: «Имена собственные и нарицательные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Бебко Татьяна Николаевна

Умение различать, употреблять в речи, грамотно писать имена собственные и нарицательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_sobst_i_narits.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Предмет: русский язык  Класс: 2   УМК: Перспектива

 Тип урока: получение новых знаний.

 Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Цель: умение различать, употреблять в речи, грамотно писать имена собственные и нарицательные

 Задачи:

— формировать представления детей об основном назначении имен собственных;

— ввести термин «имена нарицательные»;

— закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах  собственных и строчной буквы в именах нарицательных;

— развивать речь обучающихся при работе с текстом;

— воспитывать стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.

Планируемые результаты:

Формируемые универсальные учебные действия:

    личностные: ученик

·    проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·    понимает причины успеха в учебной деятельности

метапредметные: ученик учится

·  понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

·    работать в паре, оценивать себя под руководством учителя;

·    включаться в коллективное обсуждение проблем, проявлять активность, стремление высказаться.

предметные: 

  • формировать представление об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;
  • знать значения терминов имена собственные и имена нарицательные;
  • понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных;
  • закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

 личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение.

Окружающий мир.

Фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику русского языка CD – электронный носитель( Медиа-русский язык, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина,2 кл), авторская презентация, карточки для индивидуальной работы с разной степенью сложности.

Этап урока.

Цель.

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формируемые УУД

Организационный момент.

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

Мотивация

Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.

Эмоциональный настрой

 Начинается урок,

 Он пойдёт ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Чтобы грамотно писать.

- Чтобы всё у вас получилось вспомним волшебные слова:

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ- РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.

Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Цель - Актуализация знаний с целью решения учебной задачи: открытия нового знания об именах собственных и нарицательных.

Постановка учебной задачи, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.

-Продолжите ряд по заданному алгоритму.

А*а*Б*б*В*в…

-Как продолжили ряд? Почему?

-Зачем нужны заглавные буквы?

Самоопределение к деятельности

- Попробуем определить тему урока.  Я прочитаю вам стихотворение

Е. Измайлова:

  Буква обычная выросла вдруг,

  Выросла выше всех букв-подруг.

  Смотрят с почтеньем на букву подруги.

  Но почему? За какие заслуги?

  Буква расти, не сама захотела,

  Букве поручено важное дело.

  Ставится в слове не зря и не просто.

  Буква такого высокого роста.

-Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы независимо от места положения в предложении?

- Как вы считаете, вы уже всё узнали об именах собственных и достаточно хорошо владеете этой темой?

- Определите  тему и цель нашего урока.

- Сейчас я буду читать загадки, а вы на них отвечать. Если ответите правильно, то на доске появится карточка. Приготовьтесь доказать свой вариант ответа.

Той девочки нет прекрасней,

Той девочки нет умней,

И Пьеро её воздыхатель,

Целый день он поёт о ней.

- Как вы думаете, какое правило я должна вспомнить. Чтобы правильно написать это слово?

Слайд 1 (появляется карточка со словом Мальвина)

- Запишите слово в свою таблицу.

-Может быть, вы вспомните, из какого произведения пришла на урок к нам эта героиня и кто автор этого произведения?

-Докажите, о ком или о чём пойдёт речь в следующей загадке.

В Простовкашино живёт.

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская.

-Из какого произведения пришли эти герои и кто его автор?

 - У меня два варианта записи этого слова: с заглавной буквы и ли со строчной?

-Какой вариант вы считаете верным? Докажите.

Слайд 2 (появляется карточка со словами «Матроскин» и «матроскин»)

- Запишите слово в свою таблицу.

-Вспомните, как Матроскин назвал свою корову?

- Как запишите это слово?

-Запишите это слово в таблицу.

Слайд 3 ( появляется карточка со словами «Мурка»)

- Продолжите фразу:

Дядя Фёдор, Матроскин, Шарик жили в деревне…

- О чём необходимо помнить, чтобы грамотно написать слово?

Слайд 4( появляется карточка со словами «Простоквашино»)

-Попробуйте определить, какое задание мы будем выполнять со словами из таблицы?

Слайд 5( Мальвина

                  Матроскин

                  Мурка

                  Простоквашино)

- С этими словами можно выполнить все предложенные вами виды работ. Я предлагаю вам поработать в парах. Напротив каждого слова записать, что оно обозначает и выделить в этих словах орфограммы.

- Проверьте правильность выполнения работы.

Слайд 6

     ?                           ?

 Мальвина             девочка

Матроскин            кот

Мурка                    корова

Простоквашино   деревня

-Внимательно посмотрите на слова второго столбика, попробуйте найти лишнее?

-Какие орфографические ошибки допустили? Исправьте их. Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются.

- Поставьте звёздочку на полях  те ребята, которые всё выполнили без ошибок.

Дети продолжают ряд до конца строки(Г*г*Д*д*Е*е)

 - Вспомнили алфавит.

- Чтобы писать начало предложения, имена, фамилии. Отчества людей, названия рек, городов, улиц…

- Собственные имена существительные.

Ответы детей.

Определяют тему урока.

-Повторение написания имён собственных.

Дети отгадывают загадки, доказывая правильность своего ответа.

- Я думаю, что в этой загадке говорится о Мальвине. Пьеро посвящал ей свои стихи.

-Имена людей пишутся с большой буквы.

- В слове пишется мягкий знак – показатель мягкости.

Дети записывают слово в таблицу в тетрадях.

- Автор этого произведения А. Толстой, а называется оно «Золотой ключик или приключения Буратино».

-Вэтой загадке говорится о коте по кличке Матроскин.

- Матроскин вёл хозяйство, фамилия у него была морская.

- Эти герои из произведения Э Успенского «Трое из Простоквашино».

-Я считаю, что слово надо писать с заглавной буквы, потому что клички животных пишутся с заглавной буквы.

Дети записывают слово в тетрадь.

- Корову звали Мурка.

- С заглавной буквы, потому что клички животных надо писать с большой буквы.

Дети записывают слово в таблицу на индивидуальных карточках.

- Простоквашино.

-Географические названия пишутся с заглавной буквы.

Выслушиваются ответы детей.

Дети работают в парах.

-Деревня неодушевлённое существительное, а остальные слова одушевлённые.

- Кот. (1 слог, не из словаря)

Дети проводят самоанализ своей работы.

Оценка своего результата.

Познавательные:

- классифицировать объекты

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Открытие нового (знания, способа действия)

Цель -  научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.

Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.)

Создание проблемной ситуации.

-Предположите, что могут обозначать вопросительные знаки в таблице?

-Как можно, назвать, одним словом записанные слова в первом столбике?

-Можно ли этими словами назвать целую группу предметов?

- Как придумали выделять на письме имена собственные?

- Впишите в таблицу название слов в первом столбике.

Слайд 7

- Предположите, как можно назвать имена существительные второго столбика?

- Где можно найти ответ на этот вопрос?

- Давайте послушаем авторитетное мнение профессора Самоварова

(эл. приложение к учебнику русского языка)

- Сравним его мнение с формулировками учебника (с.15)

- Что узнали нового?

- Как назовём слова второго столбика?

Слайд 8

- Сформулируйте правило написания имён собственных и нарицательных.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов,

высказывают и аргументируют собственное мнение

- Собственные.

-Нет. Это слово может называть только один предмет.

- Записывать их с заглавной буквы.

Дети записывают слово в таблицу.

 Выслушиваются предположения детей.

- В учебнике, в Интернете.

Работают с информацией об именах собственных и нарицательных, представленной на электронном носителе и в учебнике с комментированием.

Делают обобщение.

- Нарицательные. 

Дети формулируют правило.

Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу)

И с него свалилась вниз (глаза – в пол).

Повторить 2-3 раза.

- Как же напишем слово Варвара? Объясните.

-К какой группе отнесём это слово.

Выполняют гимнастику для глаз.

- С заглавной буквы. Это имя.

- Собственные имена существительные.

Применение новых знаний.

Цель -  научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных.

Самостоятельная работа (в парах, группах).

Применение новых знаний.

1.На доске записаны слова:

 (М, м)осква, (Г,г)агарин, (Р,р)акеты, (С,с)обаки, (Я,я)на,

(Г,г)ород.  

- Какое задание будем выполнять? Предположите.

- Каким правилом будете пользоваться?

Самостоятельная работа.

-Сравните свою работу с образцом.

Слайд 9

- Кто из вас знает, кем был Гагарин?

- На какой ракете он облетел нашу планету?

- Как напишите название космического корабля?

-А название нашей планеты?

- Можно ли собственные имена существительные «Восток» и  Земля употребить в речи как нарицательные?

- Поставьте звёздочку на полях  те ребята, которые всё выполнили без ошибок

 - На какие ещё группы можно разделить эти слова?

-Записывать слова в два столбика.

Дети повторяют правило.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Самоконтроль:

оценивают правильность выполнения заданий (какие слова записали и как).

- Первый в мире космонавт.

-Ракета была названа «Восток».

- Название планеты напишем с заглавной буквы, потому что это имя собственное.

- Можно, если слово восток будет обозначать сторону горизонта, а слово Земля  - почва.

- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

- Существительные единственного и множественного числа.

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

Психофизическая тренировка

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело.

И расслаблено всё тело…

Будто мы лежим на травке…

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя!

Выполняют упражнение для релаксации.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным.

Цель -  научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных.

Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового.

2.Развитие речи.

- Составьте предложения со словами из презентации.

Слайд  10 - 16(слова Лев, орёл, Пушок, лилия, шарик, Роза, Уголёк).

 - Запишите в тетрадь.

Котёнок Пушок играет с клубком. Подчеркните имена собственные одной чертой, а нарицательные волнистой линией.

- Какие нарицательные имена существительные подчеркнули?

 -Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как его можно проверить?

3. Самостоятельная работа.

- У вас есть карточка с деформированными предложениями. Спишите их. В каждом предложении есть слова одинаковые по форме, но разные по значению. Подчеркните имена собственные.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.

- Поставьте звёздочку на полях  те ребята, которые всё выполнили без ошибок.

Дети составляют предложения.

Дети записывают предложение и подчеркивают слова по заданию..

-Нарицательные имена существительные –это котёнок и клубком

- Котёнок –проверочное слово кот.

Дети записывают предложения.

УЛЕТЕЛ ОРЁЛ В ГОРОД ОРЁЛ.

КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.

НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.

НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
Взаимопроверка, исправление ошибок.

Итоговая рефлексия.

Цель - научить осознавать свои достижения.

Самоанализ и самооценка: личностные приращения.

- В заключение урока я предлагаю вам выполнить задание по выбору и проверить, как вы поняли новый материал. На листе выберите задания, которые вам интересны и выполните их. Первое задание – самое лёгкое, второе – более сложнее, а третье – творческое.

-Оцените сою работу на уроке. Нарисуйте в правом верхнем уголке солнышко, если было легко и интересно. Солнышко с облачком, если было немного трудно, но интересно. Тучку, если было трудно и непонятно.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное,  вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 - А где же могут пригодиться эти знания?

Самостоятельный выбор карточки

Письменная работа в тетради.

Выполнение дифференцированного задания.

Оценивание своей работы на уроке.

Продолжают предложения рефлексивного ряда.

.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности

Домашнее задание. Оценивание.

Проводится разбор домашнего задания, даются  пояснения к упражнению.

Упр. № 14,15 с 15.

Учитель проверяет работы тех детей, кто поставил больше звёздочек.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

урок русского языка в 3 классе на тему "Имена собственные и нарицательные".

Предложенный урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" , авторы учебника С.В. Иванов и А.О. Евдокимова....

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Имена собственные и нарицательные

Презентация по русскому языку для 2 класа...

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....