Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Методическая разработка раздела образовательной программы "Русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_imeni_prilagatelnogo_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 637.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №151
Советского района
Аттестационная работа на 1 категорию
Методическая разработка раздела образовательной программы
«Русский язык»
Тема разработки:
«Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД»
Выполнил:
Учитель начальных классов
МАОУ СШ №151 с изучением отдельных
предметов
Зрячева Татьяна Ивановна
Образование высшее
Квалификационная категория - первая
Педагогический стаж/стаж работы учителем
начальных классов - 22 года
Нижний Новгород
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Понятие части речи в лингвистике
2. Классификация частей речи в русском языке
3. Имя прилагательное как часть речи
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Анализ программы по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы
2. Методика изучения имени прилагательного в начальной школе
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. Понятие и классификация универсальных учебных действий
2. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
3. Разработка урока по теме: «Знакомство с именем прилагательным».
Заключение
Список литературы
Приложение (календарно-тематическое планирование по теме «Имя прилагательное». 2 и 3 классы)
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, т.к. на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.
Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности. Поэтому части речи привлекали и привлекают особый интерес, как при решении важных теоретических вопросов, так и в практическом освоении языка.
Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной.
Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В современных методических исследованиях, посвященных обучению русскому языку, рассматриваются различные аспекты речевого подхода к изучению языковых явлений. Проблема языкового развития учащихся рассматривается в методике не только в общем плане, но и в грамматическом (В.А. Добромыслов, Г.К. Лидман-Орлова, И.Львова, Л.Ю. Максимов, В.П. Озерская, Е.Н. Пузанкова, М.М. Разумовская, Л.А. Тростенцова); речеведческом (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская). При этом исследователи отмечают, что изучение морфологии в школе должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания. Таким образом, знания, умения и навыки в области морфологии являются той основой, на которой формируются и совершенствуются лингвистическая, языковая и речевая компетенции. Однако необходимо отметить, что до сих пор нет специального исследования, посвященного обучению именно имени прилагательному.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс изучения имени прилагательного в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности освоения имени прилагательного в рамках программы « Начальная школа 21 века».
Целью данной работы является анализ специфики изучения темы «Имя прилагательное» в рамках программы « Начальная школа 21 века» с учетом формирования универсальных учебных действий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место имени прилагательного в системе частей речи.
2. Проанализировать раздел «Части речи. Имя прилагательное» в УМК « Начальная школа 21 века» в аспекте изучаемой проблемы.
3. Охарактеризовать понятие и классификацию универсальных учебных действий.
4. Выявить методические приемы изучения имени прилагательного младшими школьниками.
5. Разработать урок по изучению имени прилагательного в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая опытная работа по составлению методической разработки.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по совершенствованию навыков, умений, универсальных учебных действий учащихся младших классов могут быть использованы в преподавании русского языка в начальной школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1 Понятие части речи в лингвистике
Понятие «части речи» является одним из важнейших в грамматике, поэтому в трудах лингвистов прошлого делались попытки его точного и объективного определения. История учения о частях речи в русской лингвистике начинается с «Российской грамматики» М.В. Ломоносова (1756), так как именно при создании этой грамматики впервые на русском материале был проведен глубокий для того времени грамматический анализ. Грамматика М.В. Ломоносова - это уже не грамматика церковнославянского языка и не латинская или греческая грамматика, перенесенная с некоторыми изменениями на русскую почву, а грамматика, возникшая на исследовании самого русского языка.
Части речи, по терминологии М.В. Ломоносова - «знаменательные слова», являются для ученого универсальным понятием и рассматриваются в отношении к общим закономерностям человеческого мышления и к окружающей действительности. Термин «части речи» появляется лишь в XIX в. Одним из первых этим термином пользовался А.Х. Востоков в «Русской грамматике» (1831), с которой начался отход от античной схемы. Ученый рассматривал части речи как грамматические разряды слов, называл и перечислял восемь разрядов слов или частей речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие. Исследователь указывал на «временные словоразличительные перемены», которые наблюдаются при склонении и спряжении.
Таким образом, в числе определяющих черт частей речи оказываются грамматические, словоизменительные свойства слов. Изменяется и само понимание части речи: часть речи понимается не как логико-грамматическая группировка, а как грамматический разряд.
Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками:
- семантический признак части речи - это его общее грамматическое значение (например, имена существительные имеют значение предметности);
- синтаксический - это его обычная, первичная синтаксическая функция (сущ. в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);
- словообразовательный признак - это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи ;
- морфологический - инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов.
С точки зрения происхождения и развития языка важнейшим основанием для классификации частей речи следует признать их синтаксическую роль. Части речи отражают и закрепляют основную, типичную синтаксическую функцию слова (т.е. его синтагматическую характеристику); они и сложились в результате постоянного выступления какой-то группы слов в роли одного и того же члена предложения. Однако затем части речи перерастают свою синтаксическую основу: представители одного лексико-грамматического класса могут выполнять, наряду с типовой, и иные синтаксические функции. Несмотря на кажущуюся ясность, дискуссии о морфологическом (частеречном) статусе тех или иных классов слов не затухают и в настоящее время. Так, например, одни языковеды выделяют местоимение и числительное как самостоятельные части речи, но есть и такие, которые разносят их по другим классам слов, включая их в системы имен существительных и имен числительных.
Несомненно, что отмеченные колебания в установлении частеречного статуса тех или иных классов слов, а также их количества и названий, порождаются разными подходами к определению понятия «часть речи».
Очевидно, что основной причиной является выдвижение на первый план разных критериев, а при наличии нескольких принципов классификации - учет их в разной степени и своеобразное к ним отношение самих авторов.
Такова вполне классическая ситуация с причастиями и деепричастиями в русском (и не только русском) языке: если выдвигать в качестве главного критерия синтаксический, то логичнее будет отнести причастия к прилагательным, а деепричастия - к наречиям, поскольку их синтаксические функции и роли в предложении будут одинаковыми.
Если в качестве решающего признака выдвигать словоизменительный, то причастия окажутся вместе с прилагательными (общий набор флексий, одинаковый тип словоизменения), а деепричастия - с наречиями (как слова, у которых вообще отсутствует словоизменение).
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что вопрос о частях речи в лингвистике до сих пор является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. В лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода.
1.2 Классификация частей речи в русском языке
Существует три типа грамматически существенных свойств слов, которые позволяют разграничить классы слов, называемые «частями речи»: семантические, формальные и функциональные. Они выступают в качестве критериев классификации слов по частям речи.
В целом классификации могут быть основаны либо на одном из критериев (такие классификации называются гомогенными), или на сочетании нескольких критериев (такие классификации получили название гетерогенных). Традиционная, общепринятая классификация слов по частям речи является гетерогенной; она основывается на сочетании всех трех выше перечисленных критериев: «значение - форма - функция».
Все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия - это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.
Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).
Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении. Местоименные слова формируют отдельную часть речи - местоимение.
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
- обобщенное значение,
- морфологические признаки,
- синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
3 Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное - это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. В состав прилагательного как части речи входят группы слов, лексическое значение которых не выражает качества или свойства предмета. Это - порядковые прилагательные (так называемые порядковые числительные), называющие отношение к числу и определяющие положение предмета в порядке счета (первый, второй, третий, сотый), и местоименные прилагательные, не называющие качества или свойства, а только указывающие на него (мой, тот, свой, каждый). К прилагательным относится также большая группа неизменяемых слов иноязычного происхождения, называющих признак (бордо, декольте, клеш, плиссе, хаки). Эти слова не изменяются по родам и числам и принадлежат к нулевому склонению; значение признака в них обнаруживается синтаксически, в сочетаниях с существительным: цвет бордо, брюки клеш, юбка плиссе, костюм хаки.
Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа.
Все эти категории у прилагательного - словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются.
Категория рода прилагательного - это словоизменительная категория, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение прилагательного к существительному (или местоимению-существительному) в составе определительного словосочетания.
Категория рода представлена тремя рядами форм: мужского, женского и среднего рода. Формы мужского рода указывают, что названный прилагательным признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным мужского рода; формы женского рода указывают, что признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным женского рода; формы среднего рода указывают на принадлежность признака предмету, названному существительным среднего рода. Таким образом, морфологические значения рода у прилагательных выявляются только в сочетании с определяемыми существительными и служат синтаксическим выявлением значения рода определяемого существительного.
Категория числа прилагательных - это словоизменительная синтаксически выявляемая морфологическая категория, представленная двумя рядами морфологических форм: падежными формами ед. ч. (муж., жен. и сред. р.) и мн. числа.
Категория падежа - это словоизменительная категория прилагательного, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов падежных форм в составе словосочетания и обозначающая согласование данного прилагательного с определяемым им существительным.
Также необходимо добавить, что прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Анализ программы по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы.
Я проанализировала программу по русскому языку ведущего учебно-методического комплекта, используемого сегодня в российских школах при обучении младших школьников, « Начальная школа 21 века».
Разработчики проекта « Начальная школа 21 века» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы.
Принципиальная особенность комплекта - его построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования. Это образование личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное.
Цель курса русского языка в рассматриваемом комплексе - открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
- освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
- знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
·осознание (различение) детьми двух реальностей - окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
·поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
·дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
·развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
·овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха. Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Мной проанализирована примерная программа для общеобразовательных учреждений автором С.В. Иванов (« Начальная школа 21 века». Концепция и программы для начальных классов. М.: «Вентана -Граф», 2011) в соответствии с требованиями ФГОС НОО).Данная программа включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1-4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь - текст - предложение - слово».
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.
Начальным этапом изучения частей речи является второй класс. Учащиеся второго класса овладевают следующими умениями:
- распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов;
- характеризовать предметы с разных сторон;
- сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков (составлять пары имени прилагательного с противоположными значениями);
- различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).
Центральное место в процессе формирования морфологических понятий отводится 3 классу. Изучение темы «Имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие задачи:
- развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное;
- развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи;
- расширение знаний школьников об окружающей действительности; развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;
- формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение показателей, характерных для имени прилагательного как части речи (обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное);
- углубление представлений учащихся об имени прилагательном, ознакомление с синонимическим рядом слов, их ролью в речи;
- ознакомление с особенностями текста - описание и формирование умения составлять такой текст;
- ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и формирование навыков правописания родительных окончаний имени прилагательного;
- дается общее представление об изменении имен прилагательных по падежам;
- развитие умения определять число имени прилагательного;
- формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных.
Морфологический материал изучается на базе синтаксического. В программу изучения имени прилагательного, как и других частей речи, включается лексикологический материал: наблюдение над лексическими значениями слова, многозначностью слов, синонимами, антонимами. Наряду с лексическим, уделяется внимание грамматическому значению и грамматическим формам имени прилагательного, а также его роли в предложении.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку является функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи - наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической. Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-классниками следует ориентироваться на такие задачи:
- усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);
- развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
- формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе;
- усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных;
- развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.
При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на словосочетание. Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и правописание падежных окончаний.
2 Методика изучения имени прилагательного в начальной школе.
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного.
Конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. Позднее эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.
Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), естественно, начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д. Следовательно, для формирования понятия нужно раскрыть это многостороннее значение прилагательных.
Учитель показывает предмет или рисунок предмета, учащиеся называют его признаки и записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (какая?) синяя, широкая...
Обязательно отмечается, что написаны слова, а предмет с его признаками есть в жизни, нас окружающей.
Осознанию учащимися роли в нашей речи слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, способствует, например, сравнение текста без имен прилагательных и с именами прилагательными. Точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.
Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:
- Распространение предложений.
- Восстановление деформированных предложений.
- Составление рассказов по картинке и опорным словам.
Такого вида упражнения развивают умение не только точно употреблять слова, но и грамматически правильно, учитывая связь прилагательного с именем существительным.
В дальнейшем процесс обучения направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи.
Изучение всей темы «Имя прилагательное» непосредственно связана с развитием речи. Обогащение словаря детей осуществляется не только за счет уточнения смысла слов, представляющих собой качественные прилагательные, но за счет относительных и притяжательных прилагательных. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей и с разных сторон их характеризующие (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, прозорливый, добрый, трудолюбивый и пр.). Большие возможности для работы открываются для учителя, если он умело будет использовать связь уроков чтения и уроков русского языка.
Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных - это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: День какой? Теплый. Ночь какая? теплая. Утро какое? теплое.
Выполняя упражнения, учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.
- Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).
- Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т. п.
- Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? и имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? и имеет окончание -ое (-ее).
Наблюдая за изменением прилагательных во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.
В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ый, -ая, -ое, -ые, после мягких - -ий, -яя, -ее, -ие.
У учащихся формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.
- Узнаю, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.
- По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.
- Вспоминаю окончание имени прилагательного этого рода и напишу.
- Сравниваю окончание имени прилагательного и окончание вопроса.
Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи.
Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.), умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.
Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:
- Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.
- Определяет род, число, падеж существительного.
- Опираясь на существительное, узнает число, род, падеж имени прилагательного.
- Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.
На первом этапе работы над навыком учащимся целесообразно фиксировать ход своих рассуждений, т. е. писать в скобках подробно все о прилагательном (каким? Т. п., ед. ч., ср. р. - Ранним утром мы вышли в поход).
Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных.
На основе теоретических положений проводятся упражнения с постепенно усложняющимися заданиями: а) изменить падежи слов, данных в скобках, например: Самолет летел над (Северный полюс); б) комментированное письмо и слуховые диктанты; в) составление предложений с данными учителем словосочетаниями и т. д.
Таким образом, усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1 Понятие универсальных учебных действий и их классификация.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- саморегуляция
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов
- управление поведением партнёра
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
3.2 Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Изучение имени прилагательного в младших классах позволяет формировать и совершенствовать ряд универсальных учебных действий. Основным из них является личностное УУД - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Изучение прилагательных является благодатным материалом для развития речи учащихся. Младшие школьники на этих уроках учатся использовать связный текст, насыщенный прилагательными, а имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи.
Использование различных индивидуальных и коллективных форм работы учащихся на уроках, посвященных имени прилагательному, а также разных форм контроля и самоконтроля, позволяет формировать практически все УУД, перечисленные выше, в зависимости от целей, которые ставит учитель, и профессионального мастерства педагога.
3.3 Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия.
При составлении планов уроков, посвященных изучению имени прилагательного, все задания и выполняемые на уроке упражнения анализировались мной на возможность их использования для формирования и совершенствования универсальных учебных действий.
Планы уроков составлялись в виде таблицы, в левой части которой излагается обычный план проведения урока, а в правой части фиксируются универсальные учебные действия, формируемые в ходе выполнения заданий учителя. Составление плана урока в подобной форме позволило наглядно увидеть долю времени, которое учитель тратит на формирование универсальных учебных действий, а также многообразие УУД, формируемых на одном уроке.
В качестве примера приведу план-конспект урока русского языка, посвященного изучению имени прилагательного в начальной школе. Урок составлен по программе « Начальная школа 21 века», автором которой являются С.В. Иванов. Данный УМК сегодня становится особенно популярным среди образовательных учреждений, осуществляющих обучение по программам начального общего образования. Написание плана-конспекта урока с учетом формирования УУД требует тщательного продумывания его целей и основных этапов. Особую сложность составляет выбор форм работы, направленной на формирование различных УУД. Мастерство учителя должно проявиться в разумном сочетании этапов урока, действий педагога и учащихся, направленных на реализацию предметных целей обучения и целей формирования УУД.
Тема, цели, задачи, оборудование урока.
Тип урока: открытие нового знания. Тема: Что такое имя прилагательное? Введение понятия. (учебник С.В. Иванова Русский язык. 2 класс. Часть 2. Раздел «Части речи», стр.86 – 88). Цели: 1. Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по умению выделять имена прилагательные.
2. Создание условий для формулировки цели урока. 3. Содействовать осознанию восприятия через выполнение учащимися упражнения (словесное рисование с использованием прилагательных). 4. Организовать рефлексивную деятельность учащихся. 5. Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуни - кативные навыки. 6. Формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу. Задачи: 1. Актуализировать знания о новой части речи – имени прилагательном. 2. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование: формировать умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи, совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы. 3. Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся. 4. Развивать навыки правильного употребления имен прилагательных в речи. Оборудование урока: таблица «Части речи», карточки (вопросы, на которые отвечают имена прилагательные), учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, буклет «Части речи», компьютер, проектор.
План урока с хронометражем.
1.Организационный момент (проверка готовности к работе на основе проведения микродиалога) (2 мин.)
2.Постановка темы урока (6 мин.)
3.Словарно-орфографическая работа (5 мин.)
4.Работа с учебником (10 мин.)
5.Физкультминутка (2 мин.)
6.Продолжение работы по теме урока (актуализация знаний, необходимых для изучения материала) (7 мин.)
7.Чистописание (5 мин.)
8.Работа по теме урока (постановка и поиск решения проблемной ситуации) (6 мин.)
9.Итог урока с сообщением домашнего задания (2 мин.)
Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием.
Этап урока, время | Конспект урока | Теоретическое обоснование |
1.Организацион -ный момент (2 мин.) | Учитель: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я в школу шла с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Дети: - Ярко светит солнышко. - Что-то интересное ждёт впереди. И т.д. Учитель: - Да, всё что вы сказали, верно: и на улице хорошая погода, и солнышко светит, и нашей встрече я рада. А ещё у меня приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка. | Организация рабочего места. Переключение и концентрация внимания на учебной деятельности. Проверка эмоциональной готовности к уроку. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД). |
2.Постановка темы урока (6 мин.) 3.Словарно-орфографическая работа (5 мин.) 4.Работа с учебником (10 мин.) (10 мин.) 5. Физкульт-минутка (2 мин.) 6.Продолжение работы по теме урока. (7 мин.) (7 мин.) Продолжение работы по теме урока (актуализация знаний, необходимых для изучения материала) (7 мин.) 7.Чистописание (5 мин.) (5 мин.) | Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим об одной важной и интересной части речи. Какая это часть речи вы попытаетесь догадаться, послушав стихотворение. Художника этого знает весь свет, Раскрасит художник всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? Мы с вами в первом классе знакомились со словами, обозначающими признак предмета. А сейчас мы узнаем, что эти слова называются прилагательными. Прочитайте слова, выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают. (Мёд, жаркие, стрекоза, сладкий, поле, зелёная, большое, дни). Запись в тетрадь: Предметы что? мёд кто? стрекоза что? поле что? дни - По какому принципу разделили слова? - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? что? - Для чего нужны имена существительные? - Обратите внимание на оставшиеся слова. - Какую цель поставите себе на этот урок? (Познакомиться с другими словами) - А для чего? - Что мы должны узнать об этих словах, чтоб с ними познакомиться? (Дети формулируют задачи урока) - На какой вопрос отвечают слова «жаркие, сладкий, зелёная, большое»? - Сегодня мы остановим свое внимание именно на них. - Что мы должны будем выяснить об этих словах на уроке? (Что обозначают, для чего служат, на какие вопросы отвечают). - На что в предмете указывает слово «зелёная»? «большое»? «сладкий»? «жаркие»? (Цвет, размер, вкус, температуру) - Чем является цвет, размер, вкус для предмета? (Признаком) - Для чего мы их использовали? (Уточнили, описали предмет) - Значит, для чего в русском языке служат слова – признаки предмета? - Подберите к каждому имени существительному подходящее слово – признак. Запишите в тетрадь с вопросом. Запись в тетрадь: Предметы Признаки предметов что? мёд какой? сладкий кто? стрекоза какая? зелёная что? поле какое? большое что? дни какие? Жаркие - Слова, которые вы записали, называются именами прилагательными. - Что же вы узнали сегодня об именах прилагательных? - Сверим наши знания с научными. Прочитайте правило на стр.86. - Верны ваши открытия? Стр. 87. Выполнение упражнения № 150 Индивидуальная помощь. Взаимопомощь. Учитель: - Всё вы сделали замечательно, но сейчас настало время отдохнуть. С физкультминуткой я дружу. Свою спину разогну. Руки к верху подниму, а потом их опущу. А потом попрыгаю – раз, два, три. Ручками похлопаю – раз, два, три. Ножками потопаю – раз, два, три. Сяду я за партой стройно, Поработаю спокойно. Самостоятельная индивидуальная работа. Сообщение ученика. - Обратимся к словарю Владимира Даля: Прилагательное имя, грамматическое качественное, прилагаемое к существительному, для значения свойств или качеств его. (В.Даль) Учитель: - Давайте поближе познакомимся с этими словами. Учитель читает текст без прилагательных: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик Подрастёт, нарядится В беленькое платьице Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.» Предлагает детям нарисовать словами, что они себе представили. - Нравится ли вам это стихотворение? Что бы вы добавили? (Имена прилагательные). Далее идёт слайд: - Что можете сказать о получившейся работе? (Стала ярче) - Значит, для чего ещё служит имя прилагательное? - Слова, которые помогли украсить речь, выпишите в столбик. - Что это за слова? Как доказать? (Имена прилагательные. Задать вопрос к слову, узнать, что оно обозначает). Учитель организует минутку чистописания. Объясняет правописание элементов букв, соединение букв. Учащиеся повторяют написания соединения букв. Учитель: - Пропишите, пожалуйста, соединения букв. Я буду называть слова – разные части речи. Если вы услышите имя прилагательное, то прописываете в тетради «зд». Если я называю другую часть речи, то вы прописываете соединение букв «др». Слова: вкусные, бежит, ароматная, берёзовая, приятный, около, школа, столовая. Учитель создаёт проблемную ситуацию со словом «столовая», т.к. оно может быть как именем существительным, так и именем прилагательным. Ученики решают учебную ситуацию со словом «столовая», высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения, приводят примеры. - Проводят самопроверку и самооценку выполненной работы. | Создание установки на дальнейшую деятельность. Включение сознания в ситуацию «здесь и теперь». Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД). Ребята строят рассуждения об объектах, высказываются в устной форме (коммуникативные и познавательные УУД). Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям (познавательные УУД). Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД). Разрешение, снятие проблемной ситуации, эмоциональная разрядка. Активный отдых мозговых центров, за счёт смены интеллек-туальной деятельности на эмоциональную, двигательную. Для решения проблемной ситуации используются элементы исследовательского и частично поискового методов изучения материала. Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят рассуждения, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД). |
8.Работа по теме урока (6 мин). | Сейчас мы прочитаем упражнение №149 на стр. 86. Учитель: - Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. Дети: - Яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный. Учитель: - С чем сравнивает автор эти качества русского языка. Дети: - С песней над колыбелью. Учитель: - Спишите выделенные слова. На какой вопрос они отвечают? Дети: - Отвечают на вопрос «Какой?». Учитель: - Какой частью речи они являются? Дети: - Имя прилагательное. Работаем в парах. Учитель: - А теперь поработаем с доской. Посмотрите словосочетания и подберите для каждого имени прилагательного синоним из слов для справок и согласуйте его с именем существительным. Словосочетания: серый котёнок, красная гвоздика, небольшое облачко, жёлтая пшеница, голубой колокольчик. Слова для справок: маленький, золотой, алый, дымчатый, синий. Запишите полученные сочетания слов. Проверьте друг друга (работают в паре). | Повторение теоретической основы, актуализация обобщения знаний о имени прилагательном. Познавательные УУД: уметь проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Коммуникативные УУД: умение работать в паре. Личностные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
9.Итог урока с сообщением домашнего задания (2 мин.) Рефлексия | - О какой группе слов мы сегодня говорили на уроке? (Об именах прилагательных) - Запишите это новое слово в тетради: имя прилагательное. - А какие другие части речи вы знаете? (Имена существительные, глагол). - Сегодня на память получите буклет – памятку «Части речи». - Что надо сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово? (Надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает). - Что дал каждому из вас урок? Была ли от него польза? - Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил? - Какую цель мы поставили на уроке? Достигли её или нет? Что мы сегодня сделали для её достижения? Домашнее задание: Стр. 88, №152 Подготовь вопрос по теме урока для товарища. Отметь «+» ступеньку, на которой ты стоишь после пройденного урока.
| Учащиеся обобщают полученные знания (познавательные УУД). Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД). |
Самоанализ урока.
Тема «Имя прилагательное» предполагает знакомство с элементарными сведениями о том, что обозначает и на какие вопросы отвечает данная часть речи. Этот урок – первый урок изучения темы «Имя прилагательное». С учётом возрастных и психологических особенностей учащихся были выбраны разные формы и методы работы (дифференцированный подход, дифференцированные задания, работа в парах). Поскольку класс по уровню развития и сформированности умений и навыков является средним, передо мной стояла задача создать на уроке такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал и приобрёл новые знания. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изученного материала, уровнем подготовленности класса и прогнозом конечного результата.
Задачи урока.
1.Обучающая:
- закрепить понятие об имени прилагательном;
- формировать умение определять прилагательные и отличать их от других частей речи;
- развивать навыки правильного употребления прилагательных в речи
2. Развивающая:
- развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;
- развивать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы;
- развивать внимание, логическое мышление, способствовать развитию речевых навыков учащихся.
3. Воспитывающая:
- воспитывать чувства взаимопомощи, стремление к здоровому образу жизни, аккуратность.
Задачи воспитания осуществляются через:
- создание дружеской, творческой атмосферы занятия;
- доброжелательные отношения учителя и учеников;
- организацию групповых форм работы (в парах).
Организация взаимопроверок способствует достижению воспитательных задач.
Все запланированные задачи реализованы на уроке. Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам. В ходе урока было предусмотрено развитие внимания, памяти, мышления. Учащиеся учатся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать. Важнейший познавательный компонент учебной деятельности реализуется через фронтальную работу, работу в парах. В ходе повторения и подведения итогов реализуется операционный (обобщение) и регулирующий компонент деятельности учащихся (самооценка).
Особая роль на уроке отводится достижению развивающей цели. Это достигается за счёт создания ситуаций с применением логически мыслить, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Смена видов деятельности (слушать, отвечать на вопросы, анализировать) способствуют укреплению памяти, активизации мышления. Этап проверки усвоения пройденного реализуется через различные методы обучения. Репродуктивный метод помогает проверить умения связанно отвечать на вопросы. Частично-поисковый позволяет проверить осознанность усвоения знаний, повторить изученный материал, проверить умение применить полученные знания на практике. Частично-поисковый метод способствует умению сопоставлять, анализировать, обобщать.
В конце занятия проводится подведение итога урока (обобщение изученного материала). Учащиеся хорошо с ним справляются, делают выводы. Обобщение необходимо, т.к. дисциплинирует, помогает закрепить пройденный материал.
На уроке применялись различные средства обучения: учебник, тетрадь, средства наглядности, компьютер, проектор. Я использовала разные способы подачи материала. На уроке использовалась система обратной связи. Всё это позволило повысить эффективность урока. Урок высокой плотности, цели достигнуты.
Атмосфера на уроке доброжелательная, стиль общения учителя и учеников – демократичный, способствующий сотрудничеству.
Итак, при разработке уроков, направленных на изучение различных аспектов имени прилагательного, обуславливающих формирование универсальных учебных действий, учителю необходимо учитывать следующие моменты: -Регулярно обращать на особенности введения прилагательных в контексты не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Эту работу помогают организовать следующие тексты (например, в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»)
Дети должны прочитать стихотворение и найти прилагательные. Можно спросить у ребят: Почему именно такие прилагательные написал автор в этом стихотворении? Зачем нужны такие прилагательные в этом стихотворении? Т.е. показать важность прилагательных в речи, что они делают нашу речь яркой, точной, выразительной.
-Использовать упражнения, позволяющие не только закрепить теорию, но и включить в речь ребенка прилагательные разных типов.
-Систематически обращаться к дополнительному материалу (заданиям) из методических пособий, например:
·вставить подходящее по смыслу имя прилагательное: весной разольются ________ реки, прилетят ______ скворцы, и др.
·составить устный рассказ, например: описать сегодняшний день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении данной работы я руководствовалась поставленными целями и задачами. На первом этапе необходимо было определить психолого-педагогические и лингвистические основы обучения имени прилагательному как части речи.
В результате изучения специальной литературы было выяснено, что части речи - классы слов, получаемые в результате анализа лексики на основе единства функциональных (синтаксических), формальных (морфологических) и содержательных (семантических) признаков.
Вопрос о частях речи в лингвистике до сих пор является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. В лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований.
Традиционная, общепринятая классификация слов по частям речи является гетерогенной; она основывается на сочетании всех трех выше перечисленных критериев: «значение - форма - функция».
Имя прилагательное - это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.
На втором этапе работы я проанализировала программу по русскому языку учебно-методических комплекта « Начальная школа 21 века».
Были рассмотрены основные идеи программы, принципиальные особенности учебно-методического комплекта, цели курса русского языка, основные этапы изучения прилагательного как части речи в разные годы обучения.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Процесс обучения младших школьников по данной теме направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи.
Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного.
Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. Эффективными являются следующие виды упражнений:
. Распространение предложений.
. Восстановление деформированных предложений.
. Составление рассказов по картинке и опорным словам.
Такого вида упражнения развивают умение не только точно употреблять слова, но и грамматически правильно, учитывая связь прилагательного с именем существительным.
Целенаправленная работа над формированием данного понятия непосредственно связана с развитием речи. Обогащение словаря детей осуществляется не только за счет уточнения смысла слов, представляющих собой качественные прилагательные, но за счет относительных и притяжательных прилагательных.
Анализ методических особенностей изучения имени прилагательного в начальной школе показал, что система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение не только лексического и грамматического материала, но постепенное усложнение формируемых во время уроков универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий.
Отбор и структурирование содержания образования, выбор конкретных методов и форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Этот принцип был положен мной в основу разработки плана урока по теме «Имя прилагательное».
Список литературы:
1.Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
2.Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарский и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 152 с.
3.Бардина Т.Н. Проблема лексико-грамматической переходности частей речи в современном русском языке. Диссерт . на соискан… - Волгоград, 2001. - 196с.
4.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по русскому языку.- М., 2008
5.Востоков А.Х. Русская грамматика А.Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики. Полнее изложенная. -10-е изд., испр. -СПб., 1859. - 283с.
6.Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 136с.
7.Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку.- М., 2001. - 221с.
8.Иванов . Примерная программа начального общего образования по русскому языку по УМК «21 век» для образовательных учреждений «Русский язык.1-4 классы». - 152 с.
9.Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - М.: Издательство МГУ, 2006. - 240с.
10.Ломоносов М.В. Российская грамматика//Полн. собр. соч.-М-Л.,1952. - 381с.
11.Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.- М.: Просвещение, 1981. - 254с.
12.Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. - М.: Ювента, 2009. - 48с.
13.Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общей редакцией Н.В. Калининой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 99 с.
14.Фабер А., Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. /пер. с англ. А. Завельской/. - М. Эскимо, 2009. - 87с.
15.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2010. - 31с.
16.Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 56 с.
38.Ягодина М.С. Пособие по развитию речи на материале газетных текстов. - М.: Электротехнический ин-т связи, 1968. - 90 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....
Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."
В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....
«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...
Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД
Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД...
Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов
Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...
Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД
Данная разработка может быть использована на уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.
Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....