставление );
-работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;
-пользоваться словарными пояснениями учебника;
-структурироватьзнания.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
-понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
-принимать участие в обсуждениипрочитанного содержания;
-проявлять интерес к общению на уроке;
-уважать мнение собеседников;
-следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
-входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Ход урока
I. Работа над темой.
Учитель читает стихотворение:
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица
Тихонько скрипит половица
По комнатам ходит СКАЗКА...
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( о сказке )
- Что вы представляете, когда слышите это слово?
-А что скажем о слове? А о его значении?
А как вы понимаете, что такое сказка?
Мнения детей.
- А где можно узнать значение слова? ( в словаре ).
– Вот как даётся объяснение слову сказка в Словаре русского языка.
Учитель показывает детям словарь и читает информацию.
1. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки.
- Сегодня мы не просто поговорим о сказках, а побываем на фестивале сказочных героев.
- А кто знает что такое фестиваль?
Мы опять обращаемся к словарю.
Фестиваль - общественное празднество, сопровождающееся показом, смотром каких-нибудь видов искусства. ( словарьрусского языка С. И. Ожегов ). Театральный фестиваль, музыкальный, фестиваль молодёжи и студентов.
Физминутка
- Откройте учебник и скажите, что вы видите? Кто сочиняет сказки? ( народ и авторы ). Каких авторов сказок знаете? На какие группы разделим эти сказки? ( сказки народные и авторские )
– Зачем люди стали придумывать сказки?
– Любите ли вы сказки? Почему?
– А какую самую первую сказку вы услышали? От кого?
– Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказку свою заветную мечту о справедливости, о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на ковре-самолёте или оседлавшем Конька-Горбунка. Сказки всегда смеялись над жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обмануть бедняка, сколько бы богачи ни хитрили, ни мошенничали.
У народа учились писатели-сказочники мира.
2. Игра «Отгадай сказку».
– Хорошо ли вы знаете сказки?
– Сейчас мы это проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать её название, а также назвать автора и героев (показ их на доске.)
1) Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка».)
2) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)
3) Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)
4) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)
5) А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)
– Каких ещё сказочных героев вы можете назвать?
– Кто авторы этих сказок?
Физминутка
3. Разные сказки мы невольно рассказываем и читаем по-разному. Почему?
- Произнесите слово "сказка" с разной интонацией:
- с радостью
- с удивлением
- грустно
– Как можно использовать мимику, жесты, движения при чтении сказок?
- Давайте попробуем поиграть в сказку.
Какого героя вы бы выбрали? Почему?
II. Работа с книгой «Я читаю?» (I ч., с. 4 (верх), 5 (верх)).
– Прочитайте названия сказок.
– Что вы видите под рисунками? (Схемы предложений.)
– Как в схеме показаны начало и конец предложений?
– Почему в названиях сказки «Красная Шапочка» и «Баба Яга» оба слова показаны «уголками»?
– Какие сказки можно назвать народными, а какие – авторскими? Почему?
III. Какие ещё народные сказки вы знаете?
– Кто знает писателей-сказочников?
– Немецкие сказочники братья Гримм были учёными людьми, профессорами. А между тем они создали много чудесных сказок для детей.
Во Франции 300 лет назад жил писатель Шарль Перро. Что этот человек написал для взрослых, сейчас уже мало кто помнит, а вот ребятам всего мира он подарил небольшой сборник «Сказки моей матушки Гусыни». И оттуда миллионы детей узнали про Спящую красавицу и про Кота в сапогах, про Мальчика-с-пальчик и про Золушку. Это самые любимые сказки всего человечества.
Многие из сказок положены на музыку, из них созданы и спектакли, и замечательные балеты, и кинофильмы.
Сказки писали не только зарубежные сказочники, но и русские писатели и поэты.
Сказки «О золотом петушке», «О царе Салтане…», подаренные нам А. С. Пушкиным, можно увидеть в театре. Музыку к ним написал великий русский композитор Римский-Корсаков.
Можно предложить детям прослушать отрывок из этих произведений.
Вы видите, что жизнь сказки не только очень длинна, но и что она сама даёт жизнь новым произведениям искусства. Сказка бессмертна.
- Чему учит сказка? ( Она учит быть смелым, честным, верным товарищем, учит презирать трусов и растяп.)
Вспомните звонкую концовку русских народных сказок.
На доске:
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
– Вот теперь вы видите, что сказка сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.
И вас ждут новые встречи со старыми сказками.
IV. Итог урока. Рефлексия.
На дереве дети прикрепляют:
плод - урок прошёл плодотворно
цветок - довольно хорошо
зелёный листик - урок не получился
– Вам понравился наш урок?
– Что нового и интересного узнали?
– Все ли вы сказки уже слышали?
– Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)
– Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте (чтения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль сказочных героев
Презентация...
Презентация к уроку литературного чтения "Фестиваль сказочных героев"
Презентацию "Фесиваль сказочных героев"можно использовать на уроке литературного чтения в 1 классе. Данная презентация составлена по народным и авторским сказкам....
презентация "Фестиваль сказочных героев"
презентация - игра, которую можно использовать на уроках обучения грамоты или литературного чтения...
презентация "Фестиваль сказочных героев-2"
презентация - игра. Спасите сказочный лес от монстриков. Нажимайте на них, отвечайте на вопросы и герои сказок вновь вернутся в лес...
Фестиваль сказочных героев. Урок обучения грамоте (чтение) 1 класс
Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Фестиваль сказочных героев". Урок открытия новых знаний разработан в соответствии с ФГОС. ·...
Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»
познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать памят...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Фестиваль сказочных героев"
Обобщающий урок литературного чтения (обучения грамоте) проводится после знакомства с буквами "Рр", "Лл" и звуками [р], [р/], [л], [л/], поэтому содержание урока акцентировано на чтении сл...