Конспект урока "Встреча зимы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва
Разработка урока по теме:
« Иван Саввич Никитин.
«Встреча зимы.»»
Литературное чтение. 3 класс.
Разработала: учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Бай-Хаак
Оюн Роля Тан-ооловна
Бай-Хаак, 2016
Тема: « И.С.Никитин. «Встреча зимы»»
Цели:
Познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы»; учить понимать настроение, мысли поэта; формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность видеть в стихах поэтов красоту зимней природы; развивать умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; воспитывать любовь к родной природе.
Учебные материалы:
Компьютер, проектор, аудиозапись стихотворения, листы белой бумаги, цветные карандаши, вата, репродукции картин:
Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж»; И.И.Шишкин. «Первый снег»; М.Иваненко. «Рождество».
Ход урока
1.Организационный момент
Всем красиво подравняться,
Начинаем заниматься,
На меня все посмотрели
И красиво, тихо сели.
2.Речевая разминка.
_Прочитайте загадку с разной интонацией (удивления, восхищения, с веселой, сердитой, вопросительной, утвердительной, выразительно). Отгадайте ее.
СЛАЙД №3
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днем – домой. (Валенки)
3.Проверка домашнего задания. Чтение наизусть любимого стихотворения о зиме.
СЛАЙД №4
4.Постановка цели урока.
- О каком времени года мы читаем произведения?
-Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
СЛАЙД №5
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает. Кто спит весною, плачет зимою.
5.Работа над темой урока.
Сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своем стихотворении русский поэт Иван Саввич Никитин. Мы совершим путешествие по стихотворению И.С.Никитина и увидим, как поэт изобразил в своем стихотворении зиму.
-Прочитайте название стихотворения. СЛАЙД №6
- «Встреча зимы».
-Как вы думаете, о чем оно?
-Наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают. СЛАЙД №7 И.И.Шишкин. «Первый снег».
-Закройте глаза и попробуйте представить услышанное. (Учитель читает фрагмент стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы». После чтения выдерживается пауза).
-Вспомните: как у нас происходит смена времен? Постепенно или сразу?
6.Чтение стихотворения.
А) Чтение «Про себя»;
Б) Жужжащее чтение;
В)Громкое чтение;
Г) Выразительное чтение.
7.Работа с текстом стихотворения.
-Найдите в описании границу, где осень встречается с зимой?
-В каких строках нарисована картина осени? Прочитайте.
-Какие явления осени описал автор? (дождь и туман)
-Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал.)
-Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.)
-Что еще описал поэт? (Небеса и лес.)
-Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые.) Какими вы их представляете? (Серые, мрачные, покрытые тяжелыми облаками.)
-Нарисуйте мрачное небо поздней осени. (Дети рисуют.)
8.Речевая разминка. СЛАЙД №8
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
-Что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес.)
-Каким лес видится читателю? (Мокрым, печальным. Нам хочется посочувствовать такому лесу.)
-Каким словом описал автор состояние леса? (Плакал.) О ком так можно сказать? (О живом существе.)
-Автор посмотрел на лес, как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором это почувствовали и мы.
СЛАЙД № 9. Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж».
-Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги.
-С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? (Снежок.)
Дети из ваты делают снежок.
-Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением – снежок. СЛАЙДЫ № 10,11,12
9.Физминутка.
-Как преобразилась за ночь земля? (Прочитайте.)
-Изменилось ли настроение у природы?
-Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)
-В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)
-Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)
-Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном»?
СЛАЙД №13. М.Иваненко. «Рождество».
(Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно).
-Видели ли вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег? Почему разноцветным огнем?
Наблюдательный человек заметил в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
СЛАЙД № 14.
-Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад.)
-О ком так обычно говорят? (О человеке.)
Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему? Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении.
-Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез.)
-Черные кудри – что это может быть?
СЛАЙД № 15 Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж»
-Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри леса – великана? А на его ресницах – ветках – капли сдержанных слез. Что же это за слезы?
-Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам.)
-Как изменилась погода ночью? (Выпал снег, ударил мороз – замерзла река.)
-Что произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.)
-Почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами? (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)
-Как выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы горят.)
-Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, переливающийся всеми цветами радуги.) СЛАЙД №16 «Алмазы»
-Перечитайте ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, происшедшие в природе за ночь.
При чтении постарайтесь передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы.
10. Итог урока.
- С каким стихотворением мы познакомились на уроке? Кто автор? СЛАЙД № 17 аудиозапись.
-Завершая наше путешествие, я хочу пожелать вам, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения. СЛАЙД № 17 аудиозапись
11.Домашнее задание. Выучить отрывок стихотворения «Встреча зимы».
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс математика
очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...
Конспект урока 4 класс
Тема баскетбол....
Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"
Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....
Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"
Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...
Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.
Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.Тема: Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...
Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"
Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...
Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....