Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.
Задачи.
Образовательные:
- обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён;
- существительных трёх склонений;
- совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- воспитывать бережное отношение к лесу, к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_27.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.
Задачи.
Образовательные:
- обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён;
- существительных трёх склонений;
- совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- воспитывать бережное отношение к лесу, к природе.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь.
- Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?
- Молодцы!
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.
II. Минутка чистописания
- Нам нужно отгадать ключевое слово.
•Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
•Безударная гласная в словах: земля, лесок;
•Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
•Безударная гласная в словах: река, печёт;
•13-я буква алфавита;
•6-я буква алфавита;
•Парная согласная букве з;
•Безударная гласная в словах: окно, вода;
•Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.
- Мы с вами собрали слово: перелесок.
- Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
- Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
- Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
- Какие слова вы записали? (Имена существительные).
- Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").
III. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний.
1. Разбор слов по составу.
- Что это? (Лес).
- Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их по составу.
Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.
2. Задания - загадки.
- Какой вы любите лес? Почему?
В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.
☼Первая загадка
•Игра «Во всех падежах».
Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и определите в каких падежах стоит слово лист.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс.
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
- Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.
☼Вторая загадка.
- А теперь поработаем все вместе на карточках.
- Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая - окончание).
- Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).
- Допишите падежные окончания имён существительных
☼Третья загадка.
- На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).
- Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания.
- Что это? (Ключ - рисунок).
- Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).
- Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).
- Назовите слова-ключи для каждого из склонений.
1 скл. - вода, земля.
2 скл. - окно, конь.
3 скл. - печь, степь.
- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
☼Четвёртая загадка.
- Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных.
Хожу по тропинке - 1 скл., Д.п., по воде;
добежал до черёмухи - 1 скл., Р.п., до воды;
появилось на тополе - 2 скл., П.п., на коне;
написал о лесе - 2 скл., П.п., о коне;
подошёл к ветке - 1 скл., Д.п., к воде.
Физкультминутка.
- Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.
- Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.
До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).
☼Пятая загадка.
- Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 126, упражнение 238.
- Что нужно сделать в этом задании?
☼Шестая загадка.
- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.
13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16
Лес - наше богатство.
- Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.)
- Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.
Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.
- Как определить падеж существительного в предложении?
☼Седьмая загадка.
-Упражнение 239 стр. 127 (по образцу).
☼Восьмая загадка.
Дифференцированное задание (с. работа).
- На столах у вас лежат карточки по уровням.
1 уровень.
Задание. Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.
2 уровень.
Задание. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
- тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
- висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
- белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
- недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
- трухлявый, на полянк…, пень, стоял.
IV. Обобщение по теме урока.
- Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)
- Как называется цветок?
- Сейчас по очереди будете отрывать лепесток, читать вопрос и отвечать на него.
•Что называется именем существительным?
•Как изменяется имя существительное?
•Что значит склонение?
•Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
•Как проверить безударное окончание имён существительных?
•Как определить падеж существительных в предложении?
•Сколько падежей в русском языке?
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание (стр. 127 упр. 241).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа".
Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику "Зеленина А.М., Хохлова Т.Е." Суть инновации: по листовая структура....
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения...
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Наглядная презентация к уроку русского языка для учащихся 4 классов по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Правила "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Правила помогают учителю при объяснении темы: "Правописание безударных падежных окончпний имён существительных". Таблицы работают по шелчку....
Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Представленный материал является уроком русского языка в 4 классе УМК Гармония по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...
Проверочная работа по русскому языку для 4 класса по темам "Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Проверочная работа в двух вариантах подходит к любому УМК....
РУССКИЙ ЯЗЫК СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Тема: Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка в лесу»
В занимательной, игровой форме учить обучающих письму сочинений....