Части речи. Охрана растений
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Части речи. Охрана растений».
Цель: обобщить знания детей о частях речи, о разнообразии растений и их пользе.
Оборудование: учебник, гербарий, картина на экологическую тему, презентация о растениях, индивидуальные карточки.
Ход урока.
- Организационный момент.
В нашем классе сегодня очень много фотографий с цветами. Вы не знаете почему? Сегодня у нас необычный урок, на котором мы с вами попробуем как можно больше узнать о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе.
- Словарная работа. Разговор у нас сегодня пойдет о растениях, значит посвятим этой теме и словарную работу. Запишите эти слова в тетрадь.
- Про какое дерево говорят: «Листок колючий, а ствол липучий?» (Про сосну).
- Какое «кудрявое» чудо-дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается солнцем? (Берёза)
- А как мы ласково называем это дерево? (Берёзка, берёзонька).
- Какое дерево называют «спичечной королевой?» (Осина).
- Какое растение - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов-розы? (Шиповник).
- Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
- Актуализация знаний. На какие группы можно разделить эти растения? (Кустарники, травы, деревья).
- Какие ещё группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, лишайники, папоротники...).
- Без какой части большинство растений не могут жить? (Без корня).
-А без какой части не может существовать слово? (Без корня).
- Назовите в словах, обозначающих деревья, корень? (Берёза, осина, сосна).
- К какой части речи относятся слова? (Имя существительное).
- Что такое имя существительное? (Отвечают правило).
- Что выделяют в воздух растения? (Кислород). Кислород необходим для дыхания живых существ. Для животных растения-это и дом, и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них.
- Перед вами лежит текст. Прочитайте из чего состоит ваш завтрак.
- Работа с текстом.
Твой завтрак
Белая булочка с изюмом. Чай с сахаром.
- Какие растения дали тебе пищу? (Пшеница, виноград, чай, сахарная свёкла или сахарный тростник).
- Назовите словосочетания. (Белая булочка, булочка с изюмом, чай с сахаром).
- Какими частями речи выражены слова? (Существительными и прилагательными).
- Что такое имя прилагательное? (Дети отвечают правило).
- Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения. О некоторых из них вам сейчас расскажут.
(Дети читают тексты : 1. Венерин башмачок. 2. Кувшинка. 3. Ландыш.)
- Физминутка «Цветок»
В охране нуждаются не только красивые и полезные цветы, но и ядовитые. Чтобы наш организм работал лучше давайте отдохнем.
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся....
- Распознавание частей речи ( Работа в парах)
- А сейчас подберём к каждому существительному нужное по смыслу прилагательное. Словосочетания запишите в тетрадь.
1. Колокольчик Лесной, луговой, белая.
2. Ландыш Водная, синий, редкий.
3. Кувшинка Лекарственный.
- Какие словосочетания получились? (Синий луговой колокольчик, белая водная кувшинка, лесной лекарственный ландыш).
- О какой части речи мы не говорили? ( Глагол). Что такое глагол? ( Ответы детей).
- Индивидуальная работа (по карточкам)
- Прочтите текст, записанный у вас на карточках, вставьте пропущенные слова.
Лекарственные травы
Когда человек (болеет), врач (прописывает) ему лекарство. Часть лекарств (делают) из трав. Травы так и (называют) лекарственные. Они ( растут) на зелёных лугах, на широких полях, в густых лесах.
- Какая часть речи пропущена? Прочтите текст, который у вас получился и сравните его по эталону.
- Беседа о лекарственных растениях.
- Работа в группе. Игра «Собери букет»
- Из набора картинок с растениями собрать букет: 1 группе-садовые цветы; 2 группе-луговые, полевые; 3 группе- лекарственные.
- Решение проблемной ситуации на экологическую тему. Беседа по картине. Высказывание мнений, правил поведения в лесу.
- Рефлексия
- Могут ли люди жить без природы? Один старшеклассник сказал: “Сейчас нет! Но придет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и они смогут жить без природы. Как вы считаете, прав ли старшеклассник?»
- (Ответы детей). Люди не смогут жить без природы. Ни одно искусственное вещество не сможет полноценно заменить натуральное, природное.
- В любые медицинские препараты всё равно добавляют вещества, взятые из растений. Например: из дурмана взято ядовитое вещество, которое применяют как обезболивающее средство.
- Работа над проектом.
- Ребята, сейчас вам предлагается нарисовать плакат, призывающий охранять природу.
- Природа — наш друг! Берегите природу — великую кладовую!
- Какие части речи мы использовали при ответах? ( Существительное, прилагательное, глагол).
- Итог
- Итак, ребята, человек не сможет прожить без природы. А без каких частей речи человек не сможет выразить свои мысли?
- Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Охрана растений"
Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащи...
Урок- аукцион по окружающему миру на тему "Охрана растений", 3 класс
Урок в нетрадиционной форме , содержит экологический и краеведческий материал (Белгородская область)...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений"
Данный конспект подходит для проведения уроков оуружающего мира в 3 классе...
Охрана растений
Классный час на экологическую тему в начальной школе...
Охрана растений. урок окружающего мира в 3 классе.
Цели: 1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету; 2. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; 3. Воспитывать эко...
Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.
Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку « Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».
интегрированный урок окружающего мира и русского языка...