Единый временной план текста.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 25 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_25.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Занятие 25.

 Единый временной план текста.

  ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО    

Хлеб на Руси всегда являлся важнейшим продуктом. Он был символом достатка, хорошего заработка. Поэтому гостей встречали хлебом-солью. Отсюда и большое количество фразеологизмов, связанных с этим словом.

А) Объясни значение данных фразеологизмов:

 Хлебом не корми. _________________________________________________

Отбивать хлеб у кого-то. ____________________________________________

Сидеть на хлебе и воде. _____________________________________________

Есть даром хлеб. ___________________________________________________  

Добывать себе хлеб. ________________________________________________

Хлеб да соль. ______________________________________________________

Б) Почти в таком же значении употреблялось слово каша (одно из основных блюд русской национальной кухни). Что означают данные выражения?

Каша во рту. ______________________________________________________

Ботинки каши просят. _______________________________________________

Мало каши ел. _____________________________________________________

Каши не сваришь. __________________________________________________

                        ТЕРПЕНИЕ  И  ТРУД  ДИВНЫЕ  ВСХОДЫ  ДАЮТ

Задание № 1. Прочитай  рассказ «Зима в лесу» И. Соколова-Микитова.

                                                       Зима в лесу.

   Чистой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.

    На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

     Вот у обглоданных осинок наторопил ночью зайчишка-беляк.  Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лиса.

    По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

      А через наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси…

      Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в накрытом снежной нависью, притихшем зимнем лесу.

  • Найди и подчеркни в тексте глаголы. Укажи их время.
  • Можно ли говорить о едином временном плане в этом рассказе? Объясни, почему автор употребил в этом рассказе разные формы времени глаголов.
  • Можно ли в последнем абзаце поменять время глаголов на прошедшее? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________

ЗАПОМНИ! В повествовательных текстах временной план может быть нарушен. Но время глаголов-сказуемых – соотносится.

 Задание № 2. Поставь глаголы в тексте в нужную форму. Объясни выбор времени глаголов.

     Белочке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как  __________________

метель, непогода – белка скорей к гнезду ________________. Гнездо у белки, как у птицы,_________________:  из веточек, из сучьев. Да как ________ -то

 ловко – будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.

           Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой _______________________:

Уютно в нём и тепло.

            ________________ белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не ___________________, ещё лазейку подстилкой ____________________.

Потом _________________ клубочком, пушистым хвостиком ____________и __________________.

                                                                       По Г.Скребицкому и В.Чаплиной

  • Как ты думаешь, временная соотнесённость глаголов была необходима в этом тексте или можно было бы употребить глаголы в одной временной форме? Стал бы текст от этого лучше?

            ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 3.  Давай поиграем!  «Разбери слово».

  • Разбери по составу слово близорукий. Объясни значение этого слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Деление текста на части. План текста". УМК "Школа России"

Данная презентация поможет у чителю провести плодотворный урок, содержит цели и задачи урока, вопросы к ученикам, физминутку и тд....

Единый временной план текста.

Занятие № 24 к авторской программе "Речевая копилка"...

Единый временной план текста.

Занятие № 26 к авторской программе "Речевая копилка"...

План текста. Учимся составлять план текста.

Русский язык. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...

ТЕКСТ. ПЛАН ТЕКСТА.

Данный урок разработан по программе "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка по теме "План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану"

Презентация к уроку русского языка по теме "План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану"...