Разработка урока русского языка 3 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Как образуются новые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока русского языка 3 класс УМК Перспектива | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс УМК Перспектива
Тема: Как образуются слова.
Обучающая цель:
знакомство с основными способами образования слов, с помощью приставки и суффикса.
Развивающая цель:
развитие логического мышления;
развитие умения формулировать и проговаривать свои мысли.
Воспитательная цель:
воспитание любви и интереса к родному языку.
УУД:
Познавательные:
образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;
познакомить обучающихся с гнездами слов в словообразовательном словаре.
Регулятивные:
находить в слове и объяснять орфограммы, применять нужный алгоритм для ее проверки;
понимать лексическое значение однокоренных слов с разными приставками и суффиксами;
анализировать словарную статью, делать выводы по теме.
Коммуникативные:
учиться критично относиться к собственному мнению;
уметь слушать и слышать, извлекать пользу из опыта одноклассников;
сотрудничать при работе в паре, группе;
проявлять интерес и уважение к разным точкам зрения.
Личностные:
осознавать роль языка в речи и жизни людей.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
Девиз нашего урока: «К новым знаньям стремимся, друзья,
Без открытий на в жизни нельзя!»
- Поясните смысл этого высказывания.
- Будем стремиться и открывать для себя на уроке новые знания.
- Словарная работа.
- Я вам предлагаю начать урок с работы со словарными словами.
- Словарные слова я предложу в разной форме, в виде ребусов, загадок, которые вы должны будете отгадать и записать ответы в тетрадь – в строчку.
- Орфограммы подчеркните самостоятельно.
1. Ребус В «Е» - «СЕЛО» весело
2. Назовите синоним к слову «ТРЯСИНА» болото
3. Она удобна и лнгка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя «Зина». Корзина
4.
Трамвай
- Объясните как догадались.
5.
Портфель
- Объясните.
6. Ученик так аккуратен,
Взгляду каждого приятен.
И приходит точнов срок,
Раьше, чем звенит звонок.
- Образуй от этого слова имя прилагательное. Аккуратный
- Итак, какие слова вы записали? (Хором)
Весело, болото, корзина, трамвай, портфель, аккуратный.
- Актуализация знаний.
- Какие знакомые части речи встретились?
- Каким членом предложения может быть имя существительное?
- Каким членом предложения может быть глагол?
- А какие ещё члены предложения вы знаете?
- Тогда предлагаю поработать в парах и выполнить следующее задание.
- Распределите слова на группы, проведите соответственно линии на листочках, которые я вам раздам.
Имя существительное Сказуемое Второстепенные Глагол Корень Окончание | Части речи Члены предложения Части слова | Имя прилагательное Суффикс Подлежащее Основа Предлог Приставка |
- Что отнесли к членам предложений?
- Что отнесли к частям речи?
- Что отнесли к частям слова?
- А теперь проверьте себя , правильно ли вы выполнили задание.
ПРОЕКТОР
- Встаньте те пары, у кого выполнено так же, как на эране.
- А кто ошибся, исправьте свои ошибки.
4. Самоопределение к деятельности,
- А теперь попробуем определить, чем отличаются понятия «ЧАСТИ РЕЧИ» и «ЧАСТИ СЛОВА». - Может это одно и тоже?
- А чем они отличаются?
- А из каких частей состоит слово?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Что общего у приставки и суффикса?
(Служат для образования новых слов)
- Над чем сегодня будем работать?
(Образовывать слова)
- Значит сегодня мы будем образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса.
На доску: «Образование новых слов с помощью приставки и суффикса».
- Работа по теме урока.
- Сейчас я предлагаю поработать в парах. И записать в тетрадь цепочки слов, которые рассыпались.
облетела снежинка
снежок подлетел
отлетел снеговик снеговая прилетел
- По какому признаку будете собирать слова?
(С корнем – ЛЕТ-, с корнем – СНЕГ-)
- Проверяем как составили цепочки.
На доске перставляю слова,
когда проверяем.
-ЛЕТ- облетел, отлетел, подлетел, прилетел
- Какая часть слова служит для образования новых слов в первой цепочке?
(ПРИСТАВКА)
- Выделите приставку.
- Какие приставки выделили?
- Как изменилось значение слов?
- СНЕГ - снежок, снеговая, снежинка, снеговик
- Какая часть слова служит для образования новых слов во второй цепочке?
(СУФФИКС)
- Выделите суффикс.
- Какие суффиксы выделили?
- Как изменились значения слов?
- Какие орфограммы в корне вы заметили?
Чередующиеся согласные.
Безудар. глас. в корне, провер. ударен.
- Подчеркните эти орфограммы.
- Физминутка.
Одолеле нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка делайте со мною упражнение такое:
Вверх – потянись,
Вперед – потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята ровно встали.
И на месте зашагали.
Как пружинки, все присели,
И на место тихо сели.
- Продолжаем нашу работу.
- Цепочки каких слов получились? (Однокоренных)
- Составьте предложения с данными словами. (Записать на доске)
Например: Легкая снежинка облетела снеговую тучу и полетела дальше.
- Найдите грамматическую основу, подчеркните.
- Что заметили? (Однородные сказуемые)
- Почему они так называются? Отвечают на один и то же вопрос
и относятся к одному подлежащему.
- Работа со словарной статьей.
- Предлагаю поиграть в игру «Шифровальщик».
- Ваша задача расшифровать надпись на доске с помощью шифра и словарных слов.
3 5 6 1 2 4 1 3 7 4 2 5 6 1 6 7 8 8 9 10
Отвечают и появляется надпись:
3 5 6 1 2 4 1 3 7 4 2 5 6 1 6 7 8 8 9 10
с л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы й
- Что значит словообразовательный?
- Что может быть словообразовательным? (Показать словарь)
- Так называется словарь, в котором показано образование новых слов.
Показать страницу через документ –камеру.
- Что заметили?
- В словаре слова размещены по гнездам. Слова одного гнезда близки по смыслу.
- Сейчас мы поработаем со словарной статьей. Задание будете выполнять на листочках по вариантам.
(Задание на листочках)
1 вариант.
ДЕТКИ
ДЕТ ( И ) ДЕТИШКИ
ДЕТЁНЫШ
ДЕТСТВО
ДЕТСКИЙ
2 вариант.
ВСТРОИТЬ
ДОСТРОИТЬ
СТРО / И / ТЬ ЗАСТРОИТЬ
НАДСТРОИТЬ
ПРИСТРОИТЬ
- Догадалисть с помощью какой части слова образовались новые слова ?
- Выделите ее.
- Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.
- Домашнее задание. 5 мин. До конца урока
Упр. 211, записать 5 словосочетаний со словами.
- Рефлексия.
- Какие способы образования новых слов мы рассмотренли?
- У кого были затруднения на уроке?
- Какие затруднения были?
- Заполни «Палитру моих успехов», поясни.
Если время осталось:
1 вариант:
Запиши однокоренные слова, которые образуются с помощью приставки.
2 вариант:
Запиши однокоренные слова, которые образуются с помощью суффикса..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока русского языка по программе "Перспектива" для 2 класса
Урок был дан в 2010-2011 уч.году....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"
Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...
Методические разработки уроков русского языка для 2 класса по УМК "Перспектива"
Конспекты трёх последовательных уроков русского языка для 2 класса по теме "Состав слова". УМК "Перспектива"...
Разработка урока русского языка в 1 классе по теме "Алфавит", программа "Перспектива"
Данный материал представлен в виде технологической карты. что удобно для учителя....
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»
1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»
1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»
1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...