Конспекты уроков русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс) по теме
Документ содержит конспекты уроков русского языка для 2 класса по теме «Состав слова» и для 3 класса по теме «Существительные 1-ого склонения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_yaz_2kl.doc | 50 КБ |
r_yaz_3kl.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема урока: Состав слова
Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению алгоритма разбора слов по составу.
Задачи урока:
- Воспитательная: воспитывать ценностное отношение, умение понимать другого и самому быть понятым;
- Образовательная: закреплять умение выполнять разбор слов по составу;
- Развивающая: развивать речевую деятельность, внимание, мышление.
Методы обучения: объяснительно-иллюстраивные; самостоятельная работа; частично-поисковые; фронтальная беседа, устный опрос, метод устных упражнений, ИКТ.
Форма организации работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная
Формы и приёмы контроля: фронтальный, самооценка
Литература: учебника «Русский язык 2 класс» II, III части Чуракова Н.А. (Москва, Академкнига – 2014г.); «Тетрадь для самостоятельной работы» №2 Байкова Т.А. (Москва, Академкнига – 2016 г.).
Оборудование: листок для самостоятельной работы, ноутбук, интерактивная доска
Планируемые результаты:
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Ход урока:
- Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности)
Цель: а) активизировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; б) создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Планируемые результаты УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке, определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
2.Постановка темы урока. (постановка проблемы).
Цель: организовать работу по представлению темы и цели урока.
Планируемые результаты УУД: определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока по данным символам (состав слова).
ИД (интерактивная доска).
^ □ ¬
3. Чистописание.( Запись на ИД)
ход по к
-Как вы думаете, что может значить в русском языке каждая из этих записей? (корень, приставка, суффикс)
-Составьте слово. Запишите. (походка).
-Какая часть слова появилась? (окончание).
-Какие орфограммы встретились? (парный согласный в корне слова, правописание приставки ПО).
4. Актуализация знаний.
Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Планируемые результаты УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, выстраивать правильную цепочку суждений, строить речевые высказывания.
-Я вам предлагаю выполнить разбор слова по составу.
-Какими будут ваши шаги? (часть речи, окончание, основа, корень, суффикс, приставка).
5.Работа по теме.
Цель: организовать применение знаний через практическую деятельность.
Планируемые результаты УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Планируемые результаты УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, слушать и понимать речь других, владеть общим приемом разбора слов по составу.
- Работа по учебнику. Стр. 85 упр. 96
-Устно объясните орфограммы в первой части стихотворения.
-Спишите вторую часть стихотворения, самостоятельно вставляя нужные орфограммы.
-Какое словарное слово встретилось? (тетрадь)
-Что нам хотели показать в предложении, выделенное жёлтым цветом? (обращение)
Физминутка
- Практическая работа.
ИД (интерактивная доска).
-К схеме подобрать слово или слова.
предобрый
добрый
добренький
добряк
доброта
добро
добрячок
-Что объединяет эти слова? (родственные)
-От какого слова образованы все эти родственные слова? (добро)
(КАЖДОЕ СЛОВО АНАЛИЗИРУЕМ, РАЗБИРАЕМ ПО СОСТАВУ)
ИД (интерактивная доска).
-Заселите домики по своему выбору. Слова записываем в столбик. (играет музыка)
-Первый, кто выполнит, может выйти к доске. Проверяем.
ИД (интерактивная доска).
-Без чего слово не может быть? (без корня)
-Действительно, именно в корне заключено лексическое значение слова.
-Используя корень –бег- составьте слова УСТНО.
ИД (интерактивная доска).
Ветер, дождь, снег, мороз.
-Что обозначают эти слова? (существительные мужского рода, явления неживой природы).
-Найдите слово, в котором при подборе родственных слов будет происходить чередование в корне (снег).
-Подберите родственные слова к слову снег.(обращаю внимание детей на орфограммы).
-У вас лежат именные листочки. Запишем на них наши слова. Я ПИШУ НА МЕЛОВАННОЙ ДОСКЕ.
-Самостоятельно выполните разбор слов по составу. Листки я соберу в ходе урока.
6. Работа в группе.
-Используя эти слова (снег, снежок, снежный, снеговик, подснежник и п.т.), составьте текст. С чего вы начнёте? (вспомнить всё о тексте).
-По одному представителю от группы.
7.Домашнее задание
Упр. 90
-Спишите словосочетания и вставите пропущенные орфограммы.
8.Рефлексия, подведение итогов.
Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Планируемые результаты УУД: способность прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ИД (интерактивная доска).
-Кто готов дать оценку своей работе на уроке? (Оценивание работы учащихся на уроке).
(В ходе урока провожу физминутку для глаз)
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема урока: Существительные 1-ого склонения
Задачи урока:
- Образовательная: уметь находить существительные 1-ого склонения; изменять существительные 1-ого склонения по вопросам падежей, выделять окончания; работать с предложением, текстом.
- Развивающая: развивать речевую деятельность; память, мышление, внимание; культуру звукопроизношения; развивать орфографическую зоркость.
- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к слову; к окружающим, уметь слушать высказывания других, анализировать свои ответы.
Формирование УУД:
1)Регулятивные УУД:
-формировать умение самостоятельно определять тему и цель урока;
-развивать умение планировать, контролировать, корректировать свою деятельность.
2)Познавательные УУД:
-развивать умение решать поставленную проблему, используя различные источники информации;
-развивать умение доказывать своё мнение.
3)Коммуникативные УУД:
-развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, в паре, в группе;
-развивать умение строить речевые высказывания.
4)Личностные УУД:
-развивать интерес к обучению в школе (смыслообразование);
-воспитывать интерес к русскому языку (самоопределение).
Методы обучения: фронтальная беседа, устный опрос, метод устных упражнений, самостоятельная работа, ИКТ.
Форма организации работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, групповая
Формы и приёмы контроля: пошаговый, фронтальный, самооценка
Литература: Чуракова Н.А. «Русский язык» 3 класс, 1 и 2 части. Издательство Москва. «Академкнига/учебник». 2014 г.
Оборудование: карточки с заданием, ноутбук, экран, презентация
Ход урока:
- Организационный момент.
-Покажите свою готовность к работе. У нас с вами всё получится!
II. Актуализация опорных знаний.
-Сейчас вы будете работать в паре. Вам необходимо выбрать правильные ответы на вопросы (дети получают листочки с тестами). На эту работу у вас одна минута.
а) часть речи; б) часть слова 2. На какие вопросы отвечает имя существительное? а) какой? какая? какое? какие? чей? б) кто? что? в) что делает? что сделал? …… 3. Изменяется по: а) числам; б) по родам; в) по падежам 4. Количество слогов в слове определяем: а) по гласным; б) по согласным |
-Проверяем.
III. Чистописание.
(Слова записаны на доске)
Б…рёза, ст…лица, л…пата, ф...милия, р…бота, м…шина.
-Покажите веером пропущенную орфограмму.
(Учитель последовательно записывает орфограммы в словах)
-Что объединяет эти слова? (Существительные, женского рода, единственного числа, нарицательные, неодушевлённые, 1-ого склонения)
-Найдите четырёхсложное слово. (Фамилия)
-Пропишите это слово всю строку, соблюдая правила написания элементов и соединения букв.
IV. Сообщение темы и цели урока.
-Словарные слова помогут вам определить тему урока.
(Существительные 1-ого склонения).
V. Работа по теме урока.
1. -А какие существительные относятся к 1-му скл.?
-У каждого из вас таблица. Заполним первую её часть. Она нам поможет в ходе урока.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||
род | окончание | род | окончание | род | окончание |
2. Проверка дополнительного домашнего задания.
-Дома вы, по желанию, готовили одну загадку, отгадкой которой будет существительное 1-ого склонения.
(дети читают свои загадки)
-Запишем отгадки через запятую. (На доске пишет тот, кто отгадал)
3. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр. 121, найдите упражнение 113.
-Прочитайте задание. Какой словарь нам понадобится? (Словарь «Пиши правильно»)
(Учитель вывешивает на доске)
-Какие слова записаны в этом словаре? (Словарные)
-Какие вы знаете словарные слова? (Устно дети называют словарные слова)
-Выполните списывание слов самостоятельно.
-Проверяем: аптека, библиотека, дорога, земляника, лестница, малина, осина, победа, погода, пшеница, ракета, солома, экскурсия.
-Найдите слово, в котором вы сможете объяснить написание. (Солома, -оло-; дорога, -оро-)
-Сейчас мы просклоняем существительное «солома». Объясните понятие «просклонять». (Изменить слово по вопросам падежей)
-Что необходимо для себя определить? (Существительное неодушевлённое)
-Какая часть слова будет изменяться при склонении? (Окончание)
-Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении)
-А связано ли окончание с нашей темой урока? Если «да», то как? (К 1-ому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я)
-Работать на доске будет……… (дополнительная доска)
-Проверяем.
(Физминутка на слайде №1)
4. Работа с текстом.
-Какое сейчас время года? (Осень)
-Внимание на экран. Слайды 2- 8.
-Задание: найдите предметы, которые мы можем обозначить существительными первого склонения. Запишите эти существительные и выделите окончание. (Например: Скамейка, лавка, дорога, гора, река, лодка, берёза, рябина, ягода, ветка, капля, паутина, лужа, ворота, аллея, трава, листва, кора, …)
-Составьте с одним из слов предложение. Запишем и выполним синтаксический разбор. (1 ученик объясняет вслух)
-Какое время года вот-вот вступит в свои права? (Зима)
-Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
-Сейчас вы будете работать в группе. После, к доске по представителю от группы.
-Внимание на экран. Слайд 9.
-Проверяем. (Землю, пеленою)
-Докажите. (Ставим в начальную форму: земля, пелена. Существительные ж.р., окончания –а, -я)
VI. Закрепление.
-В тексте подчеркните существительные 1-ого склонения и определите их падеж. (Каждому ученику выдаётся листок с текстом)
Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Изредка виднеются упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва. Тяжело смотреть на увядающую природу.
VII. Итог урока.
-Назовите мне те положительные эмоции, которые возникли у вас в ходе урока, но….это должны быть существительные 1-ого склонения.
-Кто готов дать оценку своей работе на уроке?
-Спасибо вам, ребята, за урок!
VII. Домашнее задание: Т.1 упр. 84.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||
род | окончание | род | окончание | род | окончание |
_______________________________
Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Изредка виднеются упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва. Тяжело смотреть на увядающую природу. |
а) часть речи; б) часть слова 2. На какие вопросы отвечает имя существительное? а) какой? какая? какое? какие? чей? б) кто? что? кого? чего? о ком? о чём? в) что делает? что сделал? …… 3. Изменяется по: а) числам; б) родам; в) падежам 4. Количество слогов в слове определяем: а) по гласным; б) по согласным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...