"Написание слов с удвоенными согласными" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Клусова Светлана Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе "Написание слов с удвоенными согласными"


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.

1.Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

-Садитесь.

-Сейчас у нас урок русского языка, где мы  учимся писать грамотно и красиво.

 Сядьте прямо. Почему на уроке важно держать спину ровно, ноги ставить правильно и не наклоняться очень низко над партой?
Красивая осанка – хорошее зрение – легко дышать – кровь бежит легко, и от этого ваш мозг работает четко, быстро.

-Работать будем под девизом :

2.Проверка д/з.

3.Работа в тетради.

-разминка для рук

 Запись даты в тетрадях уч-ся.

2. Чистописание.

Совершенствовать каллиграфию нам помогают минутки чистописания.

бб // жж // рр // лл //мм // нн // сс // пп // кк //

-Что общего в этой цепочке букв?

-Какое правило  напоминают вам эти соединения?

-Запишите цепочку по образцу.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Игра на выбывание.

На доске.

http://festival.1september.ru/articles/518660/img1.gif

сумма тонна

Выбывает.

  • 1 – красный (прилагательное, а все остальные существительные.)
  • 2 – дожди (мн.ч., а все остальные ед.ч.)
  • 3 – гнездо (ср.р., а все остальные ж.р.)
  • 4 – сова (одушевленное, а все остальные неодушевленные)

Остались слова: масса , касса, тонна, сумма.

-Какая орфограмма в них встречается?

-Запишите, подчеркните орфограмму.

-Где нам встречаются эти термины?(в матем)

- Посмотрите на доску. (Группаребятотправиласьнапрогулку.)

- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Что нужно сделать?

- Разделите на слова и запишите полученное предложение (один ученик работает у доски).

- Подчеркните  орфограммы в этом предложении.

-Назовите известные вам части речи.

-Сколько согласных пишем в слове группа, а сколько звуков произносим?

Какой можно сделать вывод?

ВЫВОД. Удвоенная согласная пишется там, где согласный звук тянется долго.

- Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

На доске: Тема: “Написание слов с удвоенными согласными”

- А какие цели мы должны перед собой поставить?

- Писать правильно слова с удвоенными согласными, учиться видеть их в тексте.

Сообщение цели урока.

Рассказ учителя.

В одном сказочном городе слов.

Высоко на горе в старом замке.

Живут, догадались кто?

Показ сказочного города с удвоенными согласными.

Дети. Слова с удвоенными согласными.

Учитель. А вот они и сами близнецы буквы, которые пишутся в этих словах.

бб, жж,рр , лл ,мм , нн , сс ,пп ,кк

-Встречали ли вы слова, в которых пишутся данные сочетания?

-Приведите примеры.

4.Работа по теме урока.

Игра « Доскажи словечко». 

Учитель. Отгадайте и запишите эти слова.

С мамой в магазин ходили
Для занятий все купили
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в …
. (кассу)

Есть спортивная игра,
В ее названии два “к”
Играя клюшкой шайбу бей
Игра известная ……
 (хоккей) )

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное “эр” содержит он

И называется … (перрон)

.

По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все
Называется ……..
(шоссе) 

Где доска и парты есть
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный …
(класс)

(Касса, хоккей, перрон шоссе, класс,).

-Подчеркнем в них удвоенные согласные

Учитель. В чем заключается особенность этих слов-отгадок?

Дети. В них пишется удвоенная согласная.

-Прочитайте, скажите, какие слова произносятся одинаково, но имеют разный смысл?

  1. Если в доме много сора,

Может  в доме вспыхнуть ссора.

                        б) Я сегодня всем наврал -от стыда алею. 

                           Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею. 

-Объясните лексическое  значение каждого слова.

Учитель. Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, что ты соврал?

Уч-ся. Признаться и извиниться, больше так не делать.

-Выпишите слова с двойными согласными, подчеркните орфограмму.

5.Знакомство с новыми словами.

Сегодня мы познакомимся с новыми словами коллекция и коллектив. Эти оба слова, когда-то образовались от латинского слова « коло», имеющего значение соединяю, объединяю, поэтому в первом слоге будем писать гласную о.

 -Какие еще есть орфограммы в словах?

-Прочитаем с ударением. (постановка ударения)

-Определите лексическое значение слов.(из словаря)

-Запишите.

-Подберите однок слова, еще раз прочитайте в учебнике эти слова.

6. Первичная проверка понимания.

 (работа в  парах).

(Задание записано на листочках, лежит на партах).

Задание для детей, работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово).

  • Ребята поймали  для_____________ яркую бабочку.
  • Ученики ждали учителя у дверей _____________ .
  •  Сначала мы ехали на автобусе, а потом на ______________ .
  • Папа послал бабушке поздравительную ________________ .

 (Слова для справок: класс, телеграмма, троллейбус, коллекция).

-Первое   предложение записать в тетрадь для разбора.

-Разбор первого  предложения.

7.Самостоятельная работа.  (По группам)

1 гр.-Спишите, вставьте, где надо двойные согласные.

Стари…ая монета, тума…ое утро, зелё…ая ветка, срочная телегра…а, ру…кая зима, новый ба…ейн, весе…ий день, лимо…ый сок.(зеленая ветка-по составу)

2 гр.-упр.235.-Запишите слова в алфавитном порядке.

Вывод:

-Когда же надо писать двойные согласные в слове? 

  • Когда при произношении согласный произносится долго.

7. Итог урока.

Учитель. С написанием какой орфограммы познакомились на уроке?

Дети. С написанием слов с удвоенными согласными.

Учитель. С какой целью мы выполняли все эти задания?

Дети. Научиться писать слова с удвоенными согласными.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных. Будем учиться грамотно и безошибочно писать слова с удвоенными согласными.

10. Работа по тестам (4 варианта, для работы в каждой группе).

  • 1.Найди слова с двойными согласными.
  1.  Шос…е
  2.  Кал…ендарь
  3.  Один…адцать
  4.  Кол…екция
  5.  Програм…а

  • 2. Запиши одним словом. Двойные согласные подчеркни.

Человек, который едет в автобусе, летит в самолёте -____________.

Острое вирусное заболевание -_______.

Маленькая ёмкость для купания -______.

  • 3. Дополни предложения словами                с удвоенными согласными, подходящими по смыслу.

   

  1) Сестра прислала ……….  .

  2)………. над цветами насекомые.

10. Работа по тестам (4 варианта, для работы в каждой группе).

  • Найди слова с двойными согласными.
  1.  Шос…е
  2.  Кал…ендарь
  3.  Один…адцать
  4.  Кол…екция
  5.  Програм…а

  • 2.В каких случаях слова правильно разделены для переноса?
  1.   акк-уратно
  2.   тер-раса
  3.   с-сора
  4.   па-ссажир

  • 3. Запиши одним словом. Двойные согласные подчеркни.

Человек, который едет в автобусе, летит в самолёте -____________.

Острое вирусное заболевание -_______.

Маленькая ёмкость для купания -______.

  • 4. Дополни предложения словами                с удвоенными согласными, подходящими по смыслу.

   

  1) Сестра прислала ……….  .

  2)………. ребят  идёт на экскурсию в парк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".

Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Презентация "Написание слов с удвоенными согласными"

Презентация направлена на качественное усвоение материала. Умение применять его на практике....

Урок русского языка по теме: «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»

   Закрепление правописания слов с удвоенными согласными.      Цель:  формирование умений обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами; закреплять п...

Презентация по русскому языку для 2 класса на тему "Написание слов с орфограммой "удвоенная согласная" к учебнику С.В. Ломкович, Л. И. Тимченко.

Данная презентация может быть использована для объяснения темы "Удвоенная согласная" ко всем школьным программам как  учителями начальных классов, так и родителями, для закрепления....

«Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне»»

Комбинированный урок.Предметные: умеют работать с учебником, применять полученные знания на практике, распознавать и формулировать ответы, употреблять термины, совершенствуют навыки чтения.Метапредмет...

Тест по теме: Написание слов с "удвоенной согласной" и слова с "непроизносимой согласной".

В этом тесте можно проверить написание слов с орфограммами "удвоенная согласная" и "непроизносимая согласная"....