Конспекты уроков русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс) по теме

Зайцева Елена Ивановна

Документ содержит конспекты уроков русского языка для 2 класса по теме «Состав слова» и для 3 класса по теме «Существительные 1-ого склонения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_yaz_2kl.doc50 КБ
Файл r_yaz_3kl.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тема урока: Состав слова

Цель урока:  Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению алгоритма разбора слов по составу.

Задачи урока:

  1. Воспитательная: воспитывать ценностное отношение, умение    понимать другого и самому быть понятым;
  2. Образовательная: закреплять умение выполнять разбор слов по составу;
  3. Развивающая:  развивать речевую деятельность, внимание, мышление.

Методы обучения:  объяснительно-иллюстраивные; самостоятельная работа; частично-поисковые; фронтальная беседа, устный опрос, метод устных  упражнений, ИКТ.

Форма организации работы учащихся: фронтальная,  групповая, самостоятельная  

Формы и приёмы контроля: фронтальный, самооценка

Литература: учебника «Русский язык 2 класс» II, III части Чуракова Н.А. (Москва, Академкнига – 2014г.); «Тетрадь для самостоятельной работы» №2 Байкова Т.А. (Москва, Академкнига – 2016 г.).

Оборудование: листок для самостоятельной работы, ноутбук, интерактивная доска

Планируемые результаты:        
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Ход урока:

  1. Организационный  момент. (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: а) активизировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; б) создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Планируемые результаты УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке, определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

2.Постановка темы урока.  (постановка проблемы).

Цель: организовать работу по представлению темы и цели урока.

Планируемые результаты УУД: определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока по данным символам (состав слова).

ИД (интерактивная доска).

^   □  ¬  

3. Чистописание.( Запись на ИД)

    ход       по         к

-Как вы думаете, что может значить в русском языке каждая из этих записей? (корень, приставка, суффикс)

-Составьте слово. Запишите. (походка).

-Какая часть слова появилась? (окончание).

-Какие орфограммы встретились? (парный согласный в корне слова, правописание приставки ПО).

4. Актуализация знаний.

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Планируемые результаты УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, выстраивать правильную цепочку суждений, строить речевые высказывания.

-Я вам предлагаю выполнить разбор слова по составу.

-Какими будут ваши шаги? (часть речи, окончание, основа, корень, суффикс, приставка).

5.Работа по теме.

Цель: организовать применение знаний через практическую деятельность.

Планируемые результаты УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Планируемые результаты УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, слушать и понимать речь других, владеть общим приемом разбора слов по составу.

  1. Работа по учебнику. Стр. 85 упр. 96

-Устно объясните орфограммы в первой части стихотворения.

-Спишите вторую часть стихотворения, самостоятельно вставляя нужные орфограммы.

-Какое словарное слово встретилось? (тетрадь)

-Что нам хотели показать в предложении, выделенное жёлтым цветом? (обращение)

Физминутка

  1. Практическая работа.

 

    ИД (интерактивная доска).

   

-К схеме подобрать слово или слова.

          предобрый

                              добрый

                              добренький

                              добряк

                              доброта

        добро

                              добрячок

-Что объединяет эти слова? (родственные)

-От какого слова образованы все эти родственные слова? (добро)

(КАЖДОЕ СЛОВО АНАЛИЗИРУЕМ, РАЗБИРАЕМ ПО СОСТАВУ)

ИД (интерактивная доска).

-Заселите домики по своему выбору. Слова записываем в столбик. (играет музыка)

-Первый, кто выполнит, может выйти к доске. Проверяем.

ИД (интерактивная доска).

-Без чего слово не может быть? (без корня)

-Действительно, именно в корне заключено лексическое значение слова.

-Используя корень –бег- составьте слова УСТНО.

 ИД (интерактивная доска).

Ветер, дождь, снег, мороз.

-Что обозначают эти слова? (существительные мужского рода, явления неживой природы).

-Найдите слово, в котором при подборе родственных слов будет происходить чередование в корне (снег).

-Подберите родственные слова к слову снег.(обращаю внимание детей на орфограммы).

-У вас лежат именные листочки. Запишем на них наши слова. Я ПИШУ НА МЕЛОВАННОЙ ДОСКЕ.

-Самостоятельно выполните разбор слов по составу. Листки я соберу в ходе урока.

6. Работа в группе.

-Используя эти слова (снег, снежок, снежный, снеговик, подснежник и п.т.), составьте текст. С чего вы начнёте? (вспомнить всё о тексте).

-По одному представителю от группы.

7.Домашнее задание

Упр. 90

-Спишите словосочетания и вставите пропущенные орфограммы.

8.Рефлексия, подведение итогов.

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Планируемые результаты УУД: способность прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ИД (интерактивная доска).

-Кто готов дать оценку своей работе на уроке? (Оценивание работы   учащихся на уроке).

(В ходе урока провожу физминутку для глаз)



Предварительный просмотр:

 УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

 ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тема урока: Существительные 1-ого склонения

Задачи урока:

  1. Образовательная: уметь находить существительные 1-ого склонения; изменять существительные 1-ого склонения по вопросам падежей, выделять окончания; работать с предложением, текстом.
  2. Развивающая: развивать речевую деятельность; память, мышление, внимание; культуру звукопроизношения; развивать орфографическую зоркость.
  3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к слову; к окружающим, уметь слушать высказывания других, анализировать свои ответы.

Формирование УУД:

1)Регулятивные УУД:

-формировать умение самостоятельно определять тему и цель урока;

-развивать умение планировать, контролировать, корректировать свою деятельность.

2)Познавательные УУД:

-развивать умение решать поставленную проблему, используя различные источники информации;

-развивать умение доказывать своё мнение.

3)Коммуникативные УУД:

-развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, в паре, в группе;

-развивать умение строить речевые высказывания.

4)Личностные УУД:

-развивать интерес к обучению в школе (смыслообразование);

-воспитывать интерес к русскому языку (самоопределение).

Методы обучения: фронтальная беседа, устный опрос, метод устных  упражнений, самостоятельная работа, ИКТ.

Форма организации работы учащихся: фронтальная, самостоятельная,   групповая

Формы и приёмы контроля: пошаговый, фронтальный, самооценка

Литература: Чуракова Н.А. «Русский язык» 3 класс, 1 и 2 части. Издательство Москва. «Академкнига/учебник». 2014 г.

Оборудование: карточки с заданием, ноутбук, экран, презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 -Покажите свою готовность к работе. У нас с вами всё получится!

II. Актуализация опорных знаний.

-Сейчас вы будете работать в паре. Вам необходимо выбрать правильные ответы на вопросы (дети получают листочки с тестами). На эту работу у вас одна минута.

  1. Что такое имя существительное?

а) часть речи;                            б) часть слова

2.   На какие вопросы отвечает имя существительное?

     а) какой? какая? какое? какие? чей?

     б) кто? что?

     в) что делает? что сделал? ……

3.   Изменяется по:

      а) числам;       б) по родам;        в) по падежам

4.  Количество слогов в слове определяем:

     а) по гласным;        б) по согласным

           -Проверяем.

III. Чистописание.

(Слова записаны на доске)

Б…рёза, ст…лица, л…пата, ф...милия, р…бота, м…шина.

-Покажите веером пропущенную орфограмму.

(Учитель последовательно записывает орфограммы в словах)

-Что объединяет эти слова? (Существительные, женского рода, единственного числа, нарицательные, неодушевлённые, 1-ого склонения)

-Найдите четырёхсложное слово. (Фамилия)

-Пропишите это слово всю строку, соблюдая правила написания элементов и соединения букв.

IV. Сообщение темы и цели урока.

-Словарные слова помогут вам определить тему урока.

(Существительные 1-ого склонения).

V. Работа по теме урока.

1. -А какие существительные относятся к 1-му скл.?

    -У каждого из вас таблица. Заполним первую её часть. Она нам поможет в  ходе урока.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

род

окончание

род

окончание

род

окончание

      2. Проверка дополнительного домашнего задания.

    -Дома вы, по желанию, готовили одну загадку, отгадкой которой будет существительное 1-ого склонения.

(дети читают свои загадки)

    -Запишем отгадки через запятую. (На доске пишет тот, кто отгадал)

3. Работа по учебнику.

    -Откройте учебник на стр. 121, найдите упражнение 113.

    -Прочитайте задание. Какой словарь нам понадобится?  (Словарь «Пиши правильно»)

    (Учитель вывешивает на доске)

    -Какие слова записаны в этом словаре? (Словарные)

    -Какие вы знаете словарные слова? (Устно дети называют словарные слова)

    -Выполните списывание слов самостоятельно.

    -Проверяем: аптека, библиотека, дорога, земляника, лестница, малина, осина, победа, погода, пшеница, ракета, солома, экскурсия.

    -Найдите слово, в котором вы сможете объяснить написание. (Солома, -оло-; дорога, -оро-)

      -Сейчас мы просклоняем существительное «солома». Объясните понятие «просклонять». (Изменить слово по вопросам падежей)

     -Что необходимо для себя определить? (Существительное неодушевлённое)

     -Какая часть слова будет изменяться при склонении? (Окончание)

     -Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении)

     -А связано ли окончание с нашей темой урока? Если «да», то как? (К 1-ому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я)

     -Работать на доске будет……… (дополнительная доска)

     -Проверяем.

(Физминутка на слайде №1)

4. Работа с текстом.

   -Какое сейчас время года? (Осень)     

  -Внимание на экран. Слайды 2- 8. 

  -Задание: найдите предметы, которые мы можем обозначить   существительными первого склонения. Запишите эти существительные и выделите окончание.   (Например: Скамейка, лавка, дорога, гора, река, лодка, берёза, рябина, ягода, ветка, капля, паутина, лужа, ворота, аллея, трава, листва, кора, …)

 -Составьте с одним из слов предложение. Запишем и выполним синтаксический разбор. (1 ученик объясняет вслух)

 -Какое время года вот-вот вступит в свои права? (Зима)

 -Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

  -Сейчас вы будете работать в группе. После, к доске по представителю от  группы.

  -Внимание на экран. Слайд 9.

  -Проверяем.  (Землю, пеленою)

  -Докажите. (Ставим в начальную форму: земля, пелена. Существительные ж.р., окончания –а, -я)

VI. Закрепление.

         -В тексте подчеркните существительные 1-ого склонения и определите их падеж. (Каждому ученику выдаётся листок с текстом)

Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Изредка виднеются упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва. Тяжело смотреть на увядающую природу.

VII. Итог урока.

        -Назовите мне те положительные эмоции, которые возникли у вас в ходе урока, но….это должны быть существительные 1-ого склонения.

       -Кто готов дать оценку своей работе на уроке?

       -Спасибо вам, ребята, за урок!

VII. Домашнее задание:         Т.1 упр. 84.

   1 скл.

2 скл.

3 скл.

род

окончание

род

окончание

род

окончание

    _______________________________

           

Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Изредка виднеются упавшие колоски. Вдали желтеет лесная листва. Тяжело смотреть на увядающую природу.

   

  1. Что такое имя существительное?

а) часть речи;                  б) часть слова

2.   На какие вопросы отвечает имя существительное?

     а) какой? какая? какое? какие? чей?

     б) кто? что? кого? чего? о ком? о чём?

     в) что делает? что сделал? ……

3.   Изменяется по:

      а) числам;    б) родам;    в) падежам

4.  Количество слогов в слове определяем:

     а) по гласным;        б) по согласным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...