Конспект урока по русскому языку 3 класс "Род имени существительного" (сингапурская система)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме  "Род имени существительного."

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:   сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.ya_.na_19_yanvarya.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Род имени существительного.

 Класс:  3«А»

Предмет: русский язык

Учитель: Громова О.П.

Дата: 19.01.2016

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:   сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Предметные  задачи:

  • организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
  •  умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  •  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Оборудование: презентация Power Point, интерактивная доска, компьютер, электронное приложение к учебнику, учебник , тетради

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Ход урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Двига

тели культуры

BBL

1 мин

)1.Организационный момент. (СЛАЙД 1)

- С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

Начинаем наш урок!

Он тогда пойдёт вам впрок.

Коль не будете зевать.

Все ль готовы вы писать,

думать, чётко отвечать.

Психологический настрой к уроку.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10.  Это  натуральный ряд чисел?  А что же? Докажите… Как вы думаете, зачем же я числа написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

Слушают , настраиваются на работу

Ожидания

Желание учащихся

3,5 мин

2. Актуализация знаний

Узнайте, о какой части речи будем говорить?

Найди лишнюю часть речи:      (СЛАЙД 2)

юность, красота, горячий,

дерево, говорить, весна.

 - Имена существительные.    Докажите…

Составим карту-шар (работа на  доске)

1.Ч.р.

2.Кто? Что?

3.Собственное, нарицательное

4.Одушевл. Неодуш.

5.Предмет, явление природы, действие, признак.

6.Число

7. Роль в предложении.)

Вспомогательные-наводящие вопросы

1.Что называют именем существительным?

2.Что обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

4.К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?

5.На какие две группы можно разделить имена существительные?

Находят лишнее слово в каждой строке. Объясняют свой выбор, повторяют изученные правила

Обсуждают в парах

Время

Возмож

ности

Окружаю

щая среда

Модель 10-8-10

Последова

тельность

Точность

2 мин

3. Самоопределение к деятельности.

(Учитель берёт пенал у ученика.)

—  Чей пенал? Запишите. (Пенал мой.)

—  Подчеркните слово мой.

—  Какой он? Запишите. (Он красивый.)

—  Подчеркните слово он.

—  Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, Мой.

Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.)

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, — моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род — оно моё:

Моё окно, село моё.

 (СЛАЙД 3)  

—  Сформулируйте тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы, записывают  нераспространённые предложения.

Чтение запоминалки

Рутины и структуры

Язык

Последова

тельность

Изложение

Точность

1 мин

4. Сообщение темы и цели урока        (СЛАЙД 4)

Тема урока: Род имени существительного.

Цель:  сформировать  умение определять род имен существительных

Формулируют тему и

цель урока.

Ожидание

Время

Желание

4 мин

 5. Открытие нового знания       (СЛАЙД 5)

Работа по учебнику

Упр. 39 (с. 25)     .(Устно)

—  Прочитайте слова. Разделите их на три группы.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имён существительных.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имён существительных.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имён существительных.

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Каким словом можно заменить слова мужского рода?

—  Каким словом можно заменить слова женского рода?

—  Каким словом можно заменить слова среднего рода?

—  Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.  РЕЛЛИ РОБИН

Работают по учебнику, знакомятся с правилом

Взаимодействия и отношение

Время

Точность

Модуляция

2 мин

6. Физминутка     (СЛАЙД 6)

- Я называю существительные, если сущ. ж.р- хлопают девочки, если м.р.-мальчики, если ср.р.-приседаете.

Молоко, каша, суп, стул, мама, яблоко, слива, солнце, небо, класс, машина, пол, ведро, тряпка, кольцо, шкаф, рюкзак, мыло, доска.

Выполняют физ.упражнения

Взаимодействия и отношение

закрепление

3 мин

7. Первичное закрепление:      (СЛАЙД 7)

Упр. 40 стр.26

          Задание: выписать сначала существительные женского рода,  а потом мужского и среднего рода.

          Самостоятельное выполнение.

Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.

- Какие были у вас сомнения в выполнении этого задания? 

 —  Прочитайте, какие окончания имеют имена существительные разного рода.       

Самостоятельное выполнение работы

Взаимопроверка.

Возможности

Изложение

7 мин

7. Словарная работа

—  Отгадайте загадку.     (СЛАЙД 8)

Днём спит на ней подушка,

А по ночам — Андрюшка. (Кровать.)

—  Найдите слово кровать в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом кровать, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

Субъективная аналогия

- Закройте глаза, представьте что вы – кровать. Опишите тип кровати, которую вы олицетворяете (например, деревянная)

-Опишите, как вы себя чувствуете в роли этой кровати.

*Каково быть..?

* Как бы себя чувствовал..?

* Какой была бы жизнь..?

* Нравится ли вам быть..?

-Запишите свои мысли в теради.

Отгадывают загадку, находят в словаре отгадку, записывают её в тетрадь.

Представляют себя в роли кровати.

Окружаю

щая среда

Рутины и структуры

Желание

Последовательность

8 мин

8. Развитие речи.      

Работа в группах:      (СЛАЙД 9)

- Сейчас мы будем выполнять творческое задание

На доске:

   Наступила холодная _______ . Белоснежное   ________ укрыло землю.

   ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________      _________!

- Как вы думаете, каким будет задание?

(Составить текст на тему «Зима»).

  Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой! 

- Назовите основу 1 предложения (одеяло укрыло).                                                                                   Записать 1-ое предложение, подчеркнуть основу.

Выполняют творческую работу в группе.

Думают, вставляют пропущенные слова, чтобы получился связной текст

Взаимодействия и отношения

Язык

Изложение

3 мин

9. Рефлексия      (СЛАЙД 10)

Картинный диктант (Билетик на выход)

(Учитель показывает предметную картинку-яблоко, цветок, волк, лиса, окно, ёлка, дом, сердце, хвост, юбка, зеркало, ложка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.)

—  Какого рода бывают имена существительные?

—  Каким словом можно заменить слова мужского рода?

—  Каким словом можно заменить слова женского рода?

—  Каким словом можно заменить слова среднего рода?

-А какое задание было наиболее трудным? (Работа с текстом).

-Почему?  (Потому что мы еще не изучали другие части речи).

САМООЦЕНКА:      (СЛАЙД 11)

Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе  

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

Смотрят на картинки, называют имя существительное, записывают его, определяют род

Оценивают себя

Время

Язык

Документи

рование 

Окружающая среда

Закрепле

ние Консолида

ция

Модель 10-8-10

0,5 мин

10. Итог урока

—  Как определить род имени существительного?

Воспроизводят правило

Формирование выводов.

Язык

1мин

11.Домашнее задание:      (СЛАЙД 12)

Составить 5 предложений с  существительными

  1 ряд: женского рода;

  2 ряд: мужского рода;

  3 ряд: среднего рода.

Записывают дом.задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"

В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со смысловым значением имен прилагательных; формирование знаний на установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты: Предм...

Конспект урока порусскому языку(День единого текста)

laquo;День единого текста» – это технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки ...