мобилизующий этап
статья по русскому языку на тему
выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mobilizuyushchiy_etap_na_urokah_chteniya_i_russkogo_yazyka.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мобилизующий этап на уроках чтения и русского языка.
Перед учителем стоит главная задача - пробудить у детей интерес к учебе, желание учиться, сделать учебный процесс привлекательным и притягательным, только тогда учение будет направлено на развитие ребенка, на развитие его интеллектуальных способностей. |
Новым элементом урока русского языка является мобилизующий этап. Он проводится в самом начале урока и помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме. Следуя рекомендациям Г.А. Бакулиной, составляю упражнения, чтобы с их помощью можно было учащимся решать следующие задачи:
самостоятельно определять и формулировать темы урока;
повторять материал и углублять знания по конкретной теме;
совершенствовать важнейшие качества интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).
Работа с упражнениями начального этапа требует соблюдения ряда условий:
1. Подбор учебного материала к упражнениям и составление заданий к ним осуществляется таким образом, чтобы углубление знаний по лингвистике сочеталось с интенсивной речемыслительной деятельностью.
2. Задания учителя взаимосвязаны единой смысловой линией, которая обеспечивает повторение изученного материала и самостоятельное формулирование школьниками новой темы, предназначенной для изучения.
3. При выполнении каждого задания от учащихся требуется логичный доказательный ответ, а при формулировании темы урока - построение умозаключения.
Так как ребята поступают с разным уровнем развития, то уже с 3 недели я постепенно ввожу работу с текстом. Выучили букву «О» – зачёркиваем её в тексте. Например, дан текст:
Боб и Рыжик.
Дружно жили Боб и Рыжик. Только раз вот что случилось. Увидел Боб своё отражение в зеркале и ощетинился.
- Рыжик! Рыжик! Помоги прогнать страшного пса, - позвал Боб приятеля.
- Здесь нет никакого пса. Я вижу очень милого котика, - ответил Рыжик, заглянув в зеркало.
- Ты нарочно меня дразнишь, - зарычал Боб на приятеля…
Задания:
- зачеркнуть букву «о»;
- для читающих детей – прочитать слова, которые начинаются с этой буквы;
- прочитать слово, в котором 2 буквы «о».
В основном в период обучения грамоте я даю задания на нахождение графического изображения букв. По мере изучения букв задания усложняются:
- поставить ударение в словах;
- подчеркнуть слова, в которых один, два, три слога;
- подчеркнуть слова, где гласных меньше, чем согласных;
- подчеркнуть слова, где согласных меньше, чем гласных;
- подчеркнуть слова, которые нельзя переносить;
- разделить на слоги;
- разделить для переноса и т.д.
Эту работу провожу и в парах, и в группах. На партах у ребят лежат распечатанные тексты. Текст подбирается относительно темы урока. Например, тема урока: «Листопадничек» И.С. Соколов-Микитов.
Как белочка дятла спасла.
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горячие слёзы на снег, замерзают.
Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Предлагаю прочитать текст самостоятельно, а затем в парах. Далее ребята выполняют несколько заданий (относительно темы урока и текста):
— какие чувства вы испытали?
— прочитать по ролям;
— назвать слова в переносном смысле;
— прочитать перевёртыши;
— какие пословицы подходят к этому тексту?
Пожалуй, самое интересное задание — это зачёркивание букв. В данном тексте зачеркнуть букву «д», посчитать, сколько раз встретилась (на уроке русского языка эта буква прописывается на этапе чистописания).
На уроке русского языка можно продолжить работу с этим же текстом и предложить следующие задания (1-2 из предлагаемых относительно темы урока):
— поставить ударение;
— подчеркнуть слова, в которых один слог (два, три, четыре);
— подчеркнуть слова, в которых ударение падает на первый слог (второй, третий);
— подчеркнуть существительные мужского рода;
— прочитать повествовательное, восклицательное предложение;
— назвать местоимения;
— указать падеж имён существительных и т. д.
— зачеркнуть гласные (согласные, мягкие согласные);
— подчеркнуть слова, в которых слоги состоят из трёх букв;
— подчеркнуть слова-названия предметов (действий, признаков предметов);
— подчеркнуть ударный слог и т.д.
С какой целью я провожу этот этап урока? Во-первых, организация класса и погружение в урок проходят плавно; во-вторых, увеличивается техника чтения; в-третьих, развивается внимание, речь, зоркость и т. д. В 3-4 классах задания уже придумывают сами ребята, работая в парах или группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Мобилизуемся на учёбу! После каникул..."
Данная памятка поможет родителям облегчить своему ребёнку переход от каникулярного времяпровождения к школьным будням...
мобилизуемся после каникул
информация для родителей...
Выступление на педагогическом совете "Роль этапов урока (организационного момента и заключительного этапа) в повышении качества обученности"
Значение, особенности проведения организационного момента и заключительного этапа на уроке....
мобилизующий этап на уроке письма
презентация...
Приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
В материалах говорится о том, с какими проблемами сталкивается обучающийся во время подготовки и сдачи экзаменов, и как с этими проблемами можно справиться....
Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс
Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить....
3.Заседание_Дистанционно_13.01.21_Работаем на сайте_Академия педагогического мастерства. Готовим детей к чемпионату "Школьные навыки": 1.Школьный этап 2.Муниципальный этап 3.Зональный этап 4. Региональный этап
_Чистописариум_Языкознаниум_Картознаниум_Считариум...