Упражнения с элементами программирования на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Начальная школа является базой, основой всего образования человека. В ней важно всё: качество, прочность, настроение, с которым входит ребёнок в «храм науки». Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остаётся постоянной проблемой. Одна из таких проблем – научить детей грамотно писать.
Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уж постепенно учить их решать.
Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossijskij-konkurs-professionalnogo-masterstva-pedagogov.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Учитель года»
Упражнения с элементами программирования
на уроках русского языка
Гостюхина Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Ярославка Дуванского район Республики Башкортостан, olga_30.09@mail.ru
Начальная школа является базой, основой всего образования человека. В ней важно всё: качество, прочность, настроение, с которым входит ребёнок в «храм науки». Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остаётся постоянной проблемой. Одна из таких проблем – научить детей грамотно писать.
Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уж постепенно учить их решать.
Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.
В своей практике я использую элементы орфографического программирования
Подавляющее число правил правописания не содержат рекомендаций о том, как эти правила нужно применять, а отсюда и разрыв между знанием правил и умением им пользоваться. Облегчить учащимся применение правил при письме помогает использование алгоритма.
1.Алгоритм – это «инструкция», предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило. При подготовке к изучению материала он делится на «порции», части, шаги. Например, выделить в слове ударный слог – это один шаг, одно действие в применении правила, отметить безударный гласный – другой шаг и т.д. На первых порах работы с использованием алгоритмов необходимо давать детям образец применения его на практике, а затем предложить учащимся объяснить правописание слов, используя данный алгоритм. Например:
1-й шаг. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нём гласные в безударных слогах?
Если есть, то какие? Назовите их.
Если это я, а, о, е, и – нужно проверить; если у, ы, ю – проверять не надо.
2-й шаг. Подберите проверочное слово, измени его так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнесите оба слова вместе, выделите ударный слог.
3-й шаг.
Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверьте написанное.
Работа над безударными гласными на первом этапе не связывается с морфемами – с корнем слова, хотя дети проверяют написание безударной гласной в корне, а не в приставке и окончании. Не следует приучать детей проверять безударную гласную, только меняя форму слова. Нужно поощрять учащихся, которые приводят «нестандартные» проверочные слова и тем более не одно, а 2-3 слова. Это помогает им перейти к новым приёмам проверки безударных гласных.
Например: алгоритм объяснения безударного гласного может быть таким:
1.Выяснить значение слова.
2.Поставить в слове ударение и выделить безударный гласный.
3.Разобрать слово по составу, выделить корень.
4.Подобрать больше однокоренных слов, поставить в них ударение.
5.Выбрать из однокоренных слов проверочное, т.е. в которых проверяемый гласный стоит под ударением.
6.Объяснить написание безударного гласного.
2.Задания с выборочным ответом – новый для учащихся вид работы. Данный вид работы можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы в группах. В начале урока программированные задания применяются с целью проверки знаний учащихся по ранее изученному материалу. В конце урока – с целью закрепления (при этом тесты-задания выступают как дидактический материал). Такие задания помогают детям практически усвоить правописание безударных гласных в корне. Смысл их применительно к указанной орфограмме в следующем. Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в корне, чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу). Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются от 3до 6 ответов (в зависимости от возраста и способностей учеников), из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ. Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы.
Слова | Ответы | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
зад…ржаться | е | е | и | е |
к…лючий | а | о | о | о |
щ…ка | е | е | е | и |
Требуется:
вставить пропущенные буквы сначала мысленно (в уме);
объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;
выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название - «выборочный ответ»).
Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.
Образцы карточек
Слова | Ответы | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
з…мля | е | е | е | е |
стр…на | а | о | а | о |
з…ма | и | и | и | и |
св…зать | е | я | я | и |
Слова | Ответы | ||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | ||||
стр…ла | е | е | и | е | е | е | |||
л…нейка | и | и | и | и | и | и | |||
к…вёр | о | о | о | а | о | о | |||
з…мля | и | е | е | е | е | е | |||
п…руса | а | а | а | а | а | о | |||
Слова | Ответы | ||||||||
№1 | №2 | №3 | |||||||
зад…ржаться | е | е | и | ||||||
к…лючий | а | о | о | ||||||
щ…ка | е | е | и | ||||||
зн…ток | а | а | а | ||||||
в…ренье | о | а | о |
Задание. Проверь написание проверяемых безударных гласных в корне в данных словах. Запиши правильный ответ вместе с проверочными словами (чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, ученику нужно сначала поставить эту задачу; т.е. найти орфограмму). Моя задача – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Объясни (устно), почему вы считаете неправильными и другие ответы.
Слова | Ответы | ||
№1 | №2 | №3 | |
вареный маслёнка отпилить | варенье маслить пилить | варит масло пилка | сварить намаслить пила |
Образец (для учителя). В первом и третьем ответах допущены ошибки: в них не во всех словах безударная гласная стоит под ударением и слышится неясно. Во втором ответе безударные гласные в корнях всех слов находятся под ударением и слышатся чётко. Этот ответ правильный: варит, масло, пилка.
Задание. Выпиши только слова с проверяемой безударной гласной и подобрать проверочные слова
Слова | Ответы | ||
№1 | №2 | №3 | |
листок карман разглядеть терпеливый мохнатый | листок разглядеть терпеливый | разглядеть терпеливый мохнатый | листок карман разглядеть |
Задание. Выпиши слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составь и запиши с этими словами предложения.
Слова | Ответы | ||
№1 | №2 | №3 | |
барометр доказать иллюстрация капель мизинец спешить тетрадь | барометр иллюстрация мизинец тетрадь | доказать капель мизинец спешить барометр | барометр доказать иллюстрация мизинец тетрадь |
Образец: Правильным является первый ответ. В этих словах безударные гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих слов нужно запомнить.
Образцы карточек
Слова | Ответы | ||
№1 | №2 | №3 | |
б…седа г…ризонт кв…ртира м…тро …кскурсия | е а а е э | и о а е и | е о а е э |
Слова | ответы | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
б…тон г…зета г…рох | а о о | о а а | а а о | о о о |
Слова | ответы | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
ко…лектив а..ея ко…ридор | л лл рр | лл л р | л л рр | лл лл р |
Проверка умения правильно выделять корень слов.
Объясни (устно), почему вы считаете неправильными другие ответы.
Слова | Ответы | ||
№1 | №2 | №3 | |
записать звериный цепочка липовый лесник | запис- зверин- цеп- лип- лесн- | -писа- звер- цепочк- липов- лес- | -пис- звер- цеп- лип- лес- |
Дописывание таблиц, используя орфографический словарь
а | о | е | ||
а | а-а | о | о-о | е-е |
абзац … … | карандаш … … | солома … … | огород молоток … | телефон … … |
Выписать слова с одной безударной гласной а, с двумя безударными а и т.д.
Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно.
3.Перфокарты.
Данный учебно-методический материал окажет помощь учителю в осуществлении программированного контроля знаний учащихся с помощью перфокарт – самодельных контрольно-измерительных устройств. Перфокарты являются одним из простейших средств программированного обучения и доступны каждому учителю. Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по любой изученной теме.
Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях. И, главное, дает возможность осуществлять на уроке обратную связь. Приведу примеры работы с перфокартами.
Слова | Количество слогов | Ударные гласные | Количество звуков | Количество букв |
роща Василий туча площадь поля |
Определить склонение имён существительных.
У каждого ученика перфокарта, внутрь которой он вставляет половинку листа: ученик отмечает нужное склонение.
I вариант | склонение | II вариант | склонение | |||||||
№ | слова | 1 | 2 | 3 | № | слова | 1 | 2 | 3 | |
1 2 3 4 5 6 | м…дведь м…тель праз…ник д…ревня ж…знь р…бина | 1 2 3 4 5 6 | п…ртфель л…нейка пл…щадка площ…дь оз…ро ноч… |
Например, работая над существительным медведь, дети определяют, что оно 2-го скл., делают пометку во втором кружочке вертикального ряда 1-й строки и т.д. После того как листочки собраны, ученики получают задание списать данные существительные в тетради, вставить пропущенные орфограммы.
Выполняя эту работу, дети за короткое время успевают определить склонение имён существительных, повторить правописание безударных гласных и гласных после шипящих (жизнь, площадь).
Определить падеж имён существительных.
На доске обозначены падежи:
1 2 3 4 5
р д в т п
Слова | Падеж | Слова | Падеж |
I на полян… II у дедушк… III в магазин… IV к постел… V из маши… VI под яблон… |
| I на крыш… II у сестр… III в школ… IV к машин… V из сумк… VI под берёз… |
|
В первом ряду под цифрой 5 предложный падеж, во 2-м ряду под цифрой 1 – родительный падеж и т.д. Пока учитель проверяет, дети списывают слова в тетради, вставляют пропущенные окончания, подбирают к существительным имена прилагательные. При выполнении данной работы учащиеся повторяют правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.
Таким же образом можно работать с безударными гласными, звонкими, глухими и непроизносимыми согласными.
Данные перфокарты не единственные, существует большое количество разнообразных как по форме, так и по содержанию, перфокарт. Они помогают проводить интересную работу по предупреждению орфографических ошибок.
Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий, достаточно прочного закрепления теории на практике. Идёт подготовка детей к сдаче ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Игры и упражнения тренировочного характера, воздействующих на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Упражнения расчитаны на решение задач интелл...
Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".
Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
Методическая тема.Использование элементов фольклора на уроках русского языка и литературного чтения.
Этот материал поможет разнообразить уроки русского языка и литературного чтения....
Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка
Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...
Элементы логоритмики на уроках русского языка и литературного чтения
В материале рассказывается что такое логоримика, каково её значение на уроках в начальной школе. Здесь вы сможете познакомиться с различными упражениями, которые можно использовать на уроках....
Элементы краеведения на уроках русского языка и литературы
Умелое сочетание программного и краеведческого материала на уроках русского языка и литературы способствует воспитанию национального самосознания, любви и уважения к языку....