Учимся писать сложные слова.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Ячменникова Елена Константиновна

Игровая форма урока, творческие задания, занимательные упраждения (шарады, кроссворд), позволяют активизировать мыслительную деятельность детей для усвоения сложной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_slozhnye_slova.docx93.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Учимся писать сложные слова»

          УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс. Блок «Правописание».  Урок – игра.  

Образовательные задачи:

  • обучающая – закрепить умение писать слова с соединительными гласными;
  • развивающая – изучить правило обозначения безударных гласных в корнях сложных слов;
  • воспитательная – воспитывать интерес к родному языку.

Дидактические средства:

1)для стола: скатерть, самовар, тарелка, ваза, три пирожка, две ватрушки, пять цветов;

2)изображение Синеглазки со знаком «плюс» на кофточке;

3)схема сложного слова;      

4)карточки с буквами «о», «е»; карточка синего цвета и карточка зелёного цвета;

5)карточки на пирожки и ватрушки с корнями: лес, снег, птиц, звезд, сам;

карточки на цветы с корнями: вар, руб, лед, пад, лов.

6) карточки со словами  для словарной работы: скатерть – самобранка, самовар, земляника, малина.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Сегодня у нас гости. А по русскому обычаю гостей встречают изобилием на столе.

2.Каллиграфическая минутка.                                                                        

-Постелем  на стол праздничную скатерть.

-Орнамент состоит из букв «о» и «е».  Поучимся их писать.

 

- Гласные или согласные буквы?

-Какая гласная буква обозначает твёрдый согласный звук, а какая мягкий?

«о» обозначает твёрдый согласный звук;

«е» обозначает мягкий согласный звук.

3.Словарная работа.

- В гости я пригласила слова. А какие – вы догадаетесь, выполнив задание.

 Отгадаем загадки и запишем слова – отгадки.

1.) Скатерть у нас не простая, а волшебная. Как в русских народных сказках называют волшебную скатерть? (скатерть – самобранка) Почему её так называют? (Сама на стол собирает)

2.) Стоит Алёнка

      В красной ярмолке.

      Кто мимо идёт –

      Всяк поклонится.

      (земляника)

3.) Внутри – баня,

      Нос крючком,

      На голове корона,

       Две руки.

     (самовар)

4.) Бусы красные висят,

      Из кустов на нас глядят.

      Очень любят бусы эти                                                                 

       Дети, птицы и медведи.

      (малина)

      - На какие две группы можно разделить словарные слова? (На доске один ученик разбивает слова на группы:I  группа – сложные слова: скатерть – самобранка, самовар;

II группа – простые слова: земляника, малина).

- Слова какой группы будут в гостях? Подсказка – орнамент на скатерти. (Сложные слова.)

4. Повторение темы «Сложные слова».

а) Повторение теоретических знаний.

- Какие слова называются сложными?

- Назовите соединительные гласные. («о», «е»)

- После каких согласных пишется «о»? «е»?

(Открывается часть доски со схемой.)

После твёрдых согласных пишется «о», после мягких и «ш» пишется «е».

б) Тренировочные упражнения

-На стол поставим самовар.

 

-Напечём пирожков, ватрушек и украсим стол цветами.

Разделимся на две группы, чтобы было быстрее:

 I группа(Большинство детей класса.) соберут красивый букет цветов. А для этого нужно выполнить задание в учебнике.

Учебник с.85 упр.2 (Дети работают самостоятельно.)

Заменить предложение одним сложным словом. Выделить два корня и соединительную гласную.

II группа (Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.) напекут пирожки.

Учащиеся работают с учителем.

Дети выходят по очереди к доске, заменяют предложение одним словом. Выделяют корни и соединительную гласную. Перед соединительной гласной под твёрдой согласной ставят синюю точку, под мягкой согласной - зелёную.

1)Любитель книги.

 книг(о)люб

Объяснение: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».

( Учитель на стол ставит тарелку, а в тарелку пирожок корнем слова к доске.)

2)Человек, который делает масло.

масл(о)дел

Объяснения: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».

(В тарелку помещают ещё один пирожок.)

3)Земля трясётся, появляются трещины. Как называется такое природное явление?

земл(е)трясение

Объяснение: первый корень оканчивается на мягкую согласную, выбираю соединительную гласную «е».

(В тарелку помещают ещё один пирожок.)

4)Машина, которая сама летает.

         сам(о)лёт

Объяснения: первый корень оканчивается на твёрдую согласную, выбираю соединительную гласную «о».

(В тарелку помещают  ватрушку.)

5)Человек, который строит корабли.

корабл(е)строитель

Объяснение: первый корень оканчивается на мягкую согласную, выбираю соединительную гласную «е».

(В тарелку помещают ещё одну  ватрушку.)

- Молодцы! Быстро справились с работой. Теперь есть с чем и гостей встретить.

              Проверка самостоятельной работы I группы

Учитель на стол ставит вазу. Дети по очереди читают слова с комментированием. В вазу учитель помещает цветы корнем слова к доске: слово – цветок.

мыш(е)ловка, лед(о)кол, звер(о)лов, книг(о)люб, пеш(е)ход

Объяснение:  после  [ш] гласный звук [э] обозначается гласной буквой «е»; [д] – твёрдый согласный, пишем соединительную гласную «о» и т. д..

- Отлично. С цветами стало ещё красивее.

Физминутка

Игра «Поймай слово».

(Дети хлопают в ладоши, если слышат сложные слова.)

Снегопад, снеговой, подосиновик, мышеловка, подберёзовик, землемер, лесостепь

5. Новая тема «Проверка безударных гласных в сложных словах».

- Богатый стол. А кто будет хозяйкой за столом? Предлагаю пригласить  героиню сказки

Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Отгадайте её имя.

Первый корень возьмите из слова «синева», второй корень – из слова «глазной», добавьте суффикс и окончание из слова «ёлка». Назовите имя девочки.

           

  Син + е + глаз + к + а = Син(е)глазка

( На доске появляется рисунок Синеглазки  со знаком «плюс» на кофточке.)

- Как вы думаете, почему именно Синеглазку  я приглашаю на урок? (Имя «Синеглазка» - сложное слово.)

-А какая знакомая орфограмма встретилась в слове? ( Безударная гласная в корне.)

- Как проверить безударные гласные в корнях слов?

-Подберём проверочное слово. Выделим корни слов и соединительную гласную.

                         

                                             /

синь – Син(е)глазка

-  В каком корне встретилась безударная гласная? Посмотрите на пять слов написанные на доске. (Из коллективной работы)  Выпишем слова, где безударные гласные тоже в первом корне.

   

        /                                     /      

книга – книг(о)люб

        /                                        /

масло – масл(о)дел

 сам – сам(о)лёт

-Выпишем слова,  где безударные гласные в двух корнях.

      /                     /                                                   /

земли, тряска – земл(е)трясение

         /                       /                                                      /

корабль, стройка – корабл(е)строитель

6. Закрепление знаний.

- Почему у девочки на юбке знак «плюс»?

Сложные слова образованы путём сложения двух основ. 

(Учитель переворачивает пирожки и цветы корнями слов вверх.)

-Докажите Синеглазке, что вы дружите с действием сложения. Соберите 5 слов: первый корень – пирожок, второй – цветок. Если в корне безударный гласный – подберите проверочное слово. (Дети работают самостоятельно.)

Коллективная проверка.

                                    /

лес лес(о)руб,

звёзды – звезд(о)лёт,

                           /

сам – сам(о)вар,

          /                                      /

 птица – птиц (е)лов,

                                           /

снег – снег(о)пад

7. Творческое задание.

- Синеглазка любит разгадывать кроссворды. Помогите ей.

«Пишем грамотно», тетрадь№1 с.29 упр. 2 (кроссворд состоит из сложных слов). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

8. Обобщение.

- Интересные гости были у нас?

- Что мы повторили? (Правописание сложных слов с соединительными гласными.)

- Чему научились? (Проверять безударные гласные в  словах с двумя корнями.)

-А может быть кто – то поделится с нами своим открытием? ( Дети могут заметить, что в словах встречаются суффиксы, приставки.)

  

   

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова"

В современном обществе все говорят о здоровье наших детей. Экологические проблемы, малоподвижный образ жизни, увлечение компьютерными играми, отсутствие здор...

Тема "Учимся писать сложные слова"

Конспект урока составлен по материалам темы "Состав слова", "Словообразование"....