Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА "
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Правописание ЧА- ЩА».
Тип урока: изучение нового материала ;
Цель: развивать умения распознавать и правильно писать слова с сочетаниями ча, ща.
Планируемые результаты
предметные: -уточнить знания о написании слов в сочетаниях ча-ща;
-соотносить произношение ударных гласных в сочетании ча-ща и их обозначение буквами;
-подбирать примеры слов с таким сочетанием;
-применять правило при написании слов с данным буквосочетанием.
- личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный | ≈ 2 | Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. | Эмоционально настраиваться на работу. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний. Этап повторение. Словесный Приём закрепления и сравнения. Фронтальный опрос. Учебный диалог. Чистописание Минутка чистописания Звуко- буквенный анализ слова лето | ≈ 5 | Гулять сегодня некогда: Мы заняты другим. Пришли сегодня на урок мы И всех мы удивим! Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книга, ручка и тетрадки, И линейку не забудь: Отправляемся мы в путь! -Ребята! Мы начнем наш урок с минутки чистописания. - Посмотрите на доску, что нам нужно дорисовать? Правильно это чашка. -Посмотрите внимательно на первую чашку, запомните её детали. -Нарисуйте точно такую же чашку. -Посмотрите как пишется слово чашка, пропишите это слово до конца строки. -Какие слова вы видите на экране? (туча, роща). -Сколько букв в этих словах? Звуков? (4) -Какие в этих словах звуки ч*, щ*? (согл., мяг.,глух., шипящие). -Запомните, буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки ч* и щ*, поэтому перед любыми гласными читаются мягко. -Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а. -Давайте сыграем в игру «Найди маму». Закончи предложения. -Например, у ежихи были ежата. У зайчихи были…..(зайчата), У грачихи были……(грачата), У галки были…..(галчата). -Какая орфограмма в этих словах? (ча- ща пиши с буквой а). -Ребята посмотрите, наш знакомый герой Незнайка составил предложение. -Прочитайте его. -Скажите Незнайка правильно написал предложение, или у него есть ошибка? -Не правильно, в слове учатся после ч нужно писать букву а. -Почему? Что мы знаем о звуках ч и щ? (ча-ща пиши с буквой а). -Послушайте грамматическую сказку про звук ч,щ. -Вы видите на доске сказку, начинаем читать с первой парты по предложению, остальные внимательно слушают. Жили- были на свете шипящии ч,щ,ж,ш а неподалеку жили гласные а, я, у, ю, ы, и. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поигратьв прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящии во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом- нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные- ы, ю, я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящии- с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе, а только так: Ча, Ща пишутся с буквой а и остальные нашли шипящии нашли себе гласные. -В данном задании вам нужно вставить пропущенные буквосочетания: Летела сорока лесом, Глядела на все с интересом, Все видела, все приме..ла (ча) И всем обо всем сооб..ла. (ща) -Какая в этих словах орфограмма? (ча- ща пиши с буквой а). | Воспринимать информацию, сообщаемую учителем. Поддерживать учебный диалог Заниматься чистописанием Рисовать чашку Вспоминать , что обозначают шипящие Находить орфограмму в словах Поддерживать учебный диалог Работать по сказке Работать у доски Работать в тетради Находить общее | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию П: строить речевые высказывания в устной форме.Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. |
3. 4. 5. | Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Физ. Минутка Решение частных задач Итог урока. Рефлексия. | ≈ 10 ≈20 =5 | -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Правописание ЧА - ЩА). -Какие цели урока? -Сейчас приготовьте ручки и тетрадки, вам нужно будет слушать внимательно. -Я буду читать словосочетания, а ваша задача записать слово с сочетаниями ча - ща: Шестьдесят минут это(час) Густой, заросший, частый лес это(чаща) Сосуд для заварки чая это (чайник) Еда, а по другому (пища). -В словах выделите орфограмму по данной теме. -Обменяйтесь тетрадями и с доской сравните ответы вашего соседа по парте. А теперь давайте встанем и разомнемся. -Продолжаем нашу работу. -Откройте учебник на странице 118, найдите задание № 7. -Прочитайте задание. -первый ряд работает с первым столбиком, второй со вторым, третий с третьим). -Кому не понятно задание, поднимайте руку. Давайте проверим. -Переходим к заданию № 8, на странице 118. -Прочитайте задание. -Давайте поработаем устно. -Запишите два предложения себе в тетрадь. Дополни первое предложение словами (зеленый, в траве), чтобы получилось новое предложение. -Кто составил? Прочитай нам свое предложение (опрос 2 человека). -А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение. -На странице 119, найдите упражнение № 9. -Прочитайте. -Составьте из сочетаний слов скороговорки. -Напиши любую из них себе в тетрадь. -Какие звуки учат произносить скороговорки? -Произнеси эти звуки. (чу, щу). -Подчеркните в словах своей скороговорки буквосочетания, написание которых надо запомнить. -Найдите страницу 115, задание № 1. -Прочитайте второй столбик, и запомните эти слова. -Давайте еще раз с вами повторим буквосочетания: ЖИ-ШИ пиши с буквой и, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ. - С доски спишите себе в тетрадь текст без ошибок, выделяя при этом изученные орфограммы. Наши рощи. Хороши наши рощи! Красивые там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы, кричат грачи. Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц. -Какие предложения по цели высказывания и интонации вы услышали? Сочетанья ща и ча В словах пища и свеча Куща,гуща,каланча, Туча, роща, саранча, Чаща, дача и печать- Нужно с буквой а писать. Подводим итоги урока: - Давайте еще раз хором произнесем правило . -Дома еще раз все повторить правила. - Я запомнил, что ча- ща….(пиши с а) -Я буду всегда правильно писать.. (ча-ща). -Урок окончен, Спасибо за хорошую работу на уроке. |
Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока. Работать по сказке Показывать наглядно Записывать предложения себе в тетрадь. Выполнять задания Приводить собственные примеры Читать по цепочке Рассуждать на изученную тему Определять, какие предложения были во время вопросов За учивать правило Обобщать информацию Подводить итог | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л: установка на ЗОЖ. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"
Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...
Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.
Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».
Тема урока: «Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.
Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...