Адаптированная рабочая программа (2 кл)
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Представлена адаптированная рабочая проограмма для учащегося 2 класса по русскому языку на 2015 - 2016 уч, г. Программа разработана с учётом психофизических особенностей ребёнка. В программе запланирована соотвествующая коррекционная деятельность с учащимся на каждом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma.docx | 91.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
Методическим объединением зам. директора по УВР Директор школы:
учителей начальных классов _____________Л.П. Аширова _______________
Протокол № от «____» 03. 2016 г. «__» марта 2016 г. Н.П.Тихонова
Руководитель МО приказ №____
____________________ от «__» марта 2016 г.
И.А. Решетова
Адаптированная рабочая программа (общеобразовательная)
по русскому языку для обучающегося 2 класса
Ф.И. О.
на 4 четверть 2015-2016 уч. год
Составитель:
Аширова Людмила Петровна
учитель начальных классов
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа (общеобразовательная) по русскому языку для обучающегося 2 класса Ф.И.О. составлена на основе
– федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
– концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)
– общеобразовательной авторской программы по русскому языку Т. Г. Рамзаева -9-еизд.,стереотип.-М.:Дрофа,2014.
– рекомендаций ПМПК Советского района от 13 марта 2015 г. № 141.
Программа реализуется с учётом следующих психофизических особенностей ребёнка:
- несформированность коммуникативных навыков;
- преобладание ассоциального поведения (ребёнок не соблюдает элементарные правила поведения);
- проявление агрессии к окружающим детям; нежелание выполнять просьбы взрослых;
- эгоистичность, завышенная самооценка;
- синдром двигательной расторможенности – высокий уровень импульсивности и отвлекаемости.
- неспособность контролировать свои эмоции, безразличие по отношению к результатам собственной деятельности.
Планируемая коррекционная работа на уроках направлена на снятие ассоциального поведения, синдрома двигательной расторможенности. Больше внимания будет уделяться навыкам самоконтроля и саморегуляции. Необходимо также работать по формированию адекватной самооценки и положительному отношению к учебной деятельности, к школе, к учителям и одноклассникам.
. Авторская общеобразовательная программа реализует цели основной образовательной программы начального общего образования:
- достижение выпускником начальной общеобразовательной школы программных установок, знаний, умений, навыков и компетенций; формирование и развитие личностной сферы выпускника начальной школы;
- формирование языковой личности учащегося в первую очередь средствами ведущего учебного предмета начальной школы — русского (родного) языка;
- реализация познавательной цели;
- развитие коммуникативных компетенций.
В связи с этим задачами учебного курса «Русский язык» являются:
— совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма;
— освоение системы языковых понятий из области фонетики, лексики, морфемики, грамматики;
— формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного языка;
— совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка как средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и др.
Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. Именно в начальной школе он вступает в систему активных социальных отношений, для чего ему совершенно необходимо владеть социально значимыми средствами для развития личности и социализации
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
«Русский язык» является ведущим предметом в начальном обучении, так как именно на его основе происходит формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности младшего школьника. Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знания об окружающем мире и роли в нем грамотного человека.
Установкой на полноценное овладение обучающимся коммуникативной функцией языка обусловлены содержание обучения, его методы, средства и организационные формы. В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы их использовать) детьми 7—11 лет в процессе речевого, устного и письменного, общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями (см. соответствующие разделы программы) включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, виды текста (повествование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства языка.
В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие.
На уроках русского языка учащийся будет овладевать общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника — умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, переходить от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, умение составлять план прочитанного, создавать текст-повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание — эти умения являются для него и общеучебными интеллектуальными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
В процессе изучения русского языка обучающийся получит возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств информационно-компьютерной технологии — ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научится использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Не менее важное значение имеет также эмоциональное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с развитием таких качеств личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы курс «Русский язык» изучается во 2 классе 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени за год составляет 136 часов. Индивидуальный учебный план Буркова Матвея реализуется с 01 апреля 2016 г., поэтому на 2 месяца обучения количество часов по предмету «русский язык» составляет 32 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «русский язык»
Реализуя социокультурную цель, курс русского языка способствует социализации ребенка, готовит его к роли будущего полноправного члена человеческого сообщества. Будучи частью национальной культуры, язык обладает самостоятельной ценностью, поэтому процесс овладения языком следует считать ценностным и личностно значимым. К концу обучения в начальной школе у учащихся сформируется отношение к языковой и речевой норме как к культурному феномену, что позволит им правильно ориентироваться в речевой ситуации: целях, задачах, средствах и условиях общения, поможет выбрать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Языковая личность определяется прежде всего как личность речевая, коммуникативная, поэтому другим важным результатом языкового образования следует считать формирование коммуникативной компетенции учащегося — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У обучающегося возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом — носителем этого языка, начинает формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому (родному) языку, осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры.
Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей исходной формулировке) — развитие школьника как личности, не только полноценно владеющей устной и письменной речью, но и готовой и способной к саморазвитию на основе сформированной мотивации к учению и познанию, ценностных и мировоззренческих установок.
Особую значимость для общего и речевого развития школьника имеет познание языка как одной из сторон культуры народа. История языка неотделима от истории народа, носителя этого языка. Язык в своем развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Даже элементарные представления о роли языка в жизни общества и каждого человека, о развитии языка в связи с развитием общества чрезвычайно важны для формирования научных мировоззренческих взглядов школьника. Необходимо подчеркнуть, что ознакомление обучающегося с совокупностью сведений о языке — это возможность приобщить его к истории языка, культуре русского народа, культуре других народов, это естественный путь развития интереса к родному языку и потребности познавать его.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
В ходе обучения русскому языку у учащегося формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности: формирование ценностных и мировоззренческих установок, формирование интереса и познавательных потребностей, становление структуры их учебной деятельности.
В результате формируются такие личностные универсальные учебные действия:
- Школьная мотивационная основа учебной деятельности при сочетании социальных, учебно- познавательных и внешних мотивов на базе положительного отношения к школе и учению;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, анализа причин успеха, результата и внешних оценок своей деятельности (со стороны учителя, товарищей, родителей);
- ценностно-смысловые установки, отражающие личностные качества и социальные компетентности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Основные функции языка (коммуникативная, познавательная, регулятивная, эмотивная) способствуют формированию у учащихся универсальных учебных действий — познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают успехи по другим школьным предметам, что в целом позволяет говорить о достижении первоклассниками метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы.
Познание окружающей действительности осуществляется через овладение системой родного языка. При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление следующих
познавательных универсальных учебных действий:
- как анализ, обобщение, классификация, установление аналогий.
-поиск, переработка и отправление информации совершаются с преимущественным использованием языковых средств, наряду со
знаково-символическими, основой для формирования которых служит также язык.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой:
-чтение, письмо, эффективная работа с учебной книгой.
Языковое начальное образование оказывает существенное влияние на процесс формирования
регулятивных универсальных учебных действий:
-целеполагание, ориентировка, планирование, коррекция, волевая саморегуляция, контроль и оценка, которые могут формулироваться учащимися в громко речевой и умственной форме благодаря освоению основных языковых единиц.
Это позволит им перейти от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке, поможет в организации сотрудничества и планировании учебной деятельности.
В процессе изучения русского языка ученик научится:
-осознавать богатства языка,
-умело использовать язык для эффективного общения, как устного, так и письменного.
Языковая личность младшего школьника характеризуется тем, что в ее структуре развиваются компетенции, позволяющие ему адекватно использовать речевые и языковые средства для решения различных
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
-строить монологическое высказывание,
-владеть диалоговой формой общения,
-ориентироваться в ситуации общения.
Курс русского языка имеет коммуникативно- познавательную направленность, что обусловливает коммуникативную мотивацию при изучении различных разделов и тем курса, функциональное рассмотрение языковых единиц. Формирование коммуникативных умений происходит в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.
Предметные результаты обучения русскому языку во 2 классе
— овладение разными видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание);
— усвоение основ знаний ( в соответствии с программой 2 класса) из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса),лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: основа слова, корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
— формирование каллиграфических и простейших орфографических навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме в минимальном объёме;
— обогащение словаря, умение пользоваться орфографическим словарём и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
В целом можно определить предметные результаты обучения как компетенции — способности применять личностные свойства, практический опыт, знания и умения для успешной деятельности: общения, обучения, игры, образования.
Предметные результаты обучения конкретизированы в тематическом планировании, в разделе «Вид деятельности».
6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями.
Каждый учебный год проводится работа по всем разделам программы — по фонетике и графике, лексике, грамматике (морфологии, синтаксису), составу слова, а также над связной речью. Однако в содержании программного материала для каждого класса есть своя специфика.
.Второй год обучения создает основу знаний по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения (находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим) и создавать свои предложения.
Развиваются умения: различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по структуре (простые распространенные и простые нераспространенные предложения); распознавать текст как единицу речи, виды текстов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и основные компоненты (части) текста (начало, основную часть, концовку).
Изучение раздела «Слово. Части речи» направлено на поэтапное формирование понятий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение» и на развитие умения употреблять их в связной речи. Ребёнок изучил темы «Имя существительное», «Глагол», «Имя прилагательное» и «Родственные , однокоренные слова»
Во 2 классе от общего понятия «слово» (как название предмета, признаков предмета, действий предмета) обучающиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из указанных групп слов.
Во 2 классе учащиеся знакомятся с особенностями главных членов — грамматической основы предложения. Вводятся термины «подлежащее» и «сказуемое», дается их определение. Систематически в течение всего учебного года проводится работа по составлению распространенных и нераспространенных предложений и их анализу, что формирует умение выделять в предложении главные члены и слова, связанные с ними по смыслу. Происходит пропедевтика введения понятия «второстепенные члены предложения».
В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание собственных высказываний. В каждом классе работа с текстом, так же как и с предложением, проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь учащихся развивается.
В разделе «Связная речь» определены следующие компоненты работы с текстом:
— понятие «текст» (как два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически); формирование умения различать текст и отдельные предложения, не объединенные общей темой;
— тема текста; умение определить тему текста, т. е. кратко назвать то, о чем говорится в тексте;
— основная мысль текста; умение определить с помощью учителя основную мысль текста;
— заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;
— построение (структура) текста; умение разделить на части текст-повествование (начало, основная часть, концовка);
— связь между частями текста с помощью слов вдруг, однажды, потом и др.; умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка; умение устанавливать связь между частями создаваемого текста:
— связь между предложениями в каждой части текста; умение найти слова, с помощью которых предложения связаны в тексте, например: местоимения, союзы, текстовые синонимы; умение использовать эти слова в своих высказываниях;
— изобразительные средства в тексте; умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворения; умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях;
— виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление);
— понятие об изложении; умение письменно воспроизводить чужой текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения) по готовому, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— понятие о сочинении (устном и письменном); умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие ученикам по их жизненному опыту; умение записывать свой текст после предварительной коллективной подготовки.
В процессе работы с текстом учитываются его содержание, структура, изобразительные средства.
Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, написанием изложений и сочинений, уроками чтения. Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил: 1)обозначение звуков буквами; 2)перенос слов; 3) раздельное написание слов; 4) написание заглавной буквы.
Количество слов для словарных диктантов: 2 класс — 8—10 слов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 2 класс — в конце первого полугодия 25—30 слов, в конце года 35—45 слов.
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются по сравнению с диктантами соответственно на 15—20 слов.
Орфографические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым орфографическим материалом.
Одной из важных задач обучения русскому языку в 1—4 классах является также формирование у обучающихся навыков каллиграфически правильного написания слов.
Поэтому на уроках письма специальные каллиграфические упражнения выполняются в течение всего урока.
Во 2—4 классах обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении его почерка.
Во 2 классе до настоящего времени Бурков Матвей изучил уже такие темы, как
- Речь, Звуки и буквы, Сочетания «ЖИ- ШИ», «ЧА- ЩА», «ЧУ – ЩУ», «ЧК» - ЧН»
- СЛОВО и слог, Алфавит или азбука, Перенос слов, Правописание ь, как показателя мягкости и разделительного ь. Ударение, Правописание двойных согласных. Безударные гласные в корне.
Предстоит изучить темы: « Парные согласные в корне» и «Предложение».
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса
Обучающийся должен знать:
- Название русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
- правила переноса слов.
Обучающийся должен уметь:
- Каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажений букв.
- Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.
- Обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком(ь);
- Писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
- Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
- Правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
- Писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота, слова с разделительным мягким (ь), слова с непроверяемым, написанием, данные в программе 2 класса.
- Писать раздельно предлоги со словами;
- Производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
- Правильно ставить вопрос и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
- Различать слова, отвечающие на вопрос кто? И слова отвечающие на вопрос что?;
- Устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
- Составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;
- Употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
- Распознавать простое нераспространённое и простое предложение;
- Определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
- Делить сплошной текст на предложения (3-4) предложения;
- Устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх часте)
- Писать изложение по вопросам текста из 30-45 слов;
- Составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- Употреблять при записи текста красную строку.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Под пунктом 7.1. представлены темы, пройденные учащимся в классно – урочной системе при планировании 5 часов в неделю.
Тема | Кол-во часов | содержание | Характеристика видов деятельности |
Первая четверть (44 ч) | |||
Повторяем то, что знаем | 3 | Функции слова, предложения, текста в речи; слово и слог; слог и звук | Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Анализируют текст и предложение, составляют предложения и записывают их, правильно оформляя на письме. Устанавливают количество слогов в слове. Различают гласные и согласные звуки. Определяют ударение в слове. Списывают предложения и тексты (выборочное списывание), диктуя себе по слогам. Проверяют написанное (взаимопроверка). |
Речь | 4 | Речь устная и письменная. Тема текста, последовательность предложений в тексте. Знаки в конце предложения. воробей, лисица, вдруг | Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. Анализируют деформированный текст. Списывают предложения и тексты, правильно оформляя предложения на письме. Пишут зрительно-слуховые диктанты; сравнивают произношение и написание слов из словаря |
Звуки и буквы | 9 | Особенности звуков и букв. Гласные и согласные звуки и обозначение их буквами. Слова с буквой э в начале слова. Речевой этикет. Слова-приветствия. Согласный звук [й'] и буква и. Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения и другими грамматическими заданиями. Москва, ягода, карандаш | Различают звук и букву. Звуки произносят. Буквы называют. Различают гласные и согласные звуки. Делают звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Сравнивают и сопоставляют звучание слов. Делят слова на слоги, в том числе и с буквой й. Объясняют особенности гласных и согласных. Характеризуют звуки. Соотносят звук и его качественную характеристику. Списывают слова и предложения. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Записывают предложения и тексты по памяти. Анализируют деформированный текст, записывают его, правильно оформляя предложения на письме. |
Буквы и, а, у после букв шипящих. Сочетания чн, чк | 12 | Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Написание орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Диктант (32 слова) с грамматическими заданиями, рабочий, сорока, товарищ, капуста, хороший | Распознают мягкие и твердые шипящие звуки, правильно произносят их. Определяют наличие в словах орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Развивают умение правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, шу, чк, чн. Списывают тексты с данными орфограммами, проверяя написанное по учебнику. Пишут под диктовку слова и тексты. Записывают тексты по памяти. Учатся писать слова из словаря, употребляя их в тексте. Составляют предложения, правильно оформляя их на письме. Составляют тексты по серии картинок, по пословице, сопоставляя их с текстами в учебнике. |
Алфавит | 3 | Алфавит, функция алфавита в жизни людей, тетрадь | Правильно называют буквы алфавита. Производят звуко-буквенный анализ слова. Развивают умение пользоваться алфавитом в практической деятельности (при работе со словарями, при посещении библиотеки и т. д.) |
Слово и слог. Перенос слов | 6 | Слог, количество слогов в слове, правила переноса слов. Контрольное списывание с делением слов на слоги. Диктант с предварительной подготовкой, фамилия, петух, ученик, одежда, дежурный | Сопоставляют количество гласных звуков и количество слогов в слове. Делят слова на слоги, в том числе и для переноса слов. Выделяют ударный слог. Списывают слова и предложения. Пишут тексты по памяти, диктуя себе по слогам. Составляют предложения по схеме |
Предложение и текст | 7 | Коммуникативная функция предложения. Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежащее и сказуемое. Правописание заглавной буквы в начале предложения, знаки препинания в конце предложения. Диктант за первую четверть (26 слов) с грамматическими заданиями, собака, быстро | Сопоставляют слова и предложения. Анализируют деформированное предложение. Устанавливают связи слов в предложении. Составляют (в том числе и по картинке) предложения, правильно оформляют предложения на письме. Находят и подчеркивают в предложении главные члены. Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. |
Вторая четверть (35 ч) | |||
Предложение и текст (продолжение,) | 5 | Текст, признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста. План текста, типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Изложение зрительно воспринятого текста, ребята, весело, скоро | Сравнивают текст и набор предложений. Анализируют текст: определяют границы предложения, выбирают знак для конца предложения. Воспроизводят текст. Распознают типы текстов (в зависимости от цели высказывания). Соотносят текст и заголовок. Выбирают наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализируют и корректируют тексты, находят в тексте смысловые ошибки. Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам |
Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме | 8 | Твердые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Словарный диктант с предварительной подготовкой. Выборочный диктант. Изложение текста по вопросам. пальто, медведь, медведица, учитель, учительница, заяц | Сравнивают и различают твердые и мягкие согласные звуки. Группируют согласные звуки по твердости-мягкости. Характеризуют согласные звуки по мягкости-твердости. Соотносят звучание и написание слов. Объясняют случаи расхождения написания и звучания. Делят слова с ь в середине слова на слоги и переносят их на другую строку. Делают звуко-буквенный анализ слов. Группируют слова по типу орфограмм. Составляют предложения по картинке. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки (в том числе и с помощью орфографического словаря). Делят текст на части с соблюдением красной строки. Учатся писать изложение повествовательного текста |
Звонкие и глухие согласные звуки . | 5 | Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные. Способы проверки слов с парными глухими и звонкими согласными. Самостоятельная работа. Контрольное списывание сапог, мороз | Различают парные глухие и звонкие согласные. Анализируют звуковой состав слова. Характеризуют согласные звуки по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости, наличия парности звуков по этим признакам. Соотносят звучание и написание слов, объясняют расхождение звучания и написания. Находят слова, требующие проверки (с парными глухими и звонкими согласными звуками на конце). Обосновывают написание слов («докажи, что в слове глаз на конце пишется буква з»). Сопоставляют буквы в проверочном и проверяемом словах. Группируют слова по месту и по типу орфограммы. Доказывают написание слов, используя орфографический словарь. |
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах . | 11 | Ударение, ударный слог, обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка безударных гласных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Контрольное списывание. Диктант с предварительной подготовкой. Диктант (26 слов), деревня, коньки | Различают ударные и безударные гласные звуки. Находят слова, различающиеся ударением. Соотносят гласные ударные и безударные звуки и их качественную характеристику. Характеризуют гласные звуки. Определяют наличие в слове орфограмм с безударным гласным Соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания. Обосновывают написание безударного гласного в слове («Докажи, что в слове гора пишется буква о»). Группируют слова по типам орфограмм (с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем слов с орфограммами безударных гласных. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки, используя орфографический словарь учебника. |
Разделительный ь . | 6 | Разделительный мягкий знак (ь). Мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Диктант за вторую четверть (41 слово) с грамматическими заданиями. | Соотносят и сравнивают написание, произношение и значение слов с разделительным ь и без него. Сопоставляют и различают функцию ь, показателя мягкости, и функцию разделительного ь. Анализируют предложения: находят по схеме главные члены предложения и слова, связанные с ними по смыслу. Задают смысловые вопросы от слова к слову в предложении, устанавливают связь слов в предложении. Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений, выбирают знак для конца предложений. Анализируют и восстанавливают деформированный текст. |
Третья четверть (48 ч) | |||
Двойные согласные . | 3 | Обозначение долгих согласных звуков двумя одинаковыми буквами. Перенос слов с двойными согласными, суббота, класс, русский язык, берёза | Наблюдают и записывают слова с двойными согласными. Выясняют лексическое значение таких слов с использованием словаря. Определяют в слове наличие орфограмм с двойными согласными. Доказывают написание таких слов, используя орфографический словарь учебника. Делят слова с двойными согласными на слоги для переноса с одной строки на другую. Восстанавливают деформированные предложения. |
Слово и предложение. Имя существительное | (14 ч) | Функции слова в предложении и предложения в тексте. Комплексная работа по структуре текста: озаглавливание, порядок предложений в тексте, связь предложений в тексте. Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные. Структура повествовательного текста, связь частей повествовательного текста Изложение текста по вопросам. Контрольное списывание. Выборочное списывание. Изложение по вопросам с дополнением текста. Диктант (34 слова), ворона, пенал, корова, молоко, город | Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам—названиям признаков предметов, словам, обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Выделяют в предложении главные члены, устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Записывают слова и предложения под диктовку. Анализируют и восстанавливают деформированные предложения. Читают в учебнике тексты, анализируют их структуру, средства связи частей текста, озаглавливают тексты. Анализируют деформированный текст, восстанавливают его, правильно оформляя запись предложений. Воспроизводят текст по вопросам и опорным словам. |
Глагол | 9 ч | Глагол, его значение, признаки, использование в речи, начальная (неопределенная) форма глагола; употребление глаголов в форме единственного и множественного числа; формы настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов; неопределенная форма глагола. Структура повествовательного текста. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой | Ставят вопросы к глаголам в предложении. Устанавливают связь между словами в предложении. Наблюдают за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Изменяют глаголы по числам, временам (без употребления термина, по вопросам). Составляют предложения, в том числе и по картинкам. Анализируют деформированный текст. Пишут диктанты. Устанавливают последовательность частей текста |
Имя прилагательное | 8 ч | Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи; формы единственного и множественного числа; прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы). Контрольное списывание | Наблюдают за ролью имен прилагательных в речи. Ставят вопросы к именам прилагательным в предложении. Подбирают имена прилагательные к именам существительным, соотносят имена прилагательные с именами существительными (составляют словосочетания). Изменяют имена прилагательные по числам. Оценивают целесообразность выбора имен прилагательных для характеристики предмета, в том числе синонимичных и антонимичных прилагательных. Составляют текст-описание, подбирают заголовок к тексту, анализируютсозданный текст, оценивают работу с текстом. Пишут слуховые диктанты, комментируя орфограммы. Списывают тексты из учебника, находят прилагательные. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте (буквы а, у, и после шипящих, безударный гласный в двусложных словах, парные глухие и звонкие согласные на конце слов, разделительный ь), объясняют написание слов. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки |
Предлог | 7 ч | Предлог — служебная часть речи, роль предлога в предложении, правописание предлогов с другими словами. Проверочная работа, хорошо | Наблюдают за особенностями употребления предлогов в речи. Определяют наличие орфограмм в тексте (раздельное написание предлогов со словами, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений. Выбирают знак препинания в конце предложения. Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Восстанавливают деформированный текст. Составляют текст по аналогии, озаглавливают его. Пишут слуховые диктанты. Обосновывают целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения (речевой этикет: слова благодарности) |
Родственные (одно- коренные) слова | 7 ч | Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Одно- коренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов. Диктант за третью четверть (37 слов) с грамматическими заданиями | Наблюдают за однокоренными словами, вычленяя их признаки (значение и общая часть слова). Выделяют в словах корень. Наблюдают за единообразным написанием корня в родственных словах. Группируют слова по общему корню. Контролируют правильность объединения слов в группу одно- коренных слов. Подбирают родственные слова. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем родственных слов. Объясняют значение слова с помощью простейшего (устного) словообразовательного анализа. Пишут текст по памяти с предварительным языковым анализом. Составляют текст по картинке и по вопросам. Озаглавливают текст |
Четвертая четверть (43 ч) | |||
Безударные гласные в корне | 5 ч | Корень слова, ударные и безударные гласные звуки в корне, буквы для их обозначения. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Способы проверки. Контрольное списывание | Знакомятся со способом проверки безударных гласных в корне (подбор однокоренных слов) и применяют его в практике письма наряду с изменением формы слова. Подбирают однокоренные слова. Определяют в корне орфограммы (безударные проверяемые гласные). Доказывают правильность подбора проверочного слова, обосновывают написание слов («Докажи, что в корне слова трава пишется букв а»). Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Записывают тексты по памяти, применяя способы проверки безударного гласного в корне. Отгадывают загадки, списывают их, записывают отгадки. Анализируют текст в учебнике, делят его на части |
7.2. Представлены темы, предстоящие пройти учащемуся в режиме индивидуального обучения в течение апреля – мая 2016 г. при 4 часах в неделю (32 часа)
Безударные гласные в корне | 2 ч | Ударные и безударные гласные звуки в корне, буквы для их обозначения. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Способы проверки. | Определяет в корне орфограммы (безударные проверяемые гласные). Доказывает правильность подбора проверочного слова, обосновывает написание слов («Докажи, что в корне слова трава пишется букв а»). Контролирует правильность записи текста, находит неверно записанные слова и исправляет ошибки. Отгадывает загадки, списывает их, записывает отгадки. |
Парные звонкие и глухие согласные в корне | 6 ч | Корень слова, звонкие и глухие согласные звуки в корне слова,буквы для их обозначения. Правописание букв согласных в корне слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Диктант (39 слов) с грамматическими заданиями | Наблюдает за произношением и написанием парных глухих и звонких согласных в корне слова. Применяет два способа проверки написания парных звонких и глухих согласных (изменение формы слова и подбор однокоренных слов). Подбирает однокоренные слова. Определяет в корне орфограммы (проверяемые парные глухие и звонкие согласные звуки в корне слова). Доказывает правильность подбора проверочного слова. Обосновывает написание слов («Докажи, что в слове хлеб на конце пишется буква б»). Контролирует правильность записи текста, находит неверно записанные слова и исправляет ошибки. Пишет по памяти тексты и загадки. Оценивают свое написание диктанта, анализирует допущенные ошибки.. Составляет текст по опорным словам. Письменно передаёт по памяти содержание текста |
Предложение | 5 ч | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении, лопата | Анализирует деформированный текст: определяет границы предложений, выбирает знак препинания в конце предложения. Устанавливает связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы от слова к слову. Находит главные членыи зависимые от них второстепенные члены предложения. Составляет схемы предложений. Пишет диктанты, в том числе и с предварительной подготовкой. Выбирает наиболее подходящий заголовок для текста. Воспроизводит текст. Составляет текст по картинному плану и заданному началу. Анализирует и корректирует созданные тексты |
Повторение | 19 ч | Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Слог, ударные и безударные слоги. Правила переноса слов, в том числе с буквой ь, правило правописания слов с разделительным ь. Алфавит. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Предложения и текст как единицы речи учебника. Части речи: существительное, прилагательное, глагол. Роль изученных частей речи | Характеризует звуки. Делит слово на слоги, в том числе и для переноса слов на другую строку. Пользуется алфавитом (в учебных целях). Сопоставляет и сравнивает части речи по значению и роли в предложении. Определяет в словах наличие изученных орфограмм (заглавная буква в начале предложения и в именах собственных; жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн; безударные гласные звуки в корне; парные глухие и звонкие согласные в корне). Анализирует текст с точки зрения наличия в нем изученных орфограмм. Списывает тексты из Пишет тексты под диктовку и по памяти, контролирует правильность записи текста, находит неверно записанные слова и исправляет ошибки. Делит текст на части. Составляет текст по картинкам и по плану, а также с опорой на наблюдения и собственный опыт. Озаглавливает текст. Анализирует и редактирует свой текст. Оценивает текст. Находит в тексте смысловые ошибки |
2 класс - 4 часа в неделю
Название темы, раздела | Кол-во часов | Количество Контрольных ,проверочных работ, тесты | Количество Уроков развития речи | |
4 четверть ( с 01 апреля) | 32 ч. | |||
1 | Безударные гласные в корне | 2 | 1 - Проверочная работа | 0 |
2 | Парные звонкие и глухие согласные в корне | 6 | 1 - диктант | 1 Изложение по опорным словам |
3 | Предложение | 5 | 1 - Проверочная работа | |
4 | Повторение | 19 | 4 - Словарный диктант ,Свободный диктант, контрольная работа, комплексная контрольная работа | 1 сочинение. |
Итого: | 32 |
8.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебно-методические материалы:
Для учащихся:
1.Рамзаева Т. Г. Русский язык. 2класс в 2 ч.: учебник/ Т. Г Рамзаева. -М.: Дрофа 2015. -126,[2]с.: ил. ISBN 978-5-358-15170-3
2.Троицкая, Н. Б.Развитие речи 2кл.: рабочая тетрадь к учебнику Рамзаевой Т. Г «Русский язык»/Н.Б.Троицкая.- 4-е изд.,стериотип.-М.:Дрофа,2014-32с. ISBN 978-5-358-14148-3
3.Гуркова, И.В. Тесты к учебнику Рамзаевой Т. Г «Русский язык 2 класс» учеб.пособие/И.В.Гуркова-3-е изд., стериотип.-М.:Дрофа,2013.-142, [2]с.ISBN 978-5-358-12720-3
Для учителя:
Рамзаева Т. Г. Русский язык. 1—4 классы .Рабочая программа/ Т. Г. Рамзаева. -9-е изд., стереотип.-М.: Дрофа 2014.-91, [5]с.ISBN 978-5-358-14223-7
Лебедев,В.А. Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаева. «Русский язык 2 класс»: Методическое пособие-/В.А. Лебедев, Г.И. Мишуринская.-3-е изд., стериотип.- М.: Дрофа 2013.-301, [3]с.ISBN 978-5-358-11457-9
Дополнительные пособия:
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
1. Электронное приложение к учебнику. с www.drofa.ru
2.Самостоятельно составленные презентации.
3.Интернет ресурсы.
4.Уроки Кирилл и Мефодий 2класс «Русский язык» (анимированные уроки и игровые упражнения)
5.ЦОРы программа 1С
Технические средства обучения
1. Персональный компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Принтер.
9. КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
(адаптированная общеобразовательная программа для учащегося 2 класса Буркова Матвея Викторовича)
Типы уроков: У ОНЗ- урок открытия новых знаний, УК-комбинированный урок, УРР- урок развития речи, УР- урок рефлексии,
УКЗ – урок контроля знаний; УПЗиУ – урок применения знаний и умений
№ | дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Коррекционная работа | Планируемые результаты | |||
по плану | факт | предметные | Универсальные учебные действия (УУД) Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Личностные | |||||
4 четверть ( с 01 апреля ) – 32 часа Безударные гласные в корне -5 часов – продолжение изучения темы - 2 часа | |||||||||
1 | 04.04 | 4. Упражнения в написании безударных гласных в корне. | УПЗиУ | Корень слова, ударные и безударные гласные звуки в корне, буквы для их обозначения. | Игра на коррекцию поведения «Плохо – хорошо» Упражнение «Портрет из зазеркалья». | Правильно оформлять предложение на письме; Уметь применить способ проверки безударных гласных в корне и доказывать правильность подбора. | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Познавательные: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осознавать способы действий при решении учебных задач. | Положительно относиться к учению. Испытывать желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | |
2 | 05.04 | 5. Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне» | УКЗ | Проверка усвоения программного материала по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» Умение применять знания на практике.. | Игра «Мой шанс на победу» - коррекция волевой саморегуляции | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами; находить орфограммы в тексте; графически объяснять написание безударных гласных в корне | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Стремиться совершенствовать собственную речь. | |
Тема « Парные звонкие и глухие согласные в корне» - 6 часов | |||||||||
3 | 06.04 | Парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их сильная и слабая позиция. | У ОНЗ | Корень слова, звонкие и глухие согласные звуки в корне слова, буквы для их обозначения. | Упражнения на развитие внимания «Найди лишнее» Игра «Ад или рай» - коррекция поведения. | Наблюдать за произношением и написанием парных глухих и звонких согласных в корне слова. | Познавательные: Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Осознавать способы действий при решении учебных задач. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Стремиться открывать новое знание. | |
4 | 07.04 | .Проверка парных согласных в корне. | УПЗиУ | Правописание букв согласных в корне слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Упражнения на развитие внимания «Всё ли на месте?» Игра «Ад или рай» - коррекция поведения. | Применять два способа проверки написания парных звонких и глухих согласных (изменение формы слова и подбор однокоренных слов). Подбирает однокоренные слова. | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
5 | 11.04 | Орфограмма. Опознавательные признаки. | У ОНЗ | Распознавание изученной орфограммы. Её различие с другими орфограммами. | Игра «В стране забытых слов» (как научиться выполнять свои обещания) | Определяет в корне орфограммы (проверяемые парные глухие и звонкие согласные звуки в корне слова). Доказывает правильность подбора проверочного слова. Обосновывают написание слов («Докажи, что в слове хлеб на конце пишется буква б»). | Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
6 | 12.04 | Р.Р. Изложение по опорным словам. | УРР | Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии. | Игра на внимание «Найди меня» | Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), (после предварительной подготовки); ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов. | Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы его построения. | Испытывать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка. Осознавать ответственность за написанное слово. | |
7 | 13.04 | Контрольный диктант. | УКЗ | Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне». | Игра на снятие эмоционального напряжения «Моя радуга – дуга» | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, находить орфограммы в тексте; разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое. | Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
8 | 14.04 | Пишу правильно - Работа над ошибками. | УР | Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографич. правил. | Игра на внимание «Найди меня» | Находить, анализировать и исправлять ошибки; подбирать примеры для изученных орфографических правил. | Регулятивные: Самостоятельно формулировать собственное незнание .Работать по плану, сверяя свои действия с целью. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
Тема « ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - 5 часов | |||||||||
9 | 18.04 | Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения. | УК | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Отличительные признаки главных частей речи.
| Игра «В стране забытых слов» (как научиться выполнять свои обещания) Игра «Ад или рай» - коррекция поведения. | Определять границы предложений, выбирать знак препинания в конце предложения. Устанавливать связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы от слова к слову. Находить главные члены и зависимые от них второстепенные члены предложения. Составлять схемы предложений. | Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
10 | 19.04 | Связь слов в предложении. | У ОНЗ | Связь слов в предложении. Деформированный текст. Построение правильных предложений. | Игра «В стране забытых слов» (как научиться выполнять свои обещания) Игра «Ад или рай» - коррекция поведения. | Анализировать деформированный текст Устанавливать связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы. | Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы его построения. | Испытывать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка. Осознавать ответственность за написанное слово. | |
11 | 20.04 | Смысловая связь между предложениями в тексте. | УПЗиУ | Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии, использовать в речи синонимы. | Вербальное упражнение "Попугай" | Устанавливать связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы. Распознавать изученные орфограммы. | Познавательные + Коммуникативные: Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать участие в учебном сотрудничестве. | Испытывать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка. Осознавать ответственность за написанное слово. | |
12 | 21.04 | Деление предложений на смысловые отрезки. Пауза. | У ОНЗ | Развитие умений связно передавать текст в устной речи; делить текст на части, смысловые отрезки. Применять на практике изученные правила орфографии, | Вербальное упражнение "Попугай" | Определять границы предложений, выбирать знак препинания в конце предложения. Устанавливать связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы от слова к слову. Составлять схемы предложений. | Познавательные + Коммуникативные: Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Принимать участие в учебном сотрудничестве. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
13 | 25.04 | Проверочная работа по теме «Предложение» | УКЗ | Проверка усвоения программного материала по теме «Предложение» Умение применять знания на практике. | Игра «В стране забытых слов» (как научиться выполнять свои обещания) Игра «Ад или рай» - коррекция поведения. | Устанавливать связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы. Распознавать изученные орфограммы. | Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой, учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
Тема «Повторение» - 19 часов | |||||||||
14 | 26.04 | Обобщение знаний о видах текста. | УПЗиУ | Виды текстов. Их особенности. Распознавание текстов: описание, повествование, рассуждение. Предложения и текст как единицы речи. | Игра: "Клубочек" развитие коммуникативных навыков. Игра «Ад или рай» - коррекция поведения. | Распознавать изученные виды текста. На практике выделять их особенности. Разделение текста и предложения. | Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы его построения. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
15 | 27.04 | Связь слов в предложении. | УПЗиУ | Предложение. Их виды. Связь слов в предложении. | Игра: "Клубочек" развитие коммуникативных навыков. | Предложение как структурная единица текста. Устанавливать связь слов в предложении при работе с деформированным предложением и текстом. | Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой общения ориентироваться в ситуации общения. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой, учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
16 | 28.04 | Упражнение в написание слов в алфавитном порядке. | УПЗиУ | Алфавит. Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Слог, ударные и безударные слоги. | Игра "Танец шляпы"- развитие внимания, моторной координации. | Значение алфавита и применение в практической жизни. Правописание безударных гласных в корне. | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
17 | 03.05 | Свободный диктант. | УКЗ | Проверка усвоения писать под диктовку текст с изученными орфограммами. Использовать собственные мысли для создания текста. | Игра "Танец шляпы"- развитие внимания, моторной координации. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами, находить орфограммы в тексте; использовать изученные правила постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. | Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы его построения. | Испытывать интерес к письму; к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | |
18 | 04.05 | Р.Р. Сочинение | УРР | Написание сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой. Подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. | Игра "Танец шляпы"- развитие внимания, моторной координации. | Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану, грамотно оформлять предложения на письме, использовать выразительные средства речи. | Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы его построения. | Чувствовать красоту и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. | |
19 | 05.05 | Работа над ошибками. | УР | Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил. | Игра «Упрямый ослик» - расширение поведенческого «репертуара» развитие умения позитивно разрешать проблемные ситуации. | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание; решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
20 | 10.05 | Обобщение знаний об именах существительных. | УПЗиУ | Значение имени существительного в речи; формы единственного и множественного числа; существительные, противоположные по смыслу (антонимы). | Игра «Упрямый ослик» | Наблюдать за употреблением существительных в речи в разных формах числа. Изменять существительные по числам. Распознавать их среди других частей речи. | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Чувствовать красоту и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | |
21 | 11.05 | Итоговая контрольная работа за год | УКЗ | Применение полученных знаний на практике. | Упражнение «Узнай меня» - снятие эмоционального напряжения. | Видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам; видеть в предложении главные члены, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами. | Коммуникативные Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). | |
22 | 12.05 | Обобщение знаний об именах прилагательных. | УПЗиУ | Значение имени прилагательного в речи; формы единственного и множественного числа; прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы). | Игра «Упрямый ослик» | Наблюдать за употреблением прилагательных в речи в разных формах числа. Изменять прилагательные по числам. Распознавать их среди других частей речи. | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой, учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
23 | 16.05 | Обобщение знаний о глаголе. | УПЗиУ | Глагол, употребление глаголов в форме ед. и множ. числа; формы настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов; неопределенная форма глагола. | Игра «Надуй воздушный шарик злостью”, Надуй воздушный шарик радостью и добротой» | Наблюдать за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Изменять глаголы по числам, временам (без употребления термина, по вопросам). | Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Чувствовать красоту и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | |
24 | 17.05 | Упражнение в правильном переносе слов. | УПЗиУ | Правила переноса слов, в том числе с буквой ь, правило правописания слов с разделительным ь. | Игра «Надуй воздушный шарик злостью”, Надуй воздушный шарик радостью и добротой» | Уметь правильно выполнять перенос слов с различными особенностями. | Регулятивные Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой, учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
25 | 18.05 | Упражнение в написании безударных гласных в корне. | УПЗиУ | Слабая и сильная позиция гласных в слове. Способы проверки написания безударной гласной в корне. | Игра «Упрямый ослик» | Правильно оформлять предложение на письме; Уметь применить способ проверки безударных гласных в корне и доказывать правильность подбора. | Регулятивные Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
26 | 19.05 | Административная комплексная контрольная работа. | УКЗ | Применение полученных знаний на практике. | Упражнение «Узнай меня» - снятие эмоционального напряжения. | Видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами. | Регулятивные Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой, учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
27 | 23.05 | Упражнение в написании парных согласных в корне. | УПЗиУ | Слабая и сильная позиция согласных в корне слова. Способы проверки написания парных согласных в корне. | Упражнение “Хочухалки”. | Правильно оформлять предложение на письме; Уметь применить способ проверки парных согласных в корне и доказывать правильность подбора. | Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы его построения. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
28 | 24.05 | Упражнения в написании парных согласных на конце слова. | УПЗиУ | Слабая и сильная позиция согласных в корне слова. Способы проверки написания парных согласных в конце слова. | Игра «Упрямый ослик» | Правильно оформлять предложение на письме; Уметь применить способ проверки парных согласных на конце слова и доказывать правильность подбора. | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой, учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
29 | 25.05 | Упражнения в написании слов с двойными согласными. | УПЗиУ | Слова с двойными согласными. Расширение словарного запаса ребёнка. Загадки с отгадками – словами с двойными согласными. | Упражнение «Волшебная лавка» | Правильно оформлять предложение на письме; Правильно писать слова с двойными согласными и переносить их на письме. | Регулятивные Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой, учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
30 | 26.05 | Упражнения в написании слов с непроверяемыми гласными Словарный диктант. | УК | Словарные слова. Правильное их написание. Распознавание слов с непроверяемыми гласными. | Упражнение «Волшебная лавка» Игра «Надуй волшебный шарик» | Знать и уметь писать слова с непроверяемыми гласными в корне. Словарные слова. Работа с орфографическим словарём. | Регулятивные: Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | |
31 | 30.05 | Различные орфограммы, их распознавание. | УПЗиУ | Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса. | Упражнение “Хочухалки”. | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание; решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. | Регулятивные Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средств её осуществления. Познавательные: Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой, учителя. Стремиться к совершенствованию своей учебной работы | |
32 | 31.05 | Урок – игра «Стань отличником!» | УПЗиУ | Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса. | Упражнение “Хочухалки”. Игра «Надуй воздушный шарик радостью» | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание; решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. | Регулятивные Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | |
Упражнения, направленные на коррекцию асоциального поведения, создание атмосферы сотрудничества, дружбы и взаимопомощи.
Игра: "Клубочек"
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединись ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Игра: "Поварята"
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Описание игры: все дети встают в круг - это "кастрюля" или "миска". Затем договариваемся, что будем "готовить" - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Воспитатель - ведущий, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового "блюда".
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с "продуктами": резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Игра: "Танец шляпы"
Цель: развитие внимания, моторной координации.
Необходимые приспособления: шляпа, музыкальное произведение.
Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая её на голову соседа. Когда музыка прервётся, участник, на голове которого осталась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети - повторить его. Затем игра продолжается.
Комментарий: в этой игре шляпа, по сути, является "отвлекающим манёвром", так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребёнку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнёра и станцевать с ним.
Игра: "Быстрые ответы"
Цель: игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку.
Описание игры: игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей.
Комментарий: ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным.
Игра «Упрямый ослик» - расширение поведенческого «репертуара» школьников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения
Истинно застенчивые дети покладисты. Родители почти никогда не жалуются на их упрямство и негативизм. Ребенок другого склада начинает бунтовать, когда на него давят. А «невидимки» терпят, хотя сила давления, оказываемая на них родителями, обычно больше, чем в других семьях.
Поэтому истинно застенчивому ребенку полезно хотя бы в игре побыть упрямцем. Не бойтесь, он не переймет дурных привычек, а просто еще немного раскрепостится. Тем более, что ослик по сюжету будет попадать в смешные и нелепые ситуации. Игра проводится на ширме. Все должно вертеться вокруг нежелания ослика подчиняться хозяину. Вот он идет навьюченный с базара и на полпути ложится на дорогу, отказываясь идти дальше. Вот он увидел аппетитную колючку и бежит к ней, не поддаваясь на уговоры хозяина. А потом молчит, когда надо закричать, и наоборот, кричит, когда надо замолчать, и т.п. Поинтересуйтесь мнением ребенка (но не в самом начале игры, а немного погодя), добрый ли у ослика хозяин, не слишком ли он нагружает ослика разными заданиями. Может быть, ослик просто устает и потому упрямится? Меняйтесь в процессе игры ролями.
Упражнение “Хочухалки”.
Цель: Тренировка умения владеть своими чувствами.
Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву или предмет. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое “хочу выкрикнуть”, дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
Упражнение «Волшебная лавка»
Ребёнку предлагается «купить» в волшебной лавке необычные вещи: доброта, честность, снисходительность, терпимость, умение владеть собой, чуткость, доверие, общительность, смелость, терпение, расположенность к другим, доброжелательность.
Купить их можно не за деньги, а за те качества личности, которые не очень нравятся ребёнку: несдержанность, грубость, ложь, агрессивность, обидчивость, нетерпимость, злоба, зависть и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированные рабочие программы 2 класс(программа "Школа России") (июнь 2018г.)
Содержат внутрипредметные образовательные модули....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2
Адаптированные программы 1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2 ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительного по 4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительно...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...