Урок руского языка в 3 классе Род имён существительных
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Титова Елена Николаевна

Конспект урока русского язык в 3 классе   (ОС «Школа 2100»).

Тема урока: Род имён существительных.

Задачи урока:

- систематизировать и обобщить знаний о родах имен существительных;

- развивать умения учащихся определять род имен существительных;

- познакомить с существительными, которые не изменяются по числам;

- учить правильно употреблять в речи формы существительного;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать творческое воображения

- укреплять здоровье и работоспособность учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского язык в 3 классе   (ОС «Школа 2100»).

Тема урока: Род имён существительных.

Задачи урока:

- систематизировать и обобщить знаний о родах имен существительных;

- развивать умения учащихся определять род имен существительных;

- познакомить с существительными, которые не изменяются по числам;

- учить правильно употреблять в речи формы существительного;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать творческое воображения

- укреплять здоровье и работоспособность учащихся.

Оборудование: учебник русского языка (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), рабочие тетради, таблицы со схемами, карточки с индивидуальными заданиями, круги : красные, зелёные, жёлтые, карточки с названием родов, перфокарты, картинки, словари.

                                                     Ход урока:

Организационный момент.   Прозвенел звонок весёлый

                                                    Вы пришли сегодня в школу,
                                                   Чтобы знания добыть,
                                                    Грамотными в жизни слыть.

Актуализация знаний

- Ребята, пожалуйста,  посмотрите на доску,  у меня здесь была написана пословица, а сейчас я вижу какой-то набор слов.  Подумайте и исправьте. Прочитайте получившуюся пословицу.

здоровый теле – дух В здоровом .

-Давайте запишем пословицу в тетрадь. Как вы её понимаете? (выслушиваются ответы детей) На мой взгляд,  в зимнее время года  нужно особенно внимательно относиться к  своему здоровью. То перепады температур, то инфекция подстерегает, а сейчас вообще гриппом пугают. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?  (Выслушиваются ответы детей: закаливание, правильное питание, поменьше расстраиваться, и конечно, занятия физкультурой и спортом). Как раз на этих картинках изображено то, что поможет нам сохранить здоровье.

Словарная работа вывешиваются картинки: бассейн, коньки, кроссовки, овощи.  

- Запишите эти слова на доске и тетрадях.

      Ноги под партой,
     Руки у края,
     Тетрадь под наклоном,
     Спинка прямая.

- Определяем ударный слог и опасное место. Как одним словом назвать эти слова? (имена существительные.)

- Что вы знаете об именах существительных? (систематизируются знания об имени существительном)

Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает различные конкретные предметы, даёт названия живым существам, явлениям природы, событиям, абстрактным понятиям. Существительное обозначает одушевлённые и неодушевлённые предметы, является собственным или нарицательным, бывают сущ. мужского, женского, среднего рода, употребляются в форме единственного или множественного числа. Изменяются по падежам

На доске постепенно открывается схема:

           ИМЯ существительное

                                      самостоятельная часть речи

обозначает предмет кто?      что?    собств. нариц. м.р. ж.р. ср.р   изменяется  по    

                                  одуш.    неодуш                                           числам и  падежам  

- Вы сказали, что имя существительные  принадлежат к одному из трёх родов. Зачем существительному род? Вот, например ни в китайском, ни в турецком, ни в татарском, да и во многих других языках деления имён существительных на рода нет. А в русском языке - это сила многовековой привычки: так уж мы привыкли наделять предметы отсутствующими у них качествами мужественности или женственности. Может ли род имён сущ. изменяться. например имя существительное  ж.р. может стать м.р. или ср.р.? Расскажите правило о родах имён существительных. Пожалуйста, определите, ребята,  род данных существительных: бассейн, овощи, коньки, кроссовки.

(Род  сущ. бассейн дети определяют легко, род сущ. овощи, коньки и кроссовки определить затрудняются),

Постановка проблемы: почему трудно определить род сущ. коньки, кроссовки ? ( эти сущ. во мн. числе). Что нужно сделать, чтобы определить род сущ. ? (поставить в начальную форму- ед.ч, И.п.)  Существительное кроссовки употребляются только в форме мн. ч.  А можем мы определить род существительного овощи?  ( можем, для этого нужно существительное поставить в начальную форму).

Постановка цели урока: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Верно,  сегодня на уроке мы будем учиться определять род имён существительных

Упражнения в определении рода им. сущ

  1. Работа в группах: каждой группе предлагается лист с написанными  именами  существительными, необходимо указать род одного имени  существительного  и передать лист следующему.

Спорт-

Красота-

Здоровье-

Бег-

Физкультура-

Растирание-

Хоккей-

      Гимнастика-

Закаливание-

Листочки собираются, быстро проверяются, подводятся итоги.

-Пожалуйста, скажите, возникли у вас трудности при выполнении этого упражнения? (нет) Почему? (существительные написаны в начальной форме).

2. Упражнение в определении рода существительных , употреблённых в косвенном падеже?

-Прочитайте предложение.

 Профилактика старенья   в  бесконечности движенья. 

- Что это? (пословица) Как вы её понимаете? Все ли слова вам понятны? А что такое профилактика? (

дети высказываются). Давайте прочитаем об этом слове в толковом словаре. Назовите орфограммы. Запишите пословицу в тетрадь.

      Ручка! Мы с тобой друзья!
     Нам на "три" писать нельзя,
     Постараемся опять,
     И напишем все на "5"!

       -Обозначьте орфограммы. Давайте определим род сущ. Можем сразу это сделать?    (нет) Почему?

Постановка проблемы как определить род сущ. в косвенном падеже? (необходимо сущ. поставить в начальную форму)

- Определяем род.

Дети под руководством учителя формулируют вывод.  

Вывод: чтобы определить род имён существительных  во мн.ч и косвенных падежах, существительное нужно поставить в начальную форму. 

Физ. минутка  

3.Упражнение в правильном употреблении имён сущ. определённого рода

Творческий диктант.

-Ребята, я вам буду диктовать предложения, а ваша задача их закончить и правильно записать.

Детям нужна полезная… (еда, пища) Школьники поедут на лыжное…(соревнование)  Ребята на коньках мчатся по гладкому ( льду, катку)

Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся молодец!

Проверка выполнения задания: какие слова вы вставили,  какого они рода, надпишите род.

4. Обобщающее упражнение. Итак, ребятки, какие же у нас есть помощники в сохранении здоровья. Выберите имена существительные. Сейчас я приглашаю представителей от каждого ряда, они по очереди будут называть  им. сущ., а вы будете определять их род и показывать нужную карточку.

Вывод: 1. Какого рода бывают им. сущ?

         2. Какой это признак?

  1. Что нужно сделать, чтобы определить род существительного, употреблённого во мн.ч. или косвенном падеже?

Самостоятельная работа

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, вы самостоятельно должны заполнить их. Не забудьте на обратной стороне написать свою фамилию и имя).

Сущ.

Нач. форма

в И.п., в Ед.ч.

Одушевл.

Собств.

      Род

Число

Неодушевл.

Нарицат.


(те ученики, которые быстро справляются с заданием, они получают ещё задание на перфокартах)

Подведение итогов урока

-Чему мы учились сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

Рефлексия: Дети, у вас на столе лежат кружки: красные, зелёные и жёлтые. Сейчас поднимите кружок одного из  цветов. Напоминаю, если на уроке у вас всё получилось и вы довольны собой, то поднимите зелёный кружок. Если были затруднения и вам нужна помощь - жёлтый, если урок для вас совсем не удался, то красный.

Домашнее задание: выполнить упражнение № 263

-Спасибо за хорошую работу. (Называются имена активно работающих учеников). После проверки самостоятельной работы, сообщу отметки.

-Желаю вам быть здоровыми и  жизнерадостными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"

Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...