Наши фамилии.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 12 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_12.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Занятие 12.

                                               Наши фамилии.

            ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

  • Подбери к выделенным словам синонимы.

- Мы вошли в очень густой лес. _________________________________

- Подняв на спину мешок с подарками, ребята быстро пошли дальше. ___________________________________________________________

- Кошка проворно влезла на дерево. ____________________________

- Все были очень удивлены таким поворотом дела. ________________

- В толпе бегали туда и сюда любопытные мальчишки. _____________

- По степи бегали в поисках пищи голодные волки._________________

       ГДЕ  НЕ  БЫЛО  НАЧАЛА,  НЕ  БУДЕТ  И  КОНЦА

Задание № 1. На предыдущих занятиях мы говорили о русских именах и отчествах. А что такое наши фамилии? Откуда они пришли, по каким законам живут?

            Фамилии могут огорчать и радовать, быть предметом досады или гордости, но можно ли вообще прожить без фамилии? Давай попробуем ответить на все эти вопросы.

Итак, сначала люди находят самую простую вещь – имя. Оно неплохо отвечает на вопрос: «Кто?» но вот людей становится всё больше и больше. Теперь уже мало ответить на вопрос: «Кто это?»; встаёт и другой вопрос: «Чей он?»  Ответ на этот вопрос позволяет дать отчество. А когда человеческое общество становиться ещё более сложным, возникает необходимость назвать у человека, кроме его имени и  имени его отца, ещё какой-то важный признак. И человека начинают называть либо по месту рождения: Новгородцев, Смоленский, либо по делу, которым постоянно занят отец этого человека: Кузнецов, Мельников, Шапошников. Основным свойством фамилии стало то, что она передаётся по наследству. Неправильная речь, какие-либо другие недостатки главы рода обеспечивали его потомкам фамилию Заикиных, Чернышовых, Черновых, Цыгановых, Горбуновых, Рябовых. Часто фамилии исходили от имени, национальности отца, реже – матери: Сергеевы, Андреевы, Волковы, Субботины, Татариновы, Турецкие.

  • Попробуй  высказать предположения о происхождении твоей фамилии.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Подумай и ответь, какой могла быть фамилия человека, если:

А) Его отец был глухой - _________________________________________

Б) Его отца звали Данилой - ______________________________________

В) Его отца звали Куницей - ______________________________________

Г) Его отец был пастухом - ________________________________________

Д)  Его отец жил в деревне Сосновке - ______________________________

Е) Его отец имел очень светлые волосы (был белокурым) - _____________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 3.  Давай поиграем! « Каждому слову – своё место!»

  •  Придумай предложения, в которых данные слова имели бы разное значение:

   Водите, учитесь, усыплю, накрою, козлы, село, пекло, уже.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...

Внеклассное занятие "Что значит моя фамилия?"

Тезисы. Внеклассное занятие проводится в 4 классе. Оно является итогом исследовательской работы с инициативной группой учащихся 4 класса, итогом большой работы с родителями и учащимися.  В п...

Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"

Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....

Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.

Конспект урока русского языка в 1 классе....

Имена и фамилии нашего класса

В данной работе даны значения имён детей нашего класса....

Проект "Их фамилии носят улицы нашего города"

Улицы любого города могут рассказать об его истории , принадлежности. Названия улицам дают не спроста, обычно их называют в честь какого-либо события или великих людей , которые внесли большой вклад в...