Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Петрокина Александра Владимировна

Урок  - обобщение знаний о правописании глаголов.  Работа в группах по составлению пословиц  способствует формированию правильного употребления глаголов в речи.  На протяжении урока ребята проводят самооценивание деятельности в опоре на  представленные  им критерии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока27.37 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку190.5 КБ
Файл Приложение10.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска

 Амурского муниципального района Хабаровского края

Программа: Начальная школа XXI века

Конспект урока русского языка

4 класс

Правописание глаголов

Петрокина Александра Владимировна,

 учитель начальных классов

первой квалификационной категории

26.02.2015 г.


Цель: Обобщить правила написания  глаголов

УУД:

создать условия для формирования умений сотрудничать при работе в парах,  группах, индивидуально;

создать условия для формирования умений  совместно планировать свою деятельность, действовать по плану,  при необходимости вносить корректировать план;

создать условия для развития у учащихся орфографической зоркости, связной устной  речи,  умений обобщать, формулировать выводы.

Оборудование: презентация, проектор, экран, компьютер, файлы с карточками для индивидуальной и групповой работы, карточки – выводы для учителя.

Ход урока

        Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг момент.

Цель: мотивация на работу

Урок русского языка. Сегодня вы мои помощники.

  1. Введение в тему урока.

Задача: определение темы урока,  сообщение цели урока.

Прочитай загадку

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что дела…т расскаж…т,

Черт…т, пиш…т или по…т,

Вышива…т или паш…т,

Или забива…т гол,

Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т-

Все расскаж…т нам  

- Почему так решили?

 -Чем необычна запись?

-Предположите тему урока

- Что значит «правописание»?

-Сегодня и завтра работаем под правописанием глаголов, повторяем все изученные правила.

- Предложите задание к тексту.        

 - Как правильно выполнить работу?

Вывод: какую орфограмму повторили? (Учитель размещает  на доске карточку с названием орфограммы)

-Кто легко справился с данным заданием?

-У кого в правописании безударных окончаний глаголов еще встречаются трудности?

-Посоветуйте, как решить проблему.

Чтение загадки хором  в полголоса  со слайда

Отгадка: …….(глагол).

Глагол обозначает действия

Пропущены некоторые буквы

Правописание глаголов

Правильное написание

Списать глаголы, вставить пропущенные буквы.

Первое - поставить глагол в неопределенную форму.  Второе - определить спряжение. Третье - по спряжению выбрать окончание глагола.

Самостоятельная  работа в тетрадях. 

Учащиеся, выполнившие  задание, выходят к компьютеру, вставляют орфограммы, проговаривают  рассуждения вслух.

Безударные окончания глагола

Выслушать все ответы учащихся

  1. Обобщение по теме урока

Задача: умение выделять общий грамматический признак глаголов (классифицировать)

Прочитай глаголы:

взволновать,

преувеличивать,

важничать,

не замечать,

бездельничать,

торопиться (спешить)

Чем они похожи?

Назови грамматический признак  начальной формы

- Какой глагол лишний и почему?

- Почему важно уметь определять вид глагола?

Слайд 2

Начальная форма глагола

Суффикс –ть

Торопиться  -  2 спр., , остальные - 1 спр;

Не замечать (не с глаголами пишется раздельно)

Взволновать  - сов вид, остальные несов вид.

Вид должен сохраняться при образовании любых  глагольных форм.

  1. Развитие речи.

Задача: Работа в парах с фразеологическими оборотами

-Как сказать иначе, используя фразеологические обороты?

На экране появляется 2 столбик (фразеологизмы)

Возьмите карточку с этим заданием, поработайте в парах, соедините слова 1 и 2 столбика по смыслу.

Проверим, как вы справились с заданием.

 Итог: Когда используем фразеологизмы?

Слайд 3

задирать нос

забегать вперед

задеть за живое

делать из мухи слона

смотреть сквозь пальцы

бить баклуши

Выходят к доске, читают фразеологизм + глагол.  На слайде  появляется стрелочка

Когда нужно точно и кратко выразить свои мысли.

  1. Глаголы-исключения

Задача: повторить правописание глаголов – исключений

- О каких особенных глаголах сегодня еще не говорили?

- Работам индивидуально по карточке.

Клеить, лаять, стелить, гнать, держать, обидеть, сеять, брить, зависеть, стеречь, знать, вертеть, смотреть, помочь, лелеять, строить, дышать, слышать, видеть, стоять, резать, хотеть, ненавидеть, терпеть, бежать, запомнить, жарить, падать, приглашать, заболеть.

- Прочитайте  глаголы, предложите задание.

- Каждый работает самостоятельно.

Вопросы для тех, кто справился быстрее всех:  

–Что помогло выполнить работу быстро?

 Вывод:  самые прочные знания – знания добытые трудом; кто учит, тот знает.

Итог: Проведем самопроверку:  «5»- безошибочная работа, «4»- 1,2 ошибки,  «3» - 3 ошибки, остальным -срочно выучить глаголы – исключения.

-Какую орфограмму повторили? (Учитель размещает  на доске карточку с названием орфограммы)

О глаголах - исключениях.

Подчеркнуть  глаголы-исключения.

Самостоятельная работа

Стихотворение о глаголах – исключениях.

Проверка по слайду 4. На экране появляется слайд с правильными ответами.  Ученики проверяют и оценивают по критериям, предложенным учителем.  

Написание безударных личных окончаний глаголов – исключений

  1. Работа в группах

Задача: упражнение в применении глаголов в речи.

- Вспомните и назовите пословицы с глаголами-исключениями. Проблема!

- Как решить?

Возьмите  цветные карточки, прочитайте свое слово. Объединитесь в группы,  используя цветовую подсказку карточек, составьте пословицы, Расположите составленную пословицу на доске, вставьте пропущенную букву и объясните правописание. Запиши и запомни любую понравившуюся пословицу.  

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Не посмотришь – не увидишь, не расспросишь – не найдешь.
Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не воротишь

На час опоздаешь — за год не догонишь

Глаз видит далеко, а ум — еще дальше.

Поменьше говори — побольше услышишь

- Если пословица составлена верно, правильно объяснили ее смысл и пропущенные орфограммы, группа получает отметку «5», если есть один недочет – «4», если два недочета «3», в случае, если недочетов больше 3-х,  будем продолжать работать по данной теме индивидуально.

-Прочитайте все пословицы, найдите орфограмму, относящуюся к теме урока.

Учитель размещает  на доске карточку с названием орфограммы.

Затруднения учащихся.

Найти в компьютере, спросить у взрослых, а лучше добыть самим!

Ребята объединяются в группы, подсказка для объединения – одинаковый цвет карточек. Работа в группах по плану:

  1. Составление пословицы из слов
  2. Наклеивание  на ватман
  3. Вставление пропущенных букв
  4.  Размещение плаката с пословицей на доске.

 

Проверка выполненной работы: группа зачитывает свою пословицу, объясняет ее смысл и правописание.

Правописание окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

  1. Итог урока.

Задача: подведение итога

Достигли ли цели урока?

Какие правила написания глаголов повторили?

Что осталось повторить завтра?

Дома найти и записать 5 пословиц с глаголами-исключениями.

Ответы учащихся.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что дела…т расскаж…т,

Черт…т, пиш…т или по…т,

Вышива…т или паш…т,

Или забива…т гол,

Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т-

Все расскаж…т нам  ……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Русский язык " 4 класс "Повторение о глаголе"

Представлен материал на основе пословиц...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов  в речи;  Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление  работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:·        Предметные: знать: ка...

Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...

Конспект урока русского языка 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок открытия новых знаний.Цели урока: Через самостоятельную работу учащихся провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний: вывести понятие неопределённой формы глагола;Разв...