Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА "
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему

Лебедева Елена Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_pravopisanie_cha-_shcha.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Правописание ЧА- ЩА».

Тип урока: изучение нового материала ;

Цель:  развивать умения распознавать и правильно писать слова с сочетаниями ча, ща.

Планируемые результаты

предметные: -уточнить знания о написании слов в сочетаниях ча-ща;

-соотносить произношение ударных гласных в сочетании ча-ща и их обозначение буквами;

-подбирать примеры слов с таким сочетанием;

-применять правило при написании слов с данным буквосочетанием.

- личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный

≈ 2

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

Этап повторение.

Словесный

Приём закрепления и сравнения.

Фронтальный опрос.

Учебный диалог.

Чистописание

Минутка чистописания

Звуко- буквенный анализ слова лето

≈ 5

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня на урок мы

И всех мы удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок? 

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И линейку не забудь:

Отправляемся мы в путь!  

-Ребята! Мы начнем наш урок с минутки чистописания.

- Посмотрите на доску, что нам нужно дорисовать? Правильно это чашка.

-Посмотрите внимательно на первую чашку, запомните её детали.

-Нарисуйте точно такую же чашку.

-Посмотрите как пишется слово чашка, пропишите это слово до конца строки.

-Какие слова вы видите на экране? (туча, роща).

-Сколько букв в этих словах? Звуков? (4)

-Какие в этих словах звуки ч*, щ*? (согл., мяг.,глух., шипящие).

-Запомните, буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки ч* и щ*, поэтому перед любыми гласными читаются мягко.

-Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

-Давайте сыграем в игру «Найди маму». Закончи предложения.

-Например, у ежихи были ежата.

У зайчихи были…..(зайчата),

У грачихи были……(грачата),

У галки были…..(галчата).

-Какая орфограмма в этих словах? (ча- ща пиши с буквой а).

-Ребята посмотрите, наш знакомый герой Незнайка  составил предложение.

-Прочитайте его.

-Скажите Незнайка правильно написал предложение, или  у него есть ошибка?

-Не правильно, в слове учатся после ч нужно писать букву а.

-Почему? Что мы знаем о звуках ч и щ? (ча-ща пиши с буквой а).

-Послушайте грамматическую сказку про звук ч,щ.

-Вы видите на доске сказку, начинаем читать с первой парты по предложению, остальные внимательно слушают.

Жили- были на свете шипящии ч,щ,ж,ш а неподалеку жили гласные а, я, у, ю, ы, и.

Жили очень дружно.

И вот однажды решили буквы поигратьв прятки.

Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться.

Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут.

Шипящии во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом- нашли уже многих.

 Вот только никак не могут найти три гласные- ы, ю, я. Искали, искали.

С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящии- с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе, а только так: Ча, Ща пишутся с буквой а и остальные нашли шипящии нашли себе гласные.

-В данном задании вам нужно вставить пропущенные буквосочетания:

Летела сорока лесом,

Глядела на все с интересом,

Все видела, все приме..ла (ча)

И всем обо всем сооб..ла. (ща)

-Какая в этих словах орфограмма? (ча- ща пиши с буквой а).

Воспринимать информацию, сообщаемую учителем.

Поддерживать учебный диалог

Заниматься чистописанием

Рисовать чашку

Вспоминать , что обозначают шипящие

Находить орфограмму в словах

Поддерживать учебный диалог

Работать по сказке

Работать у доски

Работать в тетради

Находить общее

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

П: строить речевые высказывания в устной форме.Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

3.

4.

5.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Физ. Минутка

Решение частных задач

Итог урока. Рефлексия.

≈ 10

≈20

=5

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Правописание ЧА -  ЩА).

-Какие цели урока?

-Сейчас приготовьте ручки и тетрадки, вам нужно будет слушать внимательно.

-Я буду читать словосочетания, а ваша задача записать слово с сочетаниями ча - ща:

Шестьдесят минут это(час)

Густой, заросший, частый лес это(чаща)

Сосуд для заварки чая это (чайник)

Еда, а по другому (пища).

-В словах выделите орфограмму по данной теме.

-Обменяйтесь тетрадями и с доской сравните ответы вашего соседа по парте.

А теперь давайте встанем и разомнемся.

-Продолжаем нашу работу.

-Откройте учебник на странице 118, найдите

задание № 7.

-Прочитайте задание.

-первый ряд работает с первым столбиком, второй со вторым, третий с третьим).

-Кому не понятно задание, поднимайте руку. Давайте проверим.

-Переходим к заданию № 8, на странице 118.

-Прочитайте задание.

-Давайте поработаем устно.

-Запишите два предложения себе в тетрадь.

Дополни первое предложение словами (зеленый, в траве), чтобы получилось новое предложение.

-Кто составил?  Прочитай нам свое предложение (опрос 2 человека).

-А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.

-На странице 119, найдите упражнение № 9.

-Прочитайте.

-Составьте из сочетаний слов скороговорки.

-Напиши любую из них себе в тетрадь.

-Какие звуки учат произносить скороговорки?                     -Произнеси эти звуки. (чу, щу).

-Подчеркните в словах своей скороговорки буквосочетания, написание которых надо запомнить.

-Найдите страницу 115, задание № 1.

-Прочитайте второй столбик, и запомните эти слова.

-Давайте еще раз с вами повторим буквосочетания: ЖИ-ШИ пиши с буквой и, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ.

- С доски спишите себе в тетрадь текст без ошибок, выделяя при этом изученные орфограммы.

Наши рощи.

Хороши наши рощи! Красивые там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы, кричат грачи. Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

-Какие предложения по цели высказывания и интонации вы услышали?

Сочетанья ща и ча

В словах пища и свеча

Куща,гуща,каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать-

Нужно с буквой а писать.

Подводим итоги урока: 

- Давайте еще раз хором произнесем правило .

-Дома еще раз все повторить правила.

- Я запомнил, что ча- ща….(пиши с а)

-Я буду всегда правильно писать.. (ча-ща).

 -Урок окончен, Спасибо за хорошую  работу на уроке.

 

Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока.

Работать по сказке

Показывать наглядно

Записывать предложения себе в тетрадь.

Выполнять задания

Приводить собственные примеры

Читать по цепочке

Рассуждать на изученную тему

Определять, какие предложения были во время вопросов

За учивать правило

Обобщать информацию

Подводить итог

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л: установка на ЗОЖ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...