"Правописание безударных личных окончаний глаголов 1, 2 спряжения"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Волосянкина Наталья Васильевна

Урок русского языка направлен на формирование навыка правописания безударных личных окончаний глагола. В ходе урока перед детьми раскрываются секреты здоровья знаменитых людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokotkrytyy.docx46.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока русского языка (4 класс)

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и  II спряжения»

Ход урока.

I. Организационный этап. Создание настроя на продуктивную деятельность (слайд 1)

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Всё готово на столе?

Всё в порядке в голове?

II. Словарная работа.

-Проговорите, какое  сегодня число.

-Запишите его.

-Проверьте, так ли записали.

-Подчеркните ошибкоопасные места.

 Повторим словарные слова.

Учитель диктует слова:

Здравствуйте, желать, обед, лимон, морковь, работа.

Проверка ( по словарю)

-Какая тема объединяет слова?

-Игра «Бег ассоциаций» (подбор ассоциаций «Здоровье»)

-Выберите наиболее значимое слово и составьте с ним предложение.

-Укажите части речи.

Проверка (зачитывается несколько предложений)

Секрет 1

«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто». древнегреческий философ Сократ (слайд 2)

- На уроке ещё узнаем  некоторые секреты здоровья.

III. Актуализация знаний.

-Какая часть речи говорит о себе так: (слайд 3)

«Что без меня предметы?

 Лишь названия.

 А я приду – все  действовать начнёт:

 Ракета полетит, рабочий строит здание.

 Цветут сады, и рожь в полях растёт».

-Это глагол. Почему так решили?

-Выпишите глаголы.

Проверка  (слайд 4) Приду, действовать, начнёт, полетит, строит, цветут, растёт

-Назови лишний глагол по разным признакам. (надписывают над словами)

 (Приду  -1 лицо, цветут – множественное число, строит – безударное окончание, полетит – с приставкой, действовать – глагол неопределённой формы)

Секрет 2 «Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь»          Гораций (древнеримский поэт) (слайд 5)

IV. Самоопределение деятельности.

Создание мотивации.

-Ученики 4 класса писали диктант по теме «Глагол».

-Коля написал и получил 2.

-Прочитайте внимательно текст и догадайтесь почему. (слайд 6)

-А мы уже учились писать окончания?  

Первичная самооценка.

-Покажите на шкале на каком уровне умеете писать безударные окончания глаголов. (дети отмечают на горке)

-У кого пройдена вся горка?

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? (предположения детей)) 

Тема урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов». (слайд 7)

-Будем закреплять умение писать безударные окончания. Каждый должен для себя понять, что ещё не получается.

-Где в реальной жизни используем эти глаголы?

Секрет 3 (слайд 8)

 «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам». Сократ

V. Организация познавательной деятельности.

1. Повторение алгоритма

-Послушайте скороговорку:

«Филя с Колей,

 Коля с Филей

пилят, колют,

колют, пилят.

Завалили полдвора,

Будут на зиму дрова».  (Г. Ладонщиков)

Орфографическая задача:

Одинаковы ли  окончания глаголов ПИЛЯТ – КОЛЮТ? (слайд 9)

- Как это сделать? (дети предлагают способы действий)

-Составим план действий.

(Составление схемы под руководством учителя на доске)

Запись:

Пил… (что делают?) – пилить (2 спряжение) – пилят (образец записи на доске)

Затем дети самостоятельно (запись по образцу) определяют окончание глагола колют.

Проверка.

Социализация:  окончания разные, потому что глаголы относятся к разному спряжению.

-Чем бы ещё дополнили бы схему?

Секрет 4

«Праздность и ничегонеделание влекут за собой  нездоровье…» Гиппократ (древнегреческий врач, «отец медицины»  (слайд 10)   

2. Упражнение в постановке глаголов  в неопределенную форму.

-Какой первый шаг надо сделать? (по схеме)

Учитель называет глаголы:

Светит, убираете, гонит, тает, гуляем, дышим, играешь, «Кто людей любит, тот долго живёт»

Задание: поставить глаголы в неопределенную форму и записать в 2 столбика по спряжениям.

Проверка: прочитайте глаголы 2 спряжения.  ▪Самооценка: + -

3. Работа в парах. Повторение личных окончаний 1 и 2 спряжения.

-Что ещё надо хорошо знать? (личные окончания)

-Расскажите друг другу личные окончания 1 и 2 спряжения.

▪Взаимооценка:  (+ -)

4. Закрепление алгоритма. Коллективная работа.

-Дома вы подбирали отрывки из стихов с глаголами по теме.

(ученик зачитывает отрывок, дети выбирают и записывают глаголы с объяснением)

-Объясните написание безударных окончаний.

▪Самооценка +- Как ты справился с заданием?

-Испытывал ли волнение? Надо учиться собой владеть

Секрет 5

«Самые красивые и здоровые люди – это люди, которых ничего не раздражает».

Георг Лихтенберг  немецкий ученый 18 века (слайд 11)

5. Работа с учебником. Выборочное списывание с заданием.

-Откройте учебник на стр. 116. Найдите упражнение №137.

-Прочитайте текст (про себя, вслух).

-О чем прочитали?

-Это отрывок из рассказа А.И.Куприна. Как он называется? (слайд 12)

-Когда написан? (1927 г.)  Какое словосочетание используется и в наше время?

-Что вас удивило? Расскажите, как кошка открывает дверь.

-Лексическая работа «непостижимая» ловкость». (толковый словарь)

Задание:

-Запишите отрывок, как кошка открывает дверь.

-Выделите окончание. Укажите спряжение.

 Фронтальная проверка

-Какие окончания у глаголов дописали? Докажите.

Самооценка  + -

Секрет 6 

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ (древнегреческий врач) (слайд 13)

VI.Физминутка (слайд 14)

Стоп урок!

Стоп дела!

Отдыхать пришла пора!

На зарядку солнышко разбудило нас.

Поднимаем руки мы

По команде – раз!

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы

По команде – два!

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим!

VII. Закрепление изученного.

1. «Кто внимательный»

-В тексте физминутки есть глаголы с безударными окончаниями.

-Запишите, те, которые запомнили. (Поднимаем, опускаем, положим, поднимем, подышим)

Фронтальная проверка. Объясните написание окончаний.

2. Творческая работа в группах. «Поварята»

-Для здоровья надо вовремя и правильно питаться.

Секрет 7

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Джон Леббок (британский политик) (слайд 15)

Творческое задание: составить рецепт, употребив по смыслу глаголы-помощники в разных лицах, числах. (слайд 16)

(образуются группы по выбору: компот, овсяная каша, салат из свежей капусты)

Проверка. (рецепты зачитываются и вывешиваются)

▪Взаимооценка (устная) (высказывания о работе друг друга)

Секрет 8

Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу! (народная мудрость) (слайд 17)

3. Диагностика. Самостоятельная работа.

-Запишем пословицы разных народов о здоровье, ведь каждый человек хочет быть здоровым

Запись под диктовку.

▪От хорошего сна – молодеешь.

▪Доброе слово лечит, а злое калечит.

▪Есть здоровье — мы не ценим, а потеряв, плачем.(украинская)

Проверка: (слайд 18)

▪Самооценка (+-)

Секрет 9.

«Рано ложиться и рано вставать – вот что делает человека здоровым, богатым и умным» (Бенджамин Франклин, американский деятель18 века) (слайд 19) 

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

-Предположите, почему ученик не правильно написал окончания?

-Посмотрите на свои значки (+-). Что у тебя ещё не получается? (дети обобщают свои умения)

-Что стало понятнее?

Вторичная самооценка

-На той же шкале оцените  умение писать окончания безударные окончания глаголов. (другим цветом).

 Индивидуальная работа. «Превратимся в учителей» (карточки)

Наступила весна. Дуит тёплый ветерок. Пригреваит солнышко. Входим в лес. Слышем  пение птиц.  Дышешь свежим воздухом. Радость наполняит тебя!

Коллективная проверка: дети выходят, исправляют ошибки.

-Сделайте вывод, что ещё полезно для здоровья. (гулять на свежем воздухе)

-Какое у вас настроение сейчас?

Секрет 10

«Жизнерадостность – лучшее средство, избавляющее от болезней» (Сэмюэл Смайлс-шотландский писатель 19 века)

 (слайд 20)

IX. Творческое домашнее задание. (слайд 21)

Написать небольшой текст, используя глаголы с безударными личными окончаниями. (реклама, объявление, рецепт, поздравление, письмо другу…)

X. Спасибо за урок! (слайд 22)

-Какой секрет здоровья понравился?

Напутствие учителя:

«Мы рождены, чтоб жить на свете долго.

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны своё здоровье мы хранить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Материал к уроку русского языка в 4 классе, созданный в программе SMART Notebook, в помощь проведения урока закрепления по теме "Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов I  и II...

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений

Конспект урока в 4 классе по учебнику А.В. Поляковой...

Русский язык 4 класс. Карточки по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов 1, 2 спряжений".

Работа с этим материалом поможет сформировать навык написания безударных личных окончаний глаголов....

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»

Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...