Единый временной план текста.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Занятие № 24 к авторской программе "Речевая копилка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_24.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 24.
Единый временной план текста.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
- Ответь на шуточные вопросы:
- Какую часть лица на корабле найдём? ___________________
- Какую часть слова можно в земле найти? ________________
- Что можно от пальто отрезать и к реке приставить?_________
- Какой частью горы можно волосы расчёсывать?____________
- Какую часть обуви найдём у горы? ______________________
- Что можно найти у ребёнка, стола, гриба и циркуля? ________
- По какому головному убору молотком бьют? ______________
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ
Задание № 1. Прочитай отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди»
Лебеди.
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая. Над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.
Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой в светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылысь из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.
Лебедь вытянул шею, взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами. Л. Толстой
- Определи тип текста. __________________________________
- Найди и подчеркни в этом тексте глаголы, определи их время.
- Случайно ли автор все глаголы употребил в прошедшем времени? Для чего он это сделал, если мы представляем всё происходящее в настоящем времени?
__________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАПОМНИ! Употребление глаголов в одном и том же времени в текстах с цепной и параллельной связью называется единым временным планом.
Задание № 2.Может ли в тексте изменяться временной план? Прочитай текст, раздели его на части, определи время глаголов в каждой части.
У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Меняют к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими становятся у белок их спинки и пышные хвосты.
Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.
Много забот будет летом у белок. Выкормить маленьких бельчат, собрать, спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.
И. Соколов-Микитов
- Как ты думаешь, почему автор для каждой части употребил свой временной план?
_________________________________________________________
- Сделай вывод о том, от чего зависит выбор временного плана в тексте.
________________________________________________________________________________________________________________
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 3. Давай поиграем! «Как зовут мальчика?»
Четыре девочки встретили во дворе незнакомого мальчика и спросили, как его зовут. Мальчик попросил девочек назвать ему их имена. Узнав, что девочек зовут Лена, Валя, Поля, Рита, мальчик немного подумал и сказал: «Моё имя, как и ваше, состоит из четырёх букв. Начинается оно с первой буквы имени одной из вас, вторая буква совпадает со второй другого имени, третья буква совпадает с третьей буквой ещё одного имени, а последняя буква является последней буквой четвёртого имени. Теперь вы знаете, как меня зовут». Назови и ты имя мальчика.
_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Деление текста на части. План текста."
Открытый урок в 3 классе....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Деление текста на части. План текста". УМК "Школа России"
Данная презентация поможет у чителю провести плодотворный урок, содержит цели и задачи урока, вопросы к ученикам, физминутку и тд....
Единый временной план текста.
Занятие № 25 к авторской программе "Речевая копилка"...
Единый временной план текста.
Занятие № 26 к авторской программе "Речевая копилка"...
План текста. Учимся составлять план текста.
Русский язык. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...
ТЕКСТ. ПЛАН ТЕКСТА.
Данный урок разработан по программе "Школа России"....
Презентация к уроку русского языка по теме "План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану"
Презентация к уроку русского языка по теме "План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану"...