Упражнения по развитию фонематического слуха
статья по русскому языку на тему
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова . В первый год своей школьной жизни ребёнок учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам. Письмо и чтение служат "базовыми" навыками, т.е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету "русский язык". От того, насколько ребенок овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. Соблюдение единых орфоэпических норм (как и акцентологических, грамматических и др.) — настоятельная объективная предпосылка беспрепятственного функционирования языка. Фундаментом осознанных и прочных орфоэпических навыков, как известно, является развитый фонематический слух. Поэтому необходимо включать в уроки русского языка и литературы упражнения по развитию фонематического слуха, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по развитию фонематического слуха
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа №72»
Советского района г. Казани
Карпухина Ирина Викторовна
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова . В первый год своей школьной жизни ребёнок учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам. Письмо и чтение служат "базовыми" навыками, т.е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету "русский язык". От того, насколько ребенок овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. Соблюдение единых орфоэпических норм (как и акцентологических, грамматических и др.) — настоятельная объективная предпосылка беспрепятственного функционирования языка. Фундаментом осознанных и прочных орфоэпических навыков, как известно, является развитый фонематический слух. Поэтому необходимо включать в уроки русского языка и литературы упражнения по развитию фонематического слуха, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. В нашей школе, где дети углубленно изучают немецкий язык со второго класса, развитие фонематического слуха является особенно важным.
В своей работе я использую следующие приемы .
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.
Желательно каждый урок обучения грамоте начинать с речевой зарядки (2-3 минуты). Такая зарядка способствует развитию речевого аппарата, помогает научить детей осознанно наблюдать за произношением каждого звука, учит правильному произношению звуков, способствует развитию четкости и правильности речи.
Речевая зарядка может включать следующие упражнения:
-«Забей гол». Рот закрыт, губы без движения, кончик языка задевает щеки.
- «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубы.
-« Лошадка». Цокание.
-«Качели». Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед – назад.
Каждый урок проводить одно – два упражнения, одно и то же упражнение можно отрабатывать в течение недели. По мере необходимости (при знакомстве со звуком, который требует тренировки речевого аппарата) это упражнение можно повторять.
Каждая речевая зарядка заканчивается работой над скороговоркой. Скороговоркой можно исправить практически любой дефект речи, в том числе и сложные как картавость, заикание, шепелявость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса.
Методика работы над скороговоркой.
Скороговорка детьми произносится сначала медленно, почти нараспев. При этом выделяется определенный скороговоркой звук. Затем произносится в среднем темпе с четким выделением звука; затем быстро, но звук должен слышится отчетливо, форма слов должна быть сохранена.
Скороговорки полезно применять на каждом этапе формирования навыка чтения. При овладение процессом чтения на последующих этапах нужно читать в быстром темпе, с дальнейшим убыстрением.
У ежа иголки колки.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.
Наш полкан попал в капкан.
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
Проговаривание скороговорок можно сопровождать упражнениями для развития пальцев рук, что усиливает воздействие на речевые зоны.
1. Сложить ладони и разводить пальцы рук.
2. С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки в кулак.
3. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
4. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
5. Постукивание согнутыми пальцами по парте, вначале совместное, в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности – «Играем в пианино».
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!
Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.
Чистоговорки. Учитель начинает, а дети договаривают последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
• Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).
• Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается листом бумаги).
• Чтение и составление слов отличающихся одной буквой
плач - плащ
зачищать - защищать
чёлка - щёлка.
• Наращивание слов
То - сто - стол - столб - столбик.
• «Эхо».
Ученики читают вслед за учителем.
• «Жужжащие чтение».
Чтение одновременно с учителем.
Например, можно использовать следующие игры.
1.«Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
2.«Собери цветок».
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
3.«Собери букет».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] — [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.
Ход игры
Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.
4.«Речевое лото».
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры
Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
5.Лото «Читаем сами».
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.
Ход игры
Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
6.«Математическая грамматика».
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры
Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.
Например: с + том - м + лиса - са + ца = ? (столица).
7. «Магазин».
На прилавке разложены разнообразные предметы. Ребенок выбирает предмет и называет его. Заплатить надо первым звуком слова.
8. «Часики».
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры:
Учитель говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот".
Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".
Таких игр-упражнений существует очень много в работе каждого учителя. Эти игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания учащихся, что безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения .Поэтому учителю важно планировать на каждый урок задания по развитию фонематического слуха. Согласно теме и целям урока. С помощью данных приемов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме становится намного меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Система упражнений по развитию фонематического слуха
Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами....
Упражнения на развитие фонематического слуха.
Упражнения и игры на развитие фонематического слуха....
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического воспр...
Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха"
Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха" содержит упражнения с примерами для использования взрослых (родителей, педагогов) в работе с детьми младшего школьного...