: «Имена собственные и нарицательные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Умение различать, употреблять в речи, грамотно писать имена собственные и нарицательные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_sobst_i_narits.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык Класс: 2 УМК: Перспектива
Тип урока: получение новых знаний.
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Цель: умение различать, употреблять в речи, грамотно писать имена собственные и нарицательные
Задачи:
— формировать представления детей об основном назначении имен собственных;
— ввести термин «имена нарицательные»;
— закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;
— развивать речь обучающихся при работе с текстом;
— воспитывать стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
Планируемые результаты: | Формируемые универсальные учебные действия: |
личностные: ученик · проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу · понимает причины успеха в учебной деятельности метапредметные: ученик учится · понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; · работать в паре, оценивать себя под руководством учителя; · включаться в коллективное обсуждение проблем, проявлять активность, стремление высказаться. предметные:
| личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение. |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение. Окружающий мир. | Фронтальная, работа в группах, индивидуальная. | Учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику русского языка CD – электронный носитель( Медиа-русский язык, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина,2 кл), авторская презентация, карточки для индивидуальной работы с разной степенью сложности. |
Этап урока. Цель. | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Мотивация Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности. | Эмоциональный настрой Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Чтобы грамотно писать. - Чтобы всё у вас получилось вспомним волшебные слова: НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ- РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД. | Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний. Цель - Актуализация знаний с целью решения учебной задачи: открытия нового знания об именах собственных и нарицательных. | Постановка учебной задачи, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями. | -Продолжите ряд по заданному алгоритму. А*а*Б*б*В*в… -Как продолжили ряд? Почему? -Зачем нужны заглавные буквы? Самоопределение к деятельности - Попробуем определить тему урока. Я прочитаю вам стихотворение Е. Измайлова: Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти, не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто. Буква такого высокого роста. -Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы независимо от места положения в предложении? - Как вы считаете, вы уже всё узнали об именах собственных и достаточно хорошо владеете этой темой? - Определите тему и цель нашего урока. - Сейчас я буду читать загадки, а вы на них отвечать. Если ответите правильно, то на доске появится карточка. Приготовьтесь доказать свой вариант ответа. Той девочки нет прекрасней, Той девочки нет умней, И Пьеро её воздыхатель, Целый день он поёт о ней. - Как вы думаете, какое правило я должна вспомнить. Чтобы правильно написать это слово? Слайд 1 (появляется карточка со словом Мальвина) - Запишите слово в свою таблицу. -Может быть, вы вспомните, из какого произведения пришла на урок к нам эта героиня и кто автор этого произведения? -Докажите, о ком или о чём пойдёт речь в следующей загадке. В Простовкашино живёт. Всё хозяйство там ведёт. Адрес точно я не знаю, Но фамилия морская. -Из какого произведения пришли эти герои и кто его автор? - У меня два варианта записи этого слова: с заглавной буквы и ли со строчной? -Какой вариант вы считаете верным? Докажите. Слайд 2 (появляется карточка со словами «Матроскин» и «матроскин») - Запишите слово в свою таблицу. -Вспомните, как Матроскин назвал свою корову? - Как запишите это слово? -Запишите это слово в таблицу. Слайд 3 ( появляется карточка со словами «Мурка») - Продолжите фразу: Дядя Фёдор, Матроскин, Шарик жили в деревне… - О чём необходимо помнить, чтобы грамотно написать слово? Слайд 4( появляется карточка со словами «Простоквашино») -Попробуйте определить, какое задание мы будем выполнять со словами из таблицы? Слайд 5( Мальвина Матроскин Мурка Простоквашино) - С этими словами можно выполнить все предложенные вами виды работ. Я предлагаю вам поработать в парах. Напротив каждого слова записать, что оно обозначает и выделить в этих словах орфограммы. - Проверьте правильность выполнения работы. Слайд 6 ? ? Мальвина девочка Матроскин кот Мурка корова Простоквашино деревня -Внимательно посмотрите на слова второго столбика, попробуйте найти лишнее? -Какие орфографические ошибки допустили? Исправьте их. Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются. - Поставьте звёздочку на полях те ребята, которые всё выполнили без ошибок. | Дети продолжают ряд до конца строки(Г*г*Д*д*Е*е) - Вспомнили алфавит. - Чтобы писать начало предложения, имена, фамилии. Отчества людей, названия рек, городов, улиц… - Собственные имена существительные. Ответы детей. Определяют тему урока. -Повторение написания имён собственных. Дети отгадывают загадки, доказывая правильность своего ответа. - Я думаю, что в этой загадке говорится о Мальвине. Пьеро посвящал ей свои стихи. -Имена людей пишутся с большой буквы. - В слове пишется мягкий знак – показатель мягкости. Дети записывают слово в таблицу в тетрадях. - Автор этого произведения А. Толстой, а называется оно «Золотой ключик или приключения Буратино». -Вэтой загадке говорится о коте по кличке Матроскин. - Матроскин вёл хозяйство, фамилия у него была морская. - Эти герои из произведения Э Успенского «Трое из Простоквашино». -Я считаю, что слово надо писать с заглавной буквы, потому что клички животных пишутся с заглавной буквы. Дети записывают слово в тетрадь. - Корову звали Мурка. - С заглавной буквы, потому что клички животных надо писать с большой буквы. Дети записывают слово в таблицу на индивидуальных карточках. - Простоквашино. -Географические названия пишутся с заглавной буквы. Выслушиваются ответы детей. Дети работают в парах. -Деревня неодушевлённое существительное, а остальные слова одушевлённые. - Кот. (1 слог, не из словаря) Дети проводят самоанализ своей работы. Оценка своего результата. | Познавательные: - классифицировать объекты Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Открытие нового (знания, способа действия) Цель - научить объяснять различие имен собственных и нарицательных. | Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.) | Создание проблемной ситуации. -Предположите, что могут обозначать вопросительные знаки в таблице? -Как можно, назвать, одним словом записанные слова в первом столбике? -Можно ли этими словами назвать целую группу предметов? - Как придумали выделять на письме имена собственные? - Впишите в таблицу название слов в первом столбике. Слайд 7 - Предположите, как можно назвать имена существительные второго столбика? - Где можно найти ответ на этот вопрос? - Давайте послушаем авторитетное мнение профессора Самоварова (эл. приложение к учебнику русского языка) - Сравним его мнение с формулировками учебника (с.15) - Что узнали нового? - Как назовём слова второго столбика? Слайд 8 - Сформулируйте правило написания имён собственных и нарицательных. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают и аргументируют собственное мнение - Собственные. -Нет. Это слово может называть только один предмет. - Записывать их с заглавной буквы. Дети записывают слово в таблицу. Выслушиваются предположения детей. - В учебнике, в Интернете. Работают с информацией об именах собственных и нарицательных, представленной на электронном носителе и в учебнике с комментированием. Делают обобщение. - Нарицательные. Дети формулируют правило. | Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физминутка. | Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. Смотрит вверх и смотрит вниз. Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу) И с него свалилась вниз (глаза – в пол). Повторить 2-3 раза. - Как же напишем слово Варвара? Объясните. -К какой группе отнесём это слово. | Выполняют гимнастику для глаз. - С заглавной буквы. Это имя. - Собственные имена существительные. | ||
Применение новых знаний. Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных. | Самостоятельная работа (в парах, группах). | Применение новых знаний. 1.На доске записаны слова: (М, м)осква, (Г,г)агарин, (Р,р)акеты, (С,с)обаки, (Я,я)на, (Г,г)ород. - Какое задание будем выполнять? Предположите. - Каким правилом будете пользоваться? Самостоятельная работа. -Сравните свою работу с образцом. Слайд 9 - Кто из вас знает, кем был Гагарин? - На какой ракете он облетел нашу планету? - Как напишите название космического корабля? -А название нашей планеты? - Можно ли собственные имена существительные «Восток» и Земля употребить в речи как нарицательные? - Поставьте звёздочку на полях те ребята, которые всё выполнили без ошибок - На какие ещё группы можно разделить эти слова? | -Записывать слова в два столбика. Дети повторяют правило. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Самоконтроль: оценивают правильность выполнения заданий (какие слова записали и как). - Первый в мире космонавт. -Ракета была названа «Восток». - Название планеты напишем с заглавной буквы, потому что это имя собственное. - Можно, если слово восток будет обозначать сторону горизонта, а слово Земля - почва. - Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. - Существительные единственного и множественного числа. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; |
Психофизическая тренировка | Напряженье улетело… И расслаблено всё тело. И расслаблено всё тело… Будто мы лежим на травке… На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас… Дышится легко… ровно… глубоко… Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется… Нам понятно, что такое Состояние покоя! | Выполняют упражнение для релаксации. | ||
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным. Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных. | Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. | 2.Развитие речи. - Составьте предложения со словами из презентации. Слайд 10 - 16(слова Лев, орёл, Пушок, лилия, шарик, Роза, Уголёк). - Запишите в тетрадь. Котёнок Пушок играет с клубком. Подчеркните имена собственные одной чертой, а нарицательные волнистой линией. - Какие нарицательные имена существительные подчеркнули? -Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как его можно проверить? 3. Самостоятельная работа. - У вас есть карточка с деформированными предложениями. Спишите их. В каждом предложении есть слова одинаковые по форме, но разные по значению. Подчеркните имена собственные. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. - Поставьте звёздочку на полях те ребята, которые всё выполнили без ошибок. | Дети составляют предложения. Дети записывают предложение и подчеркивают слова по заданию.. -Нарицательные имена существительные –это котёнок и клубком - Котёнок –проверочное слово кот. Дети записывают предложения. УЛЕТЕЛ ОРЁЛ В ГОРОД ОРЁЛ. КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ. НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ. НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. | |
Итоговая рефлексия. Цель - научить осознавать свои достижения. | Самоанализ и самооценка: личностные приращения. | - В заключение урока я предлагаю вам выполнить задание по выбору и проверить, как вы поняли новый материал. На листе выберите задания, которые вам интересны и выполните их. Первое задание – самое лёгкое, второе – более сложнее, а третье – творческое. -Оцените сою работу на уроке. Нарисуйте в правом верхнем уголке солнышко, если было легко и интересно. Солнышко с облачком, если было немного трудно, но интересно. Тучку, если было трудно и непонятно. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное, вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! - А где же могут пригодиться эти знания? | Самостоятельный выбор карточки Письменная работа в тетради. Выполнение дифференцированного задания. Оценивание своей работы на уроке. Продолжают предложения рефлексивного ряда. | . Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности |
Домашнее задание. Оценивание. | Проводится разбор домашнего задания, даются пояснения к упражнению. Упр. № 14,15 с 15. Учитель проверяет работы тех детей, кто поставил больше звёздочек. | Записывают задание на дом, задают вопросы. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"
Модель доски: interwrite BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана-Гра...
урок русского языка в 3 классе на тему "Имена собственные и нарицательные".
Предложенный урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" , авторы учебника С.В. Иванов и А.О. Евдокимова....
Имена собственные и нарицательные
Русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.
Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....
Имена собственные и нарицательные
Презентация по русскому языку для 2 класа...
Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....