Памятка при работе над ошибками по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Памятка при работе над ошибками по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_rabote_nad_oshibkami_po_russkomu_yazyku.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Орфограммы
- Большая буква. Точка в конце предложения.
- Пропуск, замена, искажение букв.
- Деление на слоги.
- Перенос слова.
- Мягкий знак (ь) – показатель мягкости.
- Гласные после шипящих в буквосочетаниях: ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ
- Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН.
- Ударение.
- Безударный гласный.
- Словарные слова.
- Суффиксы –ек-, -ик-; –онок-, -ёнок-
- Парные звонкие и глухие согласные.
- Большая буква в именах собственных.
- Большая буква в кличках животных.
- Большая буква в географических названиях.
- Разделительный мягкий знак (Ь).
- Разделительный твёрдый знак (Ъ).
- Двойные согласные.
- Предложение повествовательное, побудительное, вопросительное.
- Разбор предложения.
- Состав слова.
- Сложные слова.
- Непроизносимые согласные.
- Правописание приставок со словом (слитно).
- Правописание предлога (раздельно).
- Мягкий знак (Ь) на конце слов после шипящих.
- «НЕ» с глаголами.
- Разбор предложения по частям речи.
- Знаки препинания при однородных членах предложения.
- Безударные падежные окончания в именах существительных.
- Безударные окончания в именах прилагательных.
- Мягкий знак (Ь) на конце глаголов 2 го лица, ед. числа, наст. вр.
- Правописание безударных личных и родовых окончаний глаголов.
- Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.
Правила работы с памяткой
- Определи, на какую орфограмму у тебя допущена ошибка.
- Найди свою орфограмму в списке орфограмм.
- Открой страницу с данной орфограммой.
- Вспомни правило и сделай работу над своей ошибкой по образцу.
- Большая буква.
Точка в конце предложения.
Перепиши предложение, придумай и напиши еще одно предложение, подчеркни в нем заглавную букву
Образец: Мальчики играли во дворе.
- Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Раздели его на слоги. Подчеркни в нём орфограмму.
Образец: книга
- Деление на слоги.
Выпиши слово. Обозначь гласные и раздели слово на слоги.
Образец: учитель
- Перенос слова.
Выпиши слово, разделяя его для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Образец: оси – на.
- Мягкий знак (ь) – показатель
мягкости.
Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Образец: ель, пальто.
- Гласные после шипящих в буквосочетаниях: ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Образец: малыши, камыши, машины
ежи, ужи, ножи
чаша, чайка, час
- Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН.
Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН пишутся без мягкого знака.
Образец: ночка, дочка, свечка.
- Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно ударение.
Образец: алфавит.
- Словарные слова.
Посмотри в словарик. Напиши слово пять раз и запомни, как оно пишется . Подчеркни орфограмму. Образец: ребята, ребята, ребята, ребята, ребята
- Безударный гласный.
Выпиши слово. Определи, в какой части слова эта безударная гласная. Выбери способ проверки.
Орфограмма | Способ проверки | Образец записи |
Безударный гласный в корне слова | Выпиши слово. Измени форму слова или подбери однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением. | р..ка – реки - река |
Безударный гласный в приставке | Выпиши слово. Выдели корень и приставку. Вспомни, какие приставки пишутся с гласной «а», а какие с гласной «о». Запиши еще 2 слова с этой приставкой. | побежал, по - летел, поехал |
- Суффиксы –ек-, -ик-; –онок-, -ёнок-
- Суффиксы –ек-, -ик-.
Измени форму слова. Если гласная из суффикса «убежала», пиши суффикс –ек-. Если не «убежала» - суффикс –ик-. Выпиши слово правильно. Выдели суффиксы, подчеркни орфограмму.
Образец: стол…к – столика – столик
молоточ…к – молоточка – молоточек
- Суффиксы –онок-, -ёнок-.
Обрати внимание на последний согласный корня. Если согласный мягкий, пишется суффикс –ёнок-. Если согласный твердый или [ч] – пишется суффикс –онок-. Выпиши слово правильно. Выдели суффикс. Подчеркни орфограмму.
Образец: мышонок
- Парные звонкие и глухие согласные.
Подбери проверочное слово и запиши. Рядом выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Напиши еще 2 слова на это же правило.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными.
Образец: морозы – мороз, ягода – ягодка, зубы – зуб.
- Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии пишутся с заглавной буквы.
Образец: Илья, Лена, Андрей.
- Большая буква в кличках животных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Клички животных пишутся с заглавной буквы.
Образец: Мурка, Дружок, Зорька.
- Большая буква в географических названиях.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Географические названия (названия стран, городов, деревень, улиц, рек и т.д.) пишутся с заглавной буквы.
Образец: Москва, Волга, Россия.
- Разделительный мягкий знак (Ь).
Выпиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.
Запомни! Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
Образец: вьюг, семья, соловьи.
- Разделительный твёрдый знак (Ъ).
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Запомни! Разделительный ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Образец: Подъём, съезд, объявление.
- Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Запиши его 5 раз и запомни. Подчеркни удвоенную согласную.
Образец: группа, группа, группа, группа, группа.
- Предложение повествовательное, побудительное, вопросительное.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение, такое же по цели высказывания и запиши. Подчеркни знак препинания в конце предложения.
Образец: Слава нашей Родине! Слава миру и труду!
- Разбор предложения.
Выпиши предложение. Разбери его по членам предложения. Выпиши словосочетания.
Образец: Седые туманы плывут к облакам.
Туманы (какие?) седые, плывут (куда?) к облакам.
- Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Образец: поездк а
- Сложные слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корни слова. Подчеркни орфограмму.
Запомни! В словах с двумя корнями пишутся соединительные гласные о, е.
Образец: самолет.
- Непроизносимые согласные.
Подбери и запиши проверочное слово. Рядом выпиши свое слово. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Образец: звезда – звездный, чудесен – чудесный, празден – праздник.
- Правописание приставок со словом (слитно).
Выпиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.
Запомни! Приставка - это часть сова. Она пишется слитно со словом.
Образец: заехал, уехал, переехал.
- Правописание предлога (раздельно).
- Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Выдели орфограмму.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Образец: к берегу – к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
- Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
Образец: к нему, за ней, у меня.
- Мягкий знак (Ь) на конце слов после шипящих.
Определи род имени существительного. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
Образец: м.р. – луч, товарищ, шалаш
ж.р. – ночь, мощь, тишь
- «НЕ» с глаголами.
Выпиши глагол с «не». Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Образец: не пришёл, не выучил, не знал.
- Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение правильно. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
Образец: В лесу запели звонкие птицы.
- Знаки препинания при однородных членах предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены.
Образец: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Безударные падежные окончания в именах существительных.
Определи склонение и падеж имени существительного. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.
Запомни!
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | -и | -и | |
Д.п. | -е | -и | |
П.п. | -е | -е | -и |
Образец: в доме – 1 скл., П.п.
- Безударные окончания в именах прилагательных.
Орфограмма | Способ проверки | Образец записи |
Правописание родовых окончаний имени прилагательного | Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму. Запомни! М.р. (он какой?) -ой, -ый, -ий Ж.р. (она какая?) -ая, -яя Ср.р. (оно какое?) -ое, -ее | платье (какое?) синее , окно (какое?) светлое, облако (какое?) белое |
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму. | К лесу (какому?) синему – ед.ч., м.р., Д.п. |
- Мягкий знак (Ь) на конце глаголов 2 го лица, ед. числа, наст. вр.
Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.
Образец: бежишь, идешь, ждешь.
- Правописание безударных личных и родовых окончаний глаголов.
- Личные окончания глаголов.
Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед –ТЬ или -ТИ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом спряжении. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
Запомни! У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я.
Образец: таять (I спр.) – тает
- Родовые окончания и окончания множественного числа глаголов.
Определи род глагола по роду и множественной форме местоимения (она, оно, они). Выпиши глагол. Обозначь орфограмму.
Образец: (пение– оно) слышалось.
- Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.
Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
Запомни! Если вопрос к глаголу заканчивается на –ТЬ, то в глаголе пишется –ТЬСЯ.
Образец: (что делать?) двигаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по работе над ошибками по русскому языку
Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....
Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...
Памятка " Как работать над ошибками по русскому языку" 2 класс
Проверяя работу в тетрадях по русскому языку, я выношу на поля номер, соответствующий ошибке. Пользуясь памяткой, дети учатся различать орфограммы и правильно выполнять работу над ошибками. Очень удоб...
памятка для работы над ошибками по русскому языку
Памятка как работать над ошибками.Лучше начинать работать над ошибками с 1 класса....
Памятка для работы над ошибками по русскому языку.
Памятка предназначена для учащихся 2-3 классов для выполнения самостоятельной работы над ошибками по русскому языку....
Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку и предназначена для учащихся 1-4 классов. Удобна в обращении. Распечатав страницы, её очень легко превратить в книжку. Памятка ...
Памятка при работе над ошибками по русскому языку. 3 класс.
Памятка включает в себя все виды орфограмм, изучаемых в 3 классе. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками....