Урок обучения грамоте по теме "Гласная буква Ё, ё".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Задачи:

  • познакомить детей с новой буквой Ё;
  • научить читать её в словах и слогах;
  • привить любовь к родному языку, его многообразию,
  • привить интерес к книгам;
  • развитие устной речи;
  • развитие логики и сообразительности.
  • воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям – птицам:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote._bukva_yo.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме "Гласная буква Ё, ё".

Задачи:

  • познакомить детей с новой буквой Ё;
  • научить читать её в словах и слогах;
  • привить любовь к родному языку, его многообразию,
  • привить интерес к книгам;
  • развитие устной речи;
  • развитие логики и сообразительности.
  • воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям – птицам:

Планируемые результаты : обучаемые познакомятся с буквой Ё и звуком /йо/, научатся читать ее в словах и слогах.

Оборудование:

  • картинки – сова, мешочек, ежик, ёлка, клест, карточки со словами, серия картинок « Берегите птиц»
  • образ буквы Ё;
  • книги о животных и птицах
  • мультимедийная физминутка, песня о букве Ё.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.

Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить , правильно отвечать, читать и работать очень хорошо.

11. Актуализация знаний.

1. Повторение изученных букв.

Наша Мудрая Сова снова прилетела на урок и принесла свой мешочек. Будем угадывать буквы и давать характеристику звукам.( С закрытыми глазами достают из мешочка вырезанные изученные буквы и на ощупь определяют ее, называют и дают полную характеристику звука) По очереди несколько учеников.

#1063;тение с доски.

Ра вер ветер Енот спит в норе.

Ро вет ветка Белка ест грибы.

Про вне несла Волк воет громко.

Пра вни ставни Около леса река.

Сны вел великан У нас урок.

Сни сел весело Рома написал мелом.

Сне сле после

3. Подведение к новой теме.

На прошлом уроке мы познакомились с буквой Е. Расскажите, что вы узнали особенного об этой букве?

III. ФИЗМИНУТКА

IV. Новый материал.

#1057;егодня мы познакомимся с еще одной особенной буквой…

Чтобы познать секреты новой буквы, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много-много
А ниток – ни одной.

– Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)

– Давайте подберем к слову ёж родственные слова (ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)

IV. Знакомство с новой буквой Ё.

– А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова.

– Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках новую букву Ё

– Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный? (гласный) Почему гласный, докажите.

– Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).

– Вот, посмотрите на него! (Показываю букву Ё).

- Назовите слова, которые начинаются на эту букву….. Елка.

– А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)

– На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, а общая у них только одна буква. И ЭТО БУКВА … ё. Давайте все еще раз скажем все об этой букве.

- Буква Ё

- Звук [ йо.]

_ Какая это буква? (гласная)

_Что еще можете сказать? (Когда мы произносим, то слышим 2 звука)

- Какие звуки слышим? (й, о). Значит в чем ее особенность? (2 звука).

- А куда мы её. поместим? (К гласным, на 1-й ряд под О). Почему? (Когда произносим, то слышим О)

2. Выставляются слова ЁЖИК и ЁЛКА. (прочитайте). Составление схемы слов ежик и елка. (Один у доски, остальные за партами).

-А всегда ли дает 2 звука? ( ответы детей). Например….

- А кто знает как зовут эту птицу? (Клест). Мы сейчас немного отдохнем и я вам о ней расскажу.

Эта птица особенная. Мы знаем, что все птицы с наступлением весны откладывают яйца и высиживают птенцов, а клест это делает в самую суровую пору – зимой. А питается она шишками, выклевывая из нее орешки. Когда она обрабатывает шишку издается такой звук как клест, клест. И поэтому ее так прозвали. А клюв у нее приспособлен так, чтобы легко было доставать из шишек орешки.

Интересная птица? Запомните ее?

- Сейчас наступает очень трудное для птиц время и нужно им помочь. Как? (Акция «помоги птицам», кормушки, подсыпать корм)…Здесь выставляю плакаты с изображениями птиц « Помоги птицам зимой».

V. ФИЗМИНУТКА (Видеоролик)

- Выставляется слово КЛЕСТ. Составьте схему слова (один у доски, другие за партами).

- Что вы еще вы можете сказать о букве Ё ? (Она смягчает согласную).

_ Давайте посмотрим так ли это. Составим все возможные варианты слогов с буквой ё

(дети называют, учитель печатает, затем строим схемы) и читают.

–Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла буквы ё сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).

– А вторым подарком наше й букве будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла, яблоко.

– Ну что же, я думаю буква осталась довольна вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этой буквой.

VI. Разминка (Работа над артикуляцией).

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

ТЁ

НОС – НЁС

ГРЁ

ВЁ

ВОС – ВЁС

ЗЛЁ

НЁ

РОВ – РЁВ

СВЁ

СЁ

МОД – МЁД

ПЛЁ

РЁ

ВОЛ – ВЁЛ

ГНЁ

ЛЁ

МОЛ – МЁЛ

ЗВЁ

VII. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?

– Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).

– А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).

– Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).

– Вот почему люди так говорят.

– Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей? (Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)

– Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет)

– Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах.

VIII. Работа с учебником.

  1. Рассмотрите картинку и скажите кого и что вы видете.
  2. Какой праздник приближается?
  3. Почему дети выглядят сердитыми? Что могло случиться?

Здесь уместно провести воспитательную работу по сохранению елочек, что мы тоже можем внести свой вклад, если дома встретим этот праздник с искусственной елкой, а не живой, которую через несколько дней мы просто выбросим.

  1. Чтение материала учебника по рядам, индивидуально, хором.

IX. Продолжение нового материала.

Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы Ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки (текст читает учитель, а дети инсценируют)

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

– Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

– А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)

  • ЁЛКА
  • ТВОЁ
  • ЁЖИК
  • ПЕНЁК
  • ЗВЕРЁК
  • КОТЁНОК
  • ВЕСЁЛЫЙ

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.

VIII. Итог.

– Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё»)

– Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])

– Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)

– Что еще интересного запомнили о ней? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

– А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

– Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию «Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!

– Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)

IХ. Рефлексия.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя яблочками. В конце урока дать задание разместить яблоки на одном из трех ежей (как смайлики) согласно своему настроению . Учащиеся подходят к доске и выставляют яблочки..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"

Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...