Правописание безударных гласных в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка, 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnoy_glasnoy_v_korne.docx | 156.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок русского языка
2 класс УМК «Начальная школа XXI века»
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Учитель начальных классов:
Утяшева Светлана Анатольевна
Соликамск, 2015 г.
Цель: формировать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова.
Задачи:
• уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
• развитие орфографической зоркости;
• развитие внимания, мышления, речи
Тип урока:
• урок закрепления и обобщения знаний.
Оборудование:
• индивидуальные карточки с заданиями;
• схема с основными вопросами урока;
• алгоритм проверки безударной гласной;
• сигнальные карточки;
• карточки для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
В школе прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | Девочки, тихо садитесь. Ещё тише мальчики. - Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. |
2 сл. - Один мудрец сказал такие слова. Давайте их прочитаем.
Ктоищетрудность,находитмудрость. (Кто ищет трудность, находит мудрость.)
-Как понимаете смысл этого высказывания? (Если выполняем какое-то, даже трудное задание, то становимся от этого только мудрее, опытнее)
-Значит, надо ли пугаться трудностей? (Нет, надо учиться их преодолевать.)
-Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.
-Знаете ли вы, какая птица является символом мудрости, ума? Сова будет помогать нам. Она сегодня у нас в гостях. Она приготовила для вас трудные, но интересные задания.
II. Постановка проблемы урока
• Подготовить детей к закреплению изученного материала через постановку проблемной ситуации.
– Сова поделилась со мной одной историей. Хотите узнать какой? Тогда слушайте.
3 сл. Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
4 сл. Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось? (Дима написал неправильно слово «мяч»)
– Какое правило не знал Дима? (Как проверить безударную гласную в корне слова)
Какое правило вы бы могли рассказать Диме?
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
– Как правильно записать это слово?
III. Постановка темы и цели урока
6 сл.–Назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
– Какую цель поставите перед собой? Чему будем учиться? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
- Для чего вам это нужно? (Чтобы быть грамотными, образованными людьми. Быть достойными учениками школы №2, достойными гражданами нашего замечательного древнего города Соликамска)
Начнём добиваться поставленной цели.
Работа в парах
7 сл. Рассмотрите транскрипции слов. Найдите безударный гласный звук в корне каждого слова. Поработайте в паре. Назовите его (И)
[л'иса]
[р'ика]
[п'итно]
Какой буквой может обозначаться на письме звук [и]? (и, е, я) сл.8.
Как узнать, когда надо писать букву и, е, я? (Надо проверить) Как?
Подберите проверочные слова, первый вариант подбирает проверочное слово, изменяя форму слова, 2 вар. – подбором родственного слова. Проверка
Кто справился с заданием? У кого задание вызвало затруднение? Как будем выходить из затруднения? Что надо было вспомнить, чтобы выполнить задание? (Алгоритм проверки безуд.гласной в корне.
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень. – Зачем? ( Гласная в слабой позиции может стоять в любой части слова)
- Определи безударную гласную.
- Подбери проверочное слово. Дети встают в нужном порядке. (3 группы, остальные встают, если правильно)
Пробное задание. Записать слова, выделить орфограммы
- Гн[и]здо, л[и]док, л[и]сок, р[и]ды, скр[и]пач, л[и]цо, с[и]лач, т[и]жёлый.
- Уч.с.89, у.1 – с подсказкой на доске с обратной стороны. В каких словах для проверки без.гл.в корне поменяли форму слова, где подобрали родственные слова?
Проверка, оценка
Что необычного заметили? Какой буквой может проверяться безударная буква е в корне? В каких словах вы это заметили?
Сова приготовила для вас задание.
Разгадайте ребусы (Стоя – мячи)
В лесной школе Совушки – совы эти слова ученики написали под диктовку. Вот что из этого вышло.
Совушка – сова предлагает вам на время стать учителями и проверить этот диктант. Все ли слова написаны правильно?
Вада, трова, слова, сава. (каждый объясняет своё слово в группе -1 куратор, ответственный раздаёт слова, проверяет грамотность)
Оценка работы группы. Проверка
Какой без.гл.звук во всех этих словах? (а) Какой буквой на письме обозначен этот звук?
-Сколько слов ученики Лесной школы написали правильно? Одно
-Какое? Слова.
-Что вы посоветуем ученикам лесной школы?
Выучить правило и научиться его применять. Вывод. Мало знать правило, надо уметь его применять.
15 сл.– А для этого ответим на главные вопросы нашей темы. (В группах, фломастеры)
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Кто знает правило? Кто умеет его применять?
Проверка. Оценка работы в группе ответственными
16 сл. Для тех, кому ещё нужно тренироваться – уч. С.89, упр.2
Для уверенных в своих силах, кто уже умеет применять правило - т.с.28 у.40.
Проверка. Оценка
РЕФЛЕКСИЯ
Назовите тему, цель.
Кого не испугали трудности на уроке? Кто их преодолел и достиг цели? Что узнали на уроке? У кого остались затруднения?
Встаньте, если вы согласны с фразой.
1. Я знаю, как правильно обозначить безударную гласную в корне слова
2. В самостоятельной работе у меня всё получилось
3. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была)
4. Я доволен своей работой на уроке
5. Задания вызывают у меня затруднение, я продолжу работу на следующем уроке и обязательно справлюсь
Итог. Урок подходит к концу. Сове пора улетать домой. Давайте подарим сове на память о нашем уроке стихотворение. Но подарок еще не совсем готов. Вставьте в слова безударную гласную. Поработайте в парах. Но вначале послушайте это стихотворение.
После чтения словарная работа: косматый
Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.
К. Шилов
После работы в парах проверка на доске
Сова благодарит вас за урок, за прекрасный подарок и в память о нашей встрече тоже желает подарить вам маленькие подарочки – символы ума и мудрости, потому что она считает, что опыт, приобретенный на уроке помог стать вам чуть умнее, мудрее.
Д/з по выбору т. с.28 у. 39, с.29 у.42.
[л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ | [л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ |
[л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ | [л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ |
[л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ | [л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ |
[л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ | [л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ |
[л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ | [л'иса] [р'ика] [п'итно] | лисá рекá пятнó | лисá - _______________, ______________ рекá - _______________, _______________ пятнó - _______________, ______________ |
Прочитай слово.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставь ударение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Вада трова слова сава
Подбери проверочное слово.
Вада трова слова сава
Вада трова слова сава
Вада трова слова сава
Вада трова слова сава
Ушастая с_ва | Ушастая с_ва | Ушастая с_ва | ||
Ушастая с_ва | Ушастая с_ва | Ушастая с_ва | ||
Ушастая с_ва | Ушастая с_ва | Ушастая с_ва | ||
Ушастая с_ва | Ушастая с_ва | Ушастая с_ва | ||
лисá рекá пятнó | лисá - лúсы, лúсонька рекá - рѐки,рѐчка пятнó - пя́тна, пя́тнышко |
15.10.2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.
Мастер-класс учителя начальных классов Акбашевой Р.Х....