Урок обучения грамоте по теме "Гласная буква Ё, ё".
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Задачи:
- познакомить детей с новой буквой Ё;
- научить читать её в словах и слогах;
- привить любовь к родному языку, его многообразию,
- привить интерес к книгам;
- развитие устной речи;
- развитие логики и сообразительности.
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям – птицам:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote._bukva_yo.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по теме "Гласная буква Ё, ё".
Задачи:
- познакомить детей с новой буквой Ё;
- научить читать её в словах и слогах;
- привить любовь к родному языку, его многообразию,
- привить интерес к книгам;
- развитие устной речи;
- развитие логики и сообразительности.
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям – птицам:
Планируемые результаты : обучаемые познакомятся с буквой Ё и звуком /йо/, научатся читать ее в словах и слогах.
Оборудование:
- картинки – сова, мешочек, ежик, ёлка, клест, карточки со словами, серия картинок « Берегите птиц»
- образ буквы Ё;
- книги о животных и птицах
- мультимедийная физминутка, песня о букве Ё.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.
Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить , правильно отвечать, читать и работать очень хорошо.
11. Актуализация знаний.
1. Повторение изученных букв.
Наша Мудрая Сова снова прилетела на урок и принесла свой мешочек. Будем угадывать буквы и давать характеристику звукам.( С закрытыми глазами достают из мешочка вырезанные изученные буквы и на ощупь определяют ее, называют и дают полную характеристику звука) По очереди несколько учеников.
#1063;тение с доски.
Ра вер ветер Енот спит в норе.
Ро вет ветка Белка ест грибы.
Про вне несла Волк воет громко.
Пра вни ставни Около леса река.
Сны вел великан У нас урок.
Сни сел весело Рома написал мелом.
Сне сле после
3. Подведение к новой теме.
На прошлом уроке мы познакомились с буквой Е. Расскажите, что вы узнали особенного об этой букве?
III. ФИЗМИНУТКА
IV. Новый материал.
#1057;егодня мы познакомимся с еще одной особенной буквой…
Чтобы познать секреты новой буквы, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много-много
А ниток – ни одной.
– Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)
– Давайте подберем к слову ёж родственные слова (ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)
IV. Знакомство с новой буквой Ё.
– А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова.
– Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках новую букву Ё
– Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный? (гласный) Почему гласный, докажите.
– Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).
– Вот, посмотрите на него! (Показываю букву Ё).
- Назовите слова, которые начинаются на эту букву….. Елка.
– А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)
– На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, а общая у них только одна буква. И ЭТО БУКВА … ё. Давайте все еще раз скажем все об этой букве.
- Буква Ё
- Звук [ йо.]
_ Какая это буква? (гласная)
_Что еще можете сказать? (Когда мы произносим, то слышим 2 звука)
- Какие звуки слышим? (й, о). Значит в чем ее особенность? (2 звука).
- А куда мы её. поместим? (К гласным, на 1-й ряд под О). Почему? (Когда произносим, то слышим О)
2. Выставляются слова ЁЖИК и ЁЛКА. (прочитайте). Составление схемы слов ежик и елка. (Один у доски, остальные за партами).
-А всегда ли дает 2 звука? ( ответы детей). Например….
- А кто знает как зовут эту птицу? (Клест). Мы сейчас немного отдохнем и я вам о ней расскажу.
Эта птица особенная. Мы знаем, что все птицы с наступлением весны откладывают яйца и высиживают птенцов, а клест это делает в самую суровую пору – зимой. А питается она шишками, выклевывая из нее орешки. Когда она обрабатывает шишку издается такой звук как клест, клест. И поэтому ее так прозвали. А клюв у нее приспособлен так, чтобы легко было доставать из шишек орешки.
Интересная птица? Запомните ее?
- Сейчас наступает очень трудное для птиц время и нужно им помочь. Как? (Акция «помоги птицам», кормушки, подсыпать корм)…Здесь выставляю плакаты с изображениями птиц « Помоги птицам зимой».
V. ФИЗМИНУТКА (Видеоролик)
- Выставляется слово КЛЕСТ. Составьте схему слова (один у доски, другие за партами).
- Что вы еще вы можете сказать о букве Ё ? (Она смягчает согласную).
_ Давайте посмотрим так ли это. Составим все возможные варианты слогов с буквой ё
(дети называют, учитель печатает, затем строим схемы) и читают.
–Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла буквы ё сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).
– А вторым подарком наше й букве будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла, яблоко.
– Ну что же, я думаю буква осталась довольна вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этой буквой.
VI. Разминка (Работа над артикуляцией).
Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику
ТЁ | НОС – НЁС | ГРЁ |
ВЁ | ВОС – ВЁС | ЗЛЁ |
НЁ | РОВ – РЁВ | СВЁ |
СЁ | МОД – МЁД | ПЛЁ |
РЁ | ВОЛ – ВЁЛ | ГНЁ |
ЛЁ | МОЛ – МЁЛ | ЗВЁ |
VII. Работа по развитию речи.
Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?
И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?
– Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).
– А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).
– Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).
– Вот почему люди так говорят.
– Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей? (Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)
– Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет)
– Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах.
VIII. Работа с учебником.
- Рассмотрите картинку и скажите кого и что вы видете.
- Какой праздник приближается?
- Почему дети выглядят сердитыми? Что могло случиться?
Здесь уместно провести воспитательную работу по сохранению елочек, что мы тоже можем внести свой вклад, если дома встретим этот праздник с искусственной елкой, а не живой, которую через несколько дней мы просто выбросим.
- Чтение материала учебника по рядам, индивидуально, хором.
IX. Продолжение нового материала.
Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы Ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки (текст читает учитель, а дети инсценируют)
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.
– Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).
– А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё
(слова напечатаны на доске)
- ЁЛКА
- ТВОЁ
- ЁЖИК
- ПЕНЁК
- ЗВЕРЁК
- КОТЁНОК
- ВЕСЁЛЫЙ
А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.
VIII. Итог.
– Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё»)
– Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])
– Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)
– Что еще интересного запомнили о ней? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).
– А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
– Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию «Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!
– Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)
IХ. Рефлексия.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя яблочками. В конце урока дать задание разместить яблоки на одном из трех ежей (как смайлики) согласно своему настроению . Учащиеся подходят к доске и выставляют яблочки..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...
Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"
Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....
Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"
Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...