Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Лапшина Любовь Петровна

Урок русского языка "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.doc122.93 КБ
Office presentation icon myagkiy_znak_na_kontse_slova.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука»

Тип урока:  Введение нового материала.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.  

Задачи: 

Уточнить представление и способы обозначения мягкости согласных

Развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце слова с помощью мягкого знака

Личностные  УУД

 - формирование внутренней позиции, положительного отношения к школе,

  - формирование способности к самооценке на основе критериев успешности.

Коммуникативные УУД

 - умение формулировать собственное мнение;

Познавательные УУД

   -  умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником;

 - умение  строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Регулятивные УУД

 - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

 -  умение выделять и формулировать познавательную цель совместно с учителем;

Ход урока:

  1. Орг. момент

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Число Классная работа

Сс  

- Подберите однокоренные слова,  запишите  и их в тетрадь, выделите корень..

- Поставим  звуковичков.

- В  словах назовите гласные буквы, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков

- Какими гласными буквами обозначают твердость согласных звуков?

-  В  словах назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков

- Какими гласными буквами обозначают мягкость согласных звуков?

..  

Оформление работы в тетради.

Снег – снеговик – снежный

(о).

- а, о, у, ы, э.

( е).

- е, ё, и, ю, я.

III. Актуализация знаний

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

- Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес.

Зимний лес, это сказочный сон. 
В нём волшебностью веет повсюду. 
Тишиной очарует вас он.. 
Серебро вдруг подарит , как другу

 - Прочитайте текст на доске:

Зима. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю белым  ковром. В лесу стоит тишина. Красивы деревья и кусты в снежном уборе. Зеленые  только сосна и ел…

 

III. Проблемное объяснение  нового материала

Цели:   Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному  

               объяснению нового знания.

             Организовать уточнение и согласование темы урока.

             Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.

 - Произнесите последнее слово, как оно написано. Объясните его смысл. Имеет ли это слово отношение к нашему тексту? - Произнесите слово так, чтобы оно по смыслу подошло к тексту

- Чем отличаются при произношении эти слова?

- Назовите этот  звук, опишите его

- Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

- В какой части слова надо обозначить мягкость?

  - Итак, тема нашего урока…

 - Что вы можете сказать о мягком знаке?

Прочитаем правило в учебнике.

Стр. 124.

ФИЗМИНУТКА

(Ел…).

 (Ель).

( мягкий звук).

(мягким знаком)

(в конце слова)

(обозначение ь знаком мягкости согласного  звука в конце слова)

«Мягкий знак»

Дети читают правило.

IV. Первичное закрепление

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.

 -Так какое время года в лесу?

- Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц  в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем НОВЫЙ ГОД.

Щиплет уши,  щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет,

Не вода уже – а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лесу,

Что скажи за месяц это?

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

- Что объединяет эти слова?

- Как на письме обозначить мягкость согласного звука на конце слова?

Запишите названия зимних месяцев по порядку проговаривая в полголоса, обозначьте мягкость согласного звука.

Проверьте (поменялись тетрадями)

(зима)

(декабрь)

(январь)

(февраль)

(мягкий знак на конце слова)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий.

– Кого мы можем встретить в зимнем лесу?

- Отгадайте загадки, отгадки запишите, обозначьте изученную орфограмму:

Любит рыбу, любит мед,

            Из деревьев дуги гнет.  

Лесники её котят

             Взять домой не захотят.

             Ей не скажешь:

              «Кошка – брысь!»,-

             Потому что это …  

Пусть я птичка – невеличка.

            У меня, друзья, привычка,

            Как начнутся холода,

            Прямо с севера – сюда.

            Каждый год я к вам лечу

            Зимовать у вас хочу.

            И еще красней зимой

            Ярко – красный галстук мой.

Птица, которая во время пения и танцев не слышит, от того и получила такое название  

Не голос – громкая труба,

             Большая верхняя губа,

             На нем огромные рога.

             Ему природа дорога.

             В лесу крупнее зверя не нашлось

             Раз он сохатый – значит …

Вывод:

 - Какую букву написали на конце слов?

- Что она обозначает?

Самостоятельная работа по карточкам (3 уровня)

 - Составьте предложение, используя,  слова  с  мягким знаком.

(зверей и птиц)

(медведь)

 (рысь)

(снегирь)

(глухарь).

(лось)

- Закончи предложение.

- Составь из данных слов предложение.

- Составь предложение, используя слова с Ь.

VII. Итог урока

Цель: Организовать фиксацию нового содержания,  изученного на уроке

Д.З. с.125, упр.204.

  - Для кого урок оказался полезен и чем?

- Оцените себя.

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак:

Без него не написать

Тридцать, двадцать,

Десять, пять.

Вместо «шесть» - получим «шест»,

Вместо «есть» - получим «ест».

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука. Учитель: Лапшина Любовь Петровна

Слайд 3

Декабрь Январь Февраль

Слайд 4

медведь

Слайд 5

рысь

Слайд 6

снегирь

Слайд 7

глухарь

Слайд 8

лось

Слайд 9

О ц е н и с е б я: «+» справился «?» сомневаюсь «-» не справился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

1. Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умени...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...