Простые и сложные предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_prostye_i_slozhnye_predlozheniya.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Простые и сложные предложения» 4 класс
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
- учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".
развивающие:
- учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
- развивать навык чёткого и красивого письма;
- развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
- формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
воспитательные:
- расширять коммуникативные способности детей;
- закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок развивающего обучения.
Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование и наглядные средства обучения:
1.Карточки с заданиями.
2.Компьютерная презентация.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Слайд №1 1.Начинается урок, - минутка настроения - Дети, какое у вас настроение? 2. Каллиграфическая, орфографическая минутка. Уд, ад, ед - Написание, какой буквы в этих сочетаниях мы будем сегодня повторять? Пруд, гладь, дует. - Найдите лишнее слово, обоснуйте своё мнение в группе. Напишите это слово 3 раза. |
Буквы д.
Гладь - 5 букв, ь - показатель мягкости согласного. Дует - нет парной согласной на конце корня, 5звуков. |
II. Постановка учебной задачи:
| 1. Актуализация знаний. - = - Дети, что обозначает эта схема? - Расскажите, что вы знаете о грамматической основе предложения. 2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. - Прочитайте текст на доске. Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок. - Устно объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы "дымится" и "разгорается". Слайд №2,3
- Придумайте заголовок к этому тексту.
- Найдите в каждом предложении грамматическую основу, запишите её в тетрадь и составьте её модель. Работа в парах. - Что интересного заметили? |
- Это схема грамматической основы предложения. - Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
- "дымится" и "разгорается" употреблено в переносном смысле, так как дымится пруд - пар поднимается, заря разгорается - ярко горит солнце. - Утро. Утром на пруду. 1 -= 2 -= 3 =-, =- - - В последнем предложении две грамматические основы. |
3 Формулирование проблемы. | - Что можете сказать о таком предложении? - Какова цель нашего урока? | - Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы. |
II. Поиск решения. Выдвижение гипотез и проверка их.
III. Открытие новых знаний.
Физкультминутка Формулирование нового знания. | - Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами. - Как можно проверить ваши предположения? - Давайте обратимся к учебнику. Откройте с. 36. , прочитайте новые сведения и сделайте вывод, какое из предположений было верным.
-Давайте вернёмся к цели урока и обсудим тему и план работы на уроке. План: - Научиться составлять схему сложного предложения. - Запомнить, что такое сложное и простое предложение. - Научиться отличать сложное предложение от простого. - Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении. - Верно ли составлен план? Нужно ли поменять порядок изучения? | - Составное, сложное, т. к : - Узнать у учителя, в справочнике, в учебнике. - Предложение, в котором одна грамматическая основа,- простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы,- сложное предложение. - Тема урока "Простые и сложные предложения".
Предложения детей. 1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение. 2. Научиться составлять схему сложного предложения. 3. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении. 4. Научиться отличать сложное предложение от простого. |
IV. Первичное закрепление.
| 1. Закрепление во внешней речи. - Приступаем к выполнению первой задачи. Работаем группой. Запоминаем правило. 2. Приступаем к работе над второй задачей. С.36, упр.№49 - Прочитайте строки из стихотворения Н.Некрасова - Спишите стих. Подчеркните грамматическую основу. Составьте её схему и подготовьте отчёт по плану. Слайд №4 План: 1. Схема. 2. Простое или сложное. 3. Как соединяются простые предложения в составе сложного? Итог. - Кто из вас научился составлять схему сложного предложения? У кого возникли трудности? - Как соединяются простые предложения в составе сложного? - Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?
3.Словарная работа. -Можно ли стихотворение Н. Некрасова назвать прекрасными? Каково лексическое значение этого слова? - Обратимся к словарю, чтобы получить точное лексическое значение слова - З а п о м и н а е м слово прекрасный. Слайд №5 - Подберите к этому слову синонимы и антонимы. Слайд №6 4. Упражнение№ 50 с.36 -Прочитайте текст и найдите предложение с новым словарным словом. - Это сложное предложение или простое? Запишите его схему в тетрадь. Итог. - Что нового узнали по теме урока? Слайд №7 |
Объяснение нового материала по цепочке друг другу в группе.
Обучающиеся списывают стихотворение и составляют схемы предложений.
- С помощью союза и, а, но или без союза.) - Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.
ПРЕКРАСНЫЙ ( отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый.) (Синонимы: великолепный, красивый, пригожий. Антонимы: безобразный, отвратительный.)
= -,- =, но - = 1. Содержит 2 или больше грамматических основ. 2. Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и, а ,но. 3. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая |
V. Вторичное закрепление. | Очень-очень странный вид: -Сколько предложений в этом стихотворении? У. -А какое оно? -Что интересного в этом стихотворении? -Что бы вы изменили? | Обучающиеся работают в парах на карточках
- Одно. - Сложное, т.к:. - Путаница. Надо переставить запятые. Работа в группах. |
VI. Домашнее задание. | Урок полезен, всё понятно. Еще придется потрудиться. - Сможете ли вы теперь в тексте найти сложные предложения, указать в них грамматическую основу? Тогда я задаю вам упр. № 51, но ели возникнут трудности, обратитесь к стр.36, 37 учебника |
|
VII. Рефлексия | Слайд №8,9 Самооценка. Используется метод незаконченного предложения. Я научился..: Я хотел бы больше…: Я порадовался за ..: Я хочу поблагодарить за …: (взаимооценка детей) Оценивание учителем работы детей на уроке. - Что интересного узнали? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми? Минутка настроения. Слайд №10 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...