КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО Тема: Методика обучения русскому языку в ОС «Школа 2100»
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Титова Елена Николаевна

Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № : с уиоп, Г.О.Подольск, мкр.Климовск

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО

Тема: Методика обучения русскому языку в ОС  «Школа 2100»

Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № : с уиоп, Г.О.Подольск, мкр.Климовск

Методика обучения  русскому языку в ОС  «Школа 2100»

 

 

Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире,  изменять этот мир, вносить в него что-то новое,  кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.


«Выращивание» именно такой личности ставит перед собой цель ОС «Школа 2100»  (авторы А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев и др). Данная образовательная система располагает теоретической концепцией, которая базируется на принципах комфортности, формирования целостного образа мира, обучения деятельности минимакса, обеспечена комплектом учебников и пособий, обеспечивающих реализацию непрерывного и преемственного образования на всех ступенях обучения, единое методическое и психологическое пространство.


Для учителя современной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы концептуальные положения комплекта?
  2. В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?
  3. Каковы особенности методики преподавания?
  4. Какова роль УМК в формировании у обучающихся умения учиться?

Так в чем же особенность УМК по русскому языку ОС "Школа 2100"?

Учебники и учебные пособия на всех ступенях образования: дошкольное образование – начальная – средняя – основная школа создавались единым творческим коллективом на основании общей концепции, содержательных линий развития, единого подхода к построению образовательного процесса.


Учебники и учебные издания нового поколения, которые дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.  

Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии способствует пониманию содержания предмета изучения. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.


В основу учебников ОС «Школа 2100» заложен принцип «минимакса», что позволяет реализовать свою индивидуальность каждому учителю, легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса. Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмёт все, что ему дают, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и «максимумом» в соответствии со своим индивидуальными возможностями и способностями. При этом создаётся мотивация учебной деятельности, то есть ученик знает, что за учебный материал он будет изучать, каковы конкретные задачи и ожидаемый результат обучения.


Данные учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых. Это создает возможность ученику выбрать свой образовательный маршрут.
Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий помогают ребятам самим выделить важную информацию.  В учебниках большое количество творческих заданий, которые учат применять полученные знания в жизни.  Задания к иллюстрациям развивают наблюдательность, умение «вычитывать» информацию из иллюстрации.


В конце каждой темы представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.


Качественное дидактическое и методическое обеспечение к каждому курсу позволяет учителю проектировать урок, не привлекая дополнительный материал.

 

Рабочие тетради с печатной основой позволяют организовать дифференцированную работу, помогают в отработке навыков и умений по изучаемому материалу, позволяют отследить успешность ученика, выявить трудности в освоении материала, организовать работу по повторению и обобщению материала, контролю знаний, умений и навыков, привлекают ребят к творчеству.


Большое внимание уделяется общеучебным умениям, которые формируются благодаря заданиям, разработанным авторами учебников.


Интерес к изучению русского языка нужно поддерживать средствами самого языка. Поэтому в учебниках авторы непрерывного курса, с одной стороны, регулярно обеспечивают исследовательскую работу учащихся: так организуют учебный материал, чтобы они сами, наблюдая, анализируя, сравнивая, открывали законы языка, те или иные свойства языковых единиц, выводили закономерности и формулировали правила письма. С другой стороны, в качестве дидактического материала предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие не только изучить или закрепить материал по конкретной теме, но и почерпнуть полезную научную информацию, увидеть красоту художественного текста, провести комплексный анализ текста, увидеть, как «живут» в нем, например, разные части речи или как работают законы языка.


УМК открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм, делая обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок.


Но каким бы отличным не был УМК, успешность работы может быть обеспечена лишь при освоении учителем новых технологий. Нельзя работать по новым учебникам старыми методами. Поэтому каждому учителю необходимо освоить  технологии ОС «Школа 2100»: технологию  проблемно-диалогического обучения, технологию формирования типа правильной  читательской деятельности, развивающую идеи технологию  оценивания учебных достижений и проектную технологию.

Конечно, проблемный диалог - не новая технология. Но именно образовательная система «Школа 2100» впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю.


Первая проблема, встающая перед учителем, перешедшим на УМК «Школа 2100», - это нехватка времени. Как уместить  в 40-45 минут урочного времени материал, который дан не только в самом учебнике, но и в рабочей тетради, тетради для самостоятельных и контрольных работ? А ведь еще практически на каждом уроке творческие диктанты, тематические тесты, небольшие зарисовки, работа со словарем и ещё, и ещё… А проблемно-диалогический метод? Попробуй подвести к постановке проблемы! А гипотезы?.. Ведь их нужно не только выслушать, но и еще найти аргументы или  выдвинуть контраргументы… А закрепление? Тоже время!


Конечно же, необходима тщательная подготовка учителя к каждому уроку, постепенное овладение новыми технологиями, очень важен обмен опытом с коллегами, и самое главное, желание творить. Проработав по УМК ОС «Школа 2100», я  заметила, что изучение русского языка стало для учащихся не скучной необходимостью, а вполне мотивированным и интересным процессом. Материал, помещенный в учебниках, позволяет нам вместе с ребятами наблюдать, исследовать, сравнивать, "открывать" законы языка, выводить общие закономерности. Процесс обучения стал у нас творческим.


В учебниках русского языка существует линию развития речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные "плоды" совместного труда - учебника (его авторов), учителя и ученика! А кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика. Раз в учебнике, значит я смогу, я знаю, я учусь!!!


Очень важно, что в учебниках по русскому языку разработан теоретический материал, он представлен не только в виде традиционных правил и определений, но и в форме текстов. Каждое занятие завершается итоговыми заданиями исследовательского, творческого характера. Среди них выделены задания, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, выполнение которых требует не только предметных, но и общеучебных умений. Совершенствование коммуникативных умений осуществляется на речевых практикумах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Литературное чтение+ русский язык. 1 класс. Школа 2100. Тема: Алфавит

Данный урок позволяет в занимательной форме закрепить знаие алфавита и пополнить знания младших школьников...

конспект и презентация по теме «Написание слов типа Орёл и орёл», русский язык, 2 класс, школа 2100

Предмет: русский язык.Класс: 2 БПрограмма: УМК «Школа 2100»Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».Тип урока: урок развития умений....

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

МЕТОДИКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье раскрывается сущность использования компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются некоторые формы и направления использования КТ в учебном п...