Конспект урока 4 класс "Прямая речь"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока 4 класс "Прямая речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pryamaya_rech.docx | 631.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Прямая речь. Из чего состоит предложение
с прямой речью"
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.
Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока:
- Организационный.
-Здравствуй, друг!
Здравствуй, свет!
Улыбнитесь мне в ответ!
-Повторите за мной.
2. Орфографическая разминка. Словарная работа.
Словарный диктант «Наоборот».
- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.
(Тревожный, десертный, алмаз, фантастика, свободный, традиционный.)
- Струнный ударно-клавишный муз. инстр-т, разновидность фортепьяно. (рояль)
Самопроверка и самоконтроль.
Тревога, десерт, алмазный, фантастический, свобода, традиция, рояль.
-Какое слово зашифровано? 1.2, 2.2, 4.9,7.5.
- Что такое речь?
-Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Актуализация знаний.
-Прочитайте, что записано на доске.
Белка, на, упала, сонного, с, прыгала, на, и, ветки, волка, ветку.
-Что вы прочитали? (Это слова.)
-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)
-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось?
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.
- Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу. 2. Предложение выражает законченную мысль)
III. Открытие новых знаний.
1. Работа с текстом. Подводящий диалог.
-Прочитайте. А теперь что записано на доске? (текст) Почему? (- Это текст, потому что здесь 4 предложения, объединённые одной темой «Случай в лесу»)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
-Попробуйте озаглавить текст.
- Это отрывок из небольшой сказки Л.Н.Толстого «Белка и Волк»
- Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( -Найти действующих лиц.)
-Какие здесь действующие лица? Прочитайте текст и найдите действующих лиц.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)
- Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)
-Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким.)
(Чтение по ролям)
-Сколько предложений в этом тексте? (4) Все ли предложения похожи друг на друга по оформлению? Что необычного вы заметили?
Прочитайте предложение , где говорит белка.( Белка стала просить: "Отпусти меня”.) Запишите.
-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.) Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня”.)Кто произносит первую часть? (Автор)
-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора) Подчеркните зеленым карандашом. Ниже изобразим схему предложения. Слова автора на схеме обозначают буквой А. Заглавной или маленькой?
-Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь (белке)
-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)
-Правильно! В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть….С. 82 прямой речью.
-Подчеркните прямую речь красным карандашом. На схеме обозначим буквой П. Заглавной или маленькой?
-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)
- Формулирование темы урока.
-Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» Прочитайте правило на с. 84 учебника. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)
-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
-Что показывают слова автора? (Кому принадлежит прямая речь.)
Физминутка
-Прочитайте ещё раз предложение про белку.
-Какие знаки препинания используются в предложении с прямой речью?
-Как вы думаете, почему после слов автора ставится двоеточие? (- Потому что дальше поясняется, что сказала белка.)
-Для чего используют кавычки? (выделить прямую речь)
-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие , откроем и закроем кавычки)
-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)
V. Закрепление.
1.Самостоятельное выделение в предложении прямой речи и слов автора, составление схемы. Найдите в этом тексте ещё одно предложение с прямой речью. (Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)
-Подчеркните прямую речь красным карандашом, слова автора – зелёным. Начертите схему. Прочитайте слова автора. (Волк сказал)
-Прочитайте прямую речь. ("Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)
-Какую схему вы составили? (А: «П».)
2.Групповая работа
- Сейчас вы разделитесь на группы и поставите знаки препинания в предложениях, которые я вам дам.
- Мишка бежал рядом и кричал (Ж,ж)ми на педаль
- Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (Т, т)айное всегда становится явным
- Я не выдержал и спросил у контролерши (С, с)кажите, пожалуйста, когда будет выступать девочка на шаре
- Борис Сергеевич начал играть, а Мишка тихонько запел (К,к)ак на тоненький ледок выпал беленький снежок
Проверка предложений. Вешаю схемы предложений.
-Из каких произведений эти предложения? Кто автор? (Драгунский)
3. Творческая работа. А теперь вернёмся к нашему тексту. Придумайте продолжение этой истории. В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: А: «П»
На самом деле эта история закончилась так: Белка ответила: « Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.»
-Как вы поняли, почему веселы белки? (Потому что они не злятся, плохих дел не делают, совесть их не мучает….)
Резерв. Карточки для самостоятельной проверки
Восстанови знаки препинания и запиши предложение правильно. Запиши схему прямой речи.
IV. Итог урока.
Отгадайте загадку:
-«Самый умный кот призывающий всех к дружбе?»
-Знаменитое высказывание кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»)
Чего не хватает для нашей темы? (Слов автора)
Кто помнит слова автора?
Кот Леопольд улыбнулся и сказал: «Ребята, давайте жить дружно!»
-Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
-Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?
V. Домашнее задание.
1. Выписать из учебника «Литературное чтение» одно предложение с прямой речью.
2. Правило с. 84
Приложение
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"
На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...
Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".
Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"
- Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.- Обобщить названия предметов чайной посуды в ...
Конспект урока развития речи. 2 класс.
Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...