Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
методическая разработка по русскому языку по теме
Индивидуальная работа с обучающимся надомной формы обучения с ДЦП и ментальной инвалидностью (самостоятельно не ходит, не сидит, не пишет, может удерживать карточку в руке, речь развита)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_litvinenko_565.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя Отчество | Литвиненко Татьяна Александровна |
Должность | Учитель надомного обучения |
Название учебного заведения | ГБОУ школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга |
Название номинации | Конспект урока (занятия) в коррекционной школе |
По какой программе и учебнику работаете | Воронкова В.В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 кл. Издательство: Просвещение; Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.: Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ (VIII вида). Издательство: Просвещение. |
Особенности обучающегося | Индивидуальная работа с обучающимся надомной формы обучения с ДЦП и ментальной инвалидностью (самостоятельно не ходит, не сидит, не пишет, может удерживать карточку в руке, речь развита) |
Примечание | Не по ФГОС, т.к. ФГОС был введен с 01 сентября 2016 года с 1 класса. |
Возраст | 11 лет |
Класс | 4 |
Предмет | Русский язык |
Тема урока | Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Продолжительность урока (занятия) | От 30 до 60 минут. Уменьшение времени на урок в случае плохого самочувствия или быстрой утомляемости возможно за счет уменьшения количества тренировочного материала. Увеличение продолжительности до 60 минут становится возможным за счет частой смены видов деятельности |
Тема урока: Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель урока: совершенствование навыка правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи:
- продолжать учить применять изученное правило;
- совершенствовать умение читать рукописный и печатный текст;
- продолжать работу по расширению словарного запаса и умению объединять слова в семантические группы;
- помогать осознавать значимость своей деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
- учить планировать свои действия.
Оборудование:
- предметная наглядность (пакетик чая, чашка, чайник, часы);
- предметные картинки (стрижи, щуки, ерши, чайки);
- разрезная азбука с письменными и печатными буквами;
- магнитная маркерная доска, магниты, маркеры;
- карточки со словами, написанными рукой (ежи, камыши, пушинки, мыши, пиши);
- планшет с любым текстовым редактором;
- учебник.
Литература:
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Русский язык, Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных чреждений VIII вида
- Комиссарова Л.Ю., Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н.Бунеева и др.
- Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных коррекционных) школ V вида. 2 класс.
- Серия «Занимательные карточки» Игра развивающая и обучающая. Автор д.п.н А.А.Штец.
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Примечание |
1 | Организационное начало урока. | ||
Учитель просит назвать предметы, необходимые на уроке русского языка | Учебник, маркерная доска, маркеры, азбука букв. | Ребенок проверяет взглядом, все ли выложил учитель | |
2 | Проверка домашнего задания | ||
На прошлом уроке тебе было задано выучить стихотворение на изученные правила из учебника | С и пишу я жи и ши: Лыжи, мыши, малыши. Роща, дача и свеча. Щука плачу и ищу. Слоги эти заучу! | Ребенок рассказывает стихотворение, при необходимости оказывается помощь. Обязательна похвала! Рисунок 1 | |
3 | Объявление темы урока | ||
Сегодня мы будем закреплять наш успех в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Давай еще раз вспомним правила написания этих сочетаний | Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у | Можно опираться на карточки с записью правила | |
4 | Игра «Настройка» | ||
Слушай, Слышишь: Че-ша-ща? Это буквы «Ч», «Ш», «Щ» - Что-то чистят сообща: Че-ша-ща, Че-ша-ща. (А.Шибаев) | Ребенок слушает, договаривает повторяющиеся строчки | Можно повторить шипящие согласные, выложить перед обучающимся карточки с буквами, желательно заглавные прописные | |
Давай и мы настроимся на эти буквы шипящие и немного с ними пошипим Ши-жи-ши Ща-щу-ча Ща-чу-щу Шиш – жиш Жин – шин Чар – чур Щур - щар | Повторяет за учителем слоги | Возможно повторение учителем набора слогов, следует следить за правильностью произносимых слогов | |
5 | Упражнение «Собери слово из букв (звуков)» | ||
Ж И Р Ш И П Ч У Б Щ У П Ч А Й | Называет слова, которые получились: жир, шип, чуб, щуп, чай | Необходимо быть готовым к том, что значение слов чуб, щуп ребенку будет незнакомо и потребуется объяснение | |
Какая трудность тебя подстерегает при написании этих слов | Жи и ши буду писать с и, чу и щу буду писать с у, ча буду писать с а | ||
6 | Упражнение «Собери слово из слогов» | ||
Усложняем вариант, собираем слова из слогов ЧАШ и КА ЧАЙ и НИК ЧА и СЫ | Обучающийся называет слова: чашка, чайник, часы | На каждое слово на стол выставляется названный предмет Рисунок 2 | |
Что объединяет эти слова? | Слог ча | ||
Какая трудность тебя подстерегает при написании этих слов? | ча-буду писать с а | ||
А что в этом ряду лишнее? | Часы | ||
Пришли гости в дом, что мы обычно предлагаем? Посмотри на предметы, которые тебе в этом помогут | Мы предлагаем гостям чай | ||
Читается по памяти учителем Чайник в комнате запел: «Я готов! Я закипел! Чайник выключай! (А.Барто) | Ребенок слушает. Может вступать в беседу о правилах ПБ | Можно проговорить правила безопасного поведения | |
7 | Игра «Робот» | ||
Пришли гости, чайник закипел и что же мы теперь будем делать? Помоги мне, скажи, как я буду это делать! | Вскипяти чайник. Положи в чашку пакетик с заваркой. Залей кипятком. | Можно проговорить что значит кипяток – горячая вода | |
8 | Упражнение в чтении слов, записанных письменными буквами | ||
Сейчас мы пойдем на ковер, ты вытащишь из мешочка слова, которые мы прочитаем. А потом с этими словами поиграем. | Ребенок ползет к мешку с карточками, вытаскивает и читает слова | Слова: ежи, камыши, пушинка, мыши, пиши | |
А теперь перевернись на спину, ляг удобно на подушки и приготовься со мной играть | Ребенок выполняет инструкции педагога | По возможности делает все самостоятельно | |
9 | Работа по учебнику. Игра «Доскажи словечко» | Упражнение из учебника | |
Возле поля, мимо ржи, Шли колючие е… | Ежи | Учитель набирает буквы из разрезной азбуки к слову | |
В поле травы хороши, А в озерах ка…. | Камыши | ||
С неба падают снежинки, Словно белые пу… | Пушинки | Учитель набирает буквы из разрезной азбуки к слову | |
Не шумите. Тише, тише! В темной норке дремлют мы… | Мыши | ||
Когда пишешь – не спеши, Буквы правильно пи… | Пиши | ||
10 | Работа по переводу письменного текста в печатный | ||
Ты отдохнула, теперь садимся и будем списывать слова | Ждет, когда планшет ее поприветствует | Включить планшет. Если ты научишься это делать, то сможешь зарабатывать и помогать родителям Рисунок 3,4 | |
Прочитай слово, которое перед тобой лежит, поставь в слове ударение, раздели слово на слоги (проделывается с каждым словом) | Внимательно слушает задание | Слова: шуки, стрижи, чайки, ерши Можно объяснить, почему слышим ы, а пишем и Рисунок 5, 6, 7 | |
Щуки | Щуки, щУки, щу-ки | ||
Набираем слово. Какой слог первый? | ЩУ | ||
Какие буквы будем нажимать? | Щ и У | ||
Назови второй слог | КИ | ||
Какие буквы будем нажимать? | К и И | ||
11 | Игра «Назови одним словом» | ||
Перед тобой картинки, как мы их можем разделить? | Щуки и ерши – это рыбы, а чайки и стрижи – это птицы | ||
12 | Работа с текстом по учебнику. | ||
Прослушай предложения. Помоги мне их расположить так, чтобы получилось стихотворение о щуке. В этом тебе помогут вопросы. | Наварила щука щей. Червячка с крючка сняла. Пригласила трех ершей. Щука в озере жила. Говорили все ерши: - Щи у щуки хороши! (В.Левин) | ||
Где жила щука? Кого она поймала? Что щука сварила? Кого пригласила? Как хвалили ерши щуку? | Щука в озере жила Червячка с крючка сняла Наварила щука щей Пригласила трех ершей Говорили все ерши: Щи у щуки хороши | Можно сделать карточки с предложениями, для читающих детей | |
13 | Измени слова по образцу. | ||
Щуки и ерши, что делают? | Плавают | Повторить слова действия | |
Измени слово, плыть – я что делаю? | Я плыву | ||
Слово действие летать, измени | Я лечу | Слова: искать, вертеть, хотеть, угощать, навещать | |
14 | Вставь пропущенные буквы. Прочитай предложения. | ||
на дач... ш…рокие рощ... дач... | Вставляет буквы, читает по слогам | При написании используется специальное приспособление и прием «рука в руке» Рисунок 8, 9, 10 | |
Перебираемся на ковер. Пока я готовлю текст, устраивайся как тебе будет удобно | Ребенок выполняет инструкции педагога | Взрослый в случае необходимости помогает | |
Выкладывает текст. Каждое предложение напечатано с новой строки | Читает текст: Я еду на дачу. Вижу широкие поля. А вот роща. За ней наша дача. | Помощь педагога в удержании взглядом строки. Рисунок 11 | |
Что такое предложение? | Предложение – это законченная мысль | ||
Как мы обозначаем начало и конец предложения? | Предложение пишется с заглавной буквы, а в конце мы ставим точку. | ||
15 | Подведение итога урока | ||
Ты сегодня большая молодчинка. Выполнила много заданий. А на какое правило были все наши слова? | Жи – ши пиши с буквой и, ча- ща – пиши с буквой а, чу- щу – пиши с буквой у | ||
Я знаю, что ты любишь, когда я тебе оставляю карточки. Оставить? Будешь собирать картинку? Это будет твоим домашним заданием: прочитать сочетания слов и предложения и сказать какое изученное правило встретилось. | Да | Дать ребенку время рассмотреть картинки, можно даже собрать сначала взрослому. Рисунок 12, 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы: "Правописание гласных после шипящих"
Как сделать интересным уроки русского языка в коррекционной школе 8 вида...
Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.
Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....
Методическая разработка урока на тему "Правописание гласных после шипящих и сочетния чк-чн"
урок закрепления...
Методическая разработка урока на тему "Правописание гласных после шипящих и сочетния чк-чн"
урок закрпления...
"Правописание гласных после шипящих" .
План-конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных после шипящих" во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием ЭОР....
Памятка "Правописание гласных после шипящих"
Памятка поможет учащимся усвоить тему "Правописания гласных после шипящих"....
План-конспект по русскому языку 3 класс для детей,обучающихся по программе 3.3.Тема "Гласные после шипящих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."
Данный урок посвящен теме "Гласные после шипящих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу." и составлен с учетом особенностей незрячих детей с лёгкой степенью УО. На данном уроке св...