Правописание -тся, -ться в возвратных глаголах
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку 4 класс проводился в рамках системы согласованного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_sso.docxshafranskaya.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока-лаборатории
по ССО (Системе согласованного обучения)
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
гимназии №271
Шафранская Александра Николаевна
Предмет: Русский язык
Класс: 4-5
Дата проведения урока: 6 апреля 2015 год
Тема урока: Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах.
Цель: знакомство с правописанием –тся, -ться в возвратных глаголах.
Задачи урока:
1. Обучать детей формулировать тему и цель урока.
2. Актуализировать знания учащихся о глаголе и формах глаголов.
3. Учить задавать вопросы к глаголам, определять форму глагола, учить алгоритму проверки написания изучаемой орфограммы.
4. Развивать умение самостоятельно находить изученную орфограмму, обозначать ее графически, объяснять правописание.
5. Воспитывать интерес к предмету и самостоятельной исследовательской деятельности. Развивать внимание, логическое мышление, устную речь учащихся.
6. В рамках ССО на данном уроке велась работа по формированию понятий. ( Метапредметное понятие «форма»)
В ходе урока формировались следующие метапредметные УУД (учебные универсальные действия)
Познавательные:
- Умение ориентироваться в системе знаний.
- Умение отличать новое от уже известного.
- Добывать новые знания.
- Использовать разные источники информации.
- Выделять и формулировать проблему.
- Выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные:
- Умение определять и формулироватьцель урока.
- Проговаривать последовательность действий
- Работать по алгоритму.
- Оценивать правильность выполнения задания
- Планировать свои действия, соотносить выполненное задание с образцом.
- Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
- Умение оформлять свои мысли в устной форме.
- Слушать и понимать речь других.
- Сравнивать разные точки зрения.
- Работать в паре.
Предметные:
- Учиться задавать вопросы к глаголам.
- Учиться работать по алгоритму.
- Распознавать неопределённую форму глагола, возвратную форму, форму 3- его лица.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, учебник «Русский язык», 4 класс, рабочая тетрадь.
Ход урока
Содержание урока | Пояснения по ССО | Планируемые результаты |
Минутка чистописания. - Какую часть речи мы с вами изучаем? -От какого слова произошло слово глагол? ть ти сь си - Какими грамматическими признаками являются эти сочетания букв? - Пропишите. - Запишите пословицу. Учиться – всегда пригодится. Актуализация знаний. - Какую форму глагола называют возвратной? -Какие глаголы в возвратной форме встретились в пословице? - Разберите глаголы по составу. Проверка. Работа со словарем. - Какое многозначное слово мы используем для определения «возвратные глаголы»? -Где встречается значение слова «форма» в жизни, на уроках? - Куда надо обратиться, чтобы определить лексическое значение слова «форма»? Толковый словарь - Возьмите карточку №1, прочитайте. - Выберите значение, которое нам понадобится на уроке русского языка? 4. В языкознании:материальное выражение грамматического значения. (формы слова, формы словоизменения.) - Какие мы знаем формы глагола? Формы глаголов: -неопределенная форма глагола -возвратная форма глагола - временная форма глагола - личная форма глагола Самоопределение к деятельности. - Возьмите карточку №2. - Прочитайте слова. Стремиться, он удивится, учиться, они учатся, удивиться, он старается, она интересуется, трудиться. - Понаблюдайте. Запишите слова, распределив их в 2 столбика. Проверка. - Почему так распределили? - Зададим вопросы. Что делать? Что делает? Что сделать? Что сделает? Что делают? Что сделают? | Используется мыслительная операция анализ и синтез. Формирование метапредметного понятия «форма». | Ученик научится сличать результат действия с эталоном, производить контроль, оценку и корректировку своих действий. Ученик научится актуализировать знания по теме «глагол», развивать умения определять грамматические признаки глагола, разбирать глаголы по составу, научится осуществлять поиск нужной информации, работать в парах, участвовать в диалоге, коллективно обсуждать, анализировать, высказывать предположения, делать выводы. |
Логический переход к новой теме - Что заметили? Сделайте вывод. Н. ф. глагола ----- ться 3 лицо глагола ---- тся | ||
Постановка учебной задачи. - Сформулируйте тему урока. Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах. - Цель урока. Научиться грамотно писать –тся, -ться в возвратных глаголах. - Какие задачи мы поставим перед собой? | Элементы метода научного познания «гипотеза». | Ученик научится высказывать предположения, выдвигать гипотезу, самостоятельно формулировать тему урока, цель, задачи, выслушивать ответы товарищей. |
Логический переход | ||
3.Новый материал Работа по теме урока. а) Работа по учебнику. - Прочитайте правило на стр. 102. - Где пишется ь знак? - Где не пишется ь знак? б) Упр.217. Отгадайте загадку. Три братца пошли на реку Купаться. Двое купаются, Третий на берегу валяется. (коромысло) - Объясните правописание выделенных буквосочетаний. Проверка. | Мыслительные операции сравнение, синтез, обобщение. | Ученик научится высказывать предположения, проводить сравнение, используя выбранные критерии, обобщать, работать с таблицами, делать выводы, составлять алгоритм. |
Логический переход - Правописание глаголов надо проверять. Значит это орфограмма. Динамическая пауза. в) Составление алгоритма правописания –тся, - ться в возвратных глаголах. Алгоритм 1. Найди глагол. 2. Задай вопрос. 3. Определи форму глагола. 4. Н. ф. глагола ---- ь. 5. 3 лицо глагола --- нет ь. Вывод: чтобы не ошибиться в написании, надо определить форму глагола! | ||
Закрепление материала. а) Слуховой диктант. (Нужен ли ь знак?) Сделай хлопок, если нужен ь знак. Двигаться, он смотрится, надо пробежаться, оно крутится, прислушаться, она учится, бросается, надо умываться. б) Дифференцированные задания. Карточка №3 (выбор уровня 1-3) Оценивание. Проверка. | Мыслительные операции анализ, синтез | Ученик научится грамотно писать новую орфограмму, обозначать ее графически, пользоваться алгоритмом, объяснять свою точку зрения, выслушивать ответы других, оценивать и корректировать свою работу. |
Упр.219 Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить правописание -тся, - ться, обозначить новую орфограмму. | Ученик научится планировать свою работу, выполнять по плану, делать самопроверку и корректировку. | |
Логический переход Рефлексия. - Вернемся к нашей пословице. Учиться – всегда пригодится. - Теперь мы можем объяснить, почему в слове пишется ь знак? - Почему? Стих. -Ться нам или- тся писать? Не забудь вопрос задать! Если ь знак в вопросе, То в глагол его мы вносим! | Ученик научится высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение товарищей, давать оценку и самооценку. | |
–Какую цель урока мы поставили? - Достигли цели? - Какое задание было особенно интересным, трудным? -Какое понятие помогло нам разобраться с темой урока? - Оцените свою работу. | Формирование метапредметного понятия «форма». | Ученик научится делать выводы, высказывать свое мнение, давать оценку и самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 4 классе по ФГОС "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"
Урок русского языка "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах" ...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по ФГОС "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"
Презентация к уроку ...
Урок русского языка в 4 классе в технологической карте "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах" по ФГОС
Технологическая карта урока ...
Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.
для дистанционного обучения...
Правописание -тся, -ться у возвратных глаголов
Презентация к уроку русского языка в 4 классе....
Правописание –ТСЯ, - ТЬСЯ в возвратных глаголах
Презентация к дистанционному уроку...
Конспект урока. Правописание –тся-, -ться- в возвратных глаголах.
Правописание –тся-, -ться- в возвратных глаголах....