Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс
статья

Аксёнова Елена Владиславовна

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

       Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс

     Стратегическим направлением развития столичного образования является модернизация форм и методов образования, поиск нового содержания воспитательно-образовательного процесса, направленные на формирование механизмов управления его качеством.

    В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

   Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс?

В условиях сложившейся социально-экономической ситуации в стране, школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком родителей в воспитании детей.

Наша школа находится в поиске новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей.

   Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет нам ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение проводится с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, материалы детского творчества.

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями .

Эта работа начинается, когда мы получаем детей в 1-й класс, с посещения семьи.

Посещение семьи - форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы .

Родители - своего рода социальные заказчики школы, поэтому они вправе влиять на ее деятельность, участвовать в организации школьной жизни. Родители юридически не входят в школьный коллектив, но они заинтересованы в успешной деятельности школы. Этим целям служат школьные собрания, конференции, родительский комитет.  Родители входят, как равноправные члены в школьный совет.

Консультации - форма взаимодействия педагога и родителей, предполагающая обмен информацией и поиск оптимального решения в сложившейся ситуации, взаимного согласия. Принципы успешного консультирования, доверительные отношения, взаимоуважение, компетентность, их включенность в обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Педагог может дать совет побывать у психолога с целью дальнейшего решения проблемы.
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.

В нашей школе родители – гости и участники внеклассных дел и праздников. Они  помогают в организации  экскурсий, классных и школьных праздников, их проведении, подготовки костюмов, в сборе информации и оформлении творческих работ детей ( проектная деятельность, Новогодний праздник в русских традициях …)  Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть неизвестные стороны их интересов, увлечений, способностей.


Родительские собрания - бывают школьные, которые проводятся 2 раза в год, и классные, которые проводятся не менее 5-6 раз в год. На школьных родительских собраниях администрация интерната знакомит родителей с документами о школе, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Здесь же осуществляется обратная связь и диалог родителей и руководства школы. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирования, пути сотрудничества, подводятся итоги работы.

Огромный вклад  в обеспечении взаимодействия педагогов, руководства школы, персонала с родителями и детьми вносит работа школьного сайта.

Родителей и детей информируют о предстоящих событиях в жизни школы, о итогах мероприятий (конкурсов, соревнований…)

На сайте свои странички есть у психолога, логопеда и администрации школы, где родители могут получить ответы на интересующие их вопросы.

О том, какие мероприятия проходили (или будут проходить) в классе, о проведении контрольных работ, о предстоящих экскурсиях или отчёт о экскурсии родители могут познакомиться на страничке классов.

А если ребёнок заболел? И здесь есть выход – это выложенное педагогом домашнее задание.

Но вот ситуация, объявлен карантин. На сайте школы есть место дистанционному обучению.

Информированные родители -  помощники в учебном и воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»

Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....

"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"

Статья"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное  условие модернизации российского образования"Концепция  мод...

Работа с родителями учащихся как неотъемлемая часть педагогического процесса в начальной школе

Педагогический процесс, особенно в начальной школе, невозможно представить без постоянного взаимодействия учителя и родителей. И от того, насколько грамотно построена работа с семьей, напрямую зависит...

Денверская модель раннего вмешательства - как способ включения в образовательный процесс детей с РАС и ТМНР

Опыт работы с ребенком имеющим РАС в тяжелой форме, представленный на городском семинаре. Поможет педагогам найти подход к ребенку с особенностями в развитии...

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.

Выступления на школьном методическом объединении.       Что значит личностно-ориентированный подход.        Ключевыми словами личностно ориентированных тех...

Мотивация учебной деятельности обучающихся: включение в образовательный процесс средств развития познавательной активности

Цель найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации.Данная цель конкретизирована в следующих основных задачах:    провести теоретический анализ понятия о мотивах...