Конспект урока "Встреча зимы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему


Разработка урока "Встреча зимы" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabtka_uroka.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва

Разработка урока по теме:

« Иван Саввич Никитин.

«Встреча зимы.»»

 Литературное чтение. 3 класс.

                                         Разработала: учитель начальных классов

                                         МБОУ СОШ с.Бай-Хаак

                                         Оюн Роля Тан-ооловна

Бай-Хаак, 2016

Тема: « И.С.Никитин. «Встреча зимы»»

Цели:

Познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы»; учить понимать настроение, мысли поэта; формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность видеть в  стихах поэтов красоту зимней природы; развивать умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; воспитывать любовь к родной природе.

Учебные материалы:

Компьютер, проектор, аудиозапись стихотворения, листы белой бумаги, цветные карандаши, вата, репродукции картин:

Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж»; И.И.Шишкин. «Первый снег»; М.Иваненко. «Рождество».

Ход урока

1.Организационный момент

Всем красиво подравняться,

Начинаем заниматься,

На меня все посмотрели

И красиво, тихо сели.

2.Речевая разминка.

_Прочитайте загадку с разной интонацией (удивления,  восхищения, с веселой, сердитой,  вопросительной,  утвердительной, выразительно). Отгадайте ее.

 СЛАЙД №3

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днем – домой. (Валенки)

3.Проверка домашнего задания. Чтение наизусть любимого стихотворения о зиме.

СЛАЙД №4

4.Постановка цели урока.

- О каком времени года мы читаем произведения?

-Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

СЛАЙД №5

Земля зимой отдыхает, а весной расцветает. Кто спит весною, плачет зимою.

5.Работа над темой урока.

Сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своем стихотворении русский поэт Иван Саввич Никитин. Мы совершим путешествие  по стихотворению И.С.Никитина  и увидим, как поэт изобразил  в своем стихотворении зиму.

-Прочитайте название стихотворения. СЛАЙД №6

- «Встреча зимы».

-Как вы думаете, о чем оно?

-Наверное, о том, как  приходит зима и как ее встречают. СЛАЙД №7 И.И.Шишкин. «Первый снег».

-Закройте глаза и попробуйте представить услышанное.  (Учитель читает фрагмент стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы».  После чтения выдерживается пауза).

-Вспомните: как у нас происходит смена времен? Постепенно или сразу?

6.Чтение  стихотворения.

А) Чтение «Про себя»;

Б) Жужжащее чтение;

В)Громкое чтение;

Г) Выразительное чтение.

7.Работа с текстом стихотворения.

-Найдите в описании границу, где осень встречается с зимой?

-В каких строках нарисована картина осени? Прочитайте.

-Какие явления осени описал автор? (дождь и туман)

-Как сказано в стихотворении о тумане?  (Туман облаками вставал.)

-Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об  этом читаем?  (Веял холод в лицо.)

-Что еще описал поэт?  (Небеса и лес.)

-Как названы в стихотворении небеса?  (Угрюмые.) Какими вы их представляете?  (Серые, мрачные,  покрытые тяжелыми облаками.)

-Нарисуйте   мрачное небо поздней осени. (Дети рисуют.)

8.Речевая разминка. СЛАЙД №8

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

-Что сказано о лесе?  (Плакал сумрачный лес.)

-Каким лес видится читателю?  (Мокрым,  печальным. Нам хочется посочувствовать такому лесу.)

-Каким словом описал автор состояние леса? (Плакал.) О ком так можно сказать? (О живом существе.)

-Автор посмотрел на лес, как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором это почувствовали и мы.

СЛАЙД № 9. Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж».

-Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги.

-С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.)  Как автор называет такой снег? (Снежок.)

Дети из ваты делают снежок.

-Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением – снежок. СЛАЙДЫ № 10,11,12

9.Физминутка.

-Как преобразилась за ночь земля? (Прочитайте.)

-Изменилось ли настроение у природы?

-Назовите, что конкретно описано поэтом.  (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)

-В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)

-Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)

-Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном»?

СЛАЙД №13. М.Иваненко. «Рождество».

(Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно).

-Видели ли вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег? Почему разноцветным огнем?

Наблюдательный человек заметил в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

СЛАЙД № 14.

-Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад.)

-О ком так обычно говорят? (О человеке.)

Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему? Представьте  перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении.

-Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез.)

-Черные кудри – что это может быть?

 СЛАЙД № 15 Ю.Ю.Клевер. «Зимний пейзаж»

-Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри леса – великана? А на его ресницах – ветках – капли сдержанных слез. Что же это за слезы?

-Что вчера происходило с лесом?  (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам.)

-Как изменилась погода ночью?  (Выпал снег, ударил мороз – замерзла река.)

-Что произошло с каплями дождя?  (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.)

-Почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами?  (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)

-Как выглядят эти слезы поутру?  (Как алмазы горят.)

-Почему автор сравнил их с алмазами?  (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, переливающийся всеми цветами радуги.) СЛАЙД №16  «Алмазы»

-Перечитайте ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, происшедшие в природе за ночь.

При чтении постарайтесь передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы.

10. Итог урока.

- С каким стихотворением мы познакомились на уроке? Кто автор? СЛАЙД № 17 аудиозапись.

-Завершая наше путешествие, я хочу пожелать вам, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения. СЛАЙД № 17 аудиозапись

11.Домашнее задание. Выучить отрывок стихотворения «Встреча зимы». 

Спасибо за урок!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....