Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макарова Елена Ивановна

Конспект урока в 4 классе по учебнику А.В. Поляковой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.yaz_.prav_.bezud_.lichn_.okonch.gl_.1_i_2_spr.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по учебнику А.В. Поляковой по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов I  и II спряжений».

Цель. Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение знаний об алгоритме правописания безударных личных окончаний глаголов I  и II спряжений и умения выбирать букву гласного звука в безударном окончании глагола с опорой на алгоритм.

Задачи. 

  • Организовать повторение знаний, актуальных для изучения новых;
  • мотивировать учащихся на освоение новых знаний и умений;
  • создать проблемную ситуацию через пробное действие;
  • организовать фиксацию затруднений и их причины;
  • организовать планирование выхода из проблемной ситуации (постановки цели и задач);
  • организовать самостоятельную работу по освоению новых знаний и умений;
  • организовать контрольную процедуру;
  • организовать рефлексивную оценку.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

НА ДОСКЕ  слова: жарить, резать, чистить, дарить, болеть.

У. - Какой частью речи являются данные слова?

Д. - Глаголы.

У. - Выделите суффиксы у данных глаголов.

  • На что указывает суффикс ть в этих глаголах?

Д. - На форму инфинитива.

У. - А знаете ли вы, о чем рассказывает суффикс перед суффиксом ть?

Д. - Не знаем.

  1. Мотивация.

У. - Хотите открыть эту тайну?

Д. - Да.

У. - На сегодняшнем уроке вы откроете эту тайну. Вы готовы выступить в роли исследователей?

  • Итак, приступим к исследованию.

3.  Создание проблемной ситуации.

НА ДОСКЕ слова: нес_шь, жар_шь, говор_шь, реж_те, чист_те, дар_т, бер_те, боле_шь.

У. - (Группировка гласных по месту ударения)

  • Выпишите глаголы, в которых нет сомнений в правописании окончаний глаголов в один столбик, в которых есть сомнения - в другой.

  1. Фиксация затруднений. Выявление причин.

У. - Почему правописание окончаний глаголов 1 столбика не вызвало сомнений?

Д.- Окончания ударные.

У. - Почему правописание окончаний глаголов 2 столбика вызвало затруднение?

Д. - Окончания безударные, не знаем, какую букву написать.

У. - Почему?

Д. - Знаем, как определить спряжение по ударным окончаниям, а по  безударным — не знаем.

У. - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Д. - Правописание безударных личных окончаний глаголов  I  и II спряжений.

У. - Какую цель вы поставите?

Д. - Узнать, как определить букву гласного в безударных окончаниях глаголов и научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

У. - Что для этого нужно?

Д. - Узнать, способ определения, рассмотреть образец действия, самим потренироваться, проконтролировать себя.

У. - Из этой сказочной истории необходимо добыть научную информацию и обработать её.

(Работа в группах, обсуждение результатов работы)

У. - На основе ваших наблюдений с моей помощью составим алгоритм действий по определению буквы гласного в безударных окончаниях глаголов.

5.Составление алгоритма действий.

Алгоритм. 1.  Глаголы настоящего и будущего времени с безударным окончанием.

  1. Поставить глагол в неопределенную форму.
  2. Определить, какой гласный стоит перед суффиксом -ть у глагола в неопределенной форме.
  3. Если гласный — и-, то глагол   II спряжения.
  4. Если любой другой гласный, кроме — и-, то глагол I   спряжения.

У. - Вот так инфинитив помог глаголам с безударными личными окончаниями.

6. Рассматривание образца действия при выборе безударной гласной в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.

 У. - Вернёмся к глаголам в форме инфинитива ( жарить, резать, чистить, дарить, болеть.)

О чём же рассказывает суффикс перед суффиксом -ть? Вы можете открыть эту тайну?

Д. - Если гласный — и — перед -ть, то глагол  II спряжения, а если другой гласный , то глагол относится к I спряжению.

У. - Определите спряжение данных глаголов и по составленному алгоритму определите, какой гласный нужно написать в окончании глаголов, при написании которых у вас возникло затруднение. (Дети объясняют написание по алгоритму)

Жаришь

режете

он дарит

болеешь

  1. Самостоятельная работа по освоению новых знаний и умений.

У. - Потренируемся в применении полученных знаний. Работать будем по алгоритму.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Лето собира_т, а зима поеда_т. Что написано пером, не выруб_шь топором. Хоч_шь есть калачи, не сидс на печи. Месяц свет_т, но не гре_т.

У. - Проконтролируйте себя, проверив работу.

  1. Контроль усвоения новых знаний.

У. -Следующее задание вы будете выполнять в парах на листочках.   Дополните словосочетания подходящими  по смыслу  глаголами  I спряжения в 3 лице ед.числе, а глаголами  II спряжения во 2 лице ед.числе.

Ручкой …, ножницами …, напильником …, красками …, косой …, под дождём …,

 грузовиком …, с куклой …, через скакалку …, в бассейне …, снеговика …, топором …,по линейке ...

  1. Рефлексивная оценка.

У. - Подведём итог урока. Какие цели вы ставили? Достигли ли вы целей? Чему научились? Какие умения освоили?

Учитель оценивает работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание безударных личных окончаний глаголов 1, 2 спряжения"

Урок русского языка направлен на формирование навыка правописания безударных личных окончаний глагола. В ходе урока перед детьми раскрываются секреты здоровья знаменитых людей....

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Материал к уроку русского языка в 4 классе, созданный в программе SMART Notebook, в помощь проведения урока закрепления по теме "Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов I  и II...

Русский язык 4 класс. Карточки по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов 1, 2 спряжений".

Работа с этим материалом поможет сформировать навык написания безударных личных окончаний глаголов....

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»

Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...