Упражнения с элементами программирования на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Ткачишина Оксана Борисовна

Начальная школа является базой, основой всего образования человека. В ней важно всё: качество, прочность, настроение, с  которым входит  ребёнок в «храм науки». Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остаётся постоянной проблемой.  Одна из  таких  проблем – научить детей грамотно писать. 

Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уж постепенно учить их решать.

Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Учитель года»

                     

Упражнения с элементами программирования

на уроках русского языка

                                     

                                

                Гостюхина   Ольга   Николаевна, учитель  начальных  классов                                                                          

                    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Ярославка  Дуванского район Республики Башкортостан, olga_30.09@mail.ru                    

                             

                               

                               

Начальная школа является базой, основой всего образования человека. В ней важно всё: качество, прочность, настроение, с  которым входит  ребёнок в «храм науки». Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остаётся постоянной проблемой.  Одна из  таких  проблем – научить детей грамотно писать.  

Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уж постепенно учить их решать.

Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.

В своей практике я использую элементы орфографического программирования

Подавляющее число правил правописания не содержат рекомендаций о том, как эти правила нужно применять, а отсюда и разрыв между знанием правил и умением им пользоваться. Облегчить учащимся применение правил при письме помогает использование алгоритма.

1.Алгоритм – это «инструкция», предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило. При подготовке к изучению материала он делится на «порции», части, шаги. Например, выделить в слове ударный слог – это один шаг, одно действие в применении правила, отметить безударный гласный – другой шаг и т.д. На первых порах работы с использованием алгоритмов необходимо давать детям образец применения его на практике, а затем предложить учащимся объяснить правописание слов, используя данный алгоритм. Например:

1-й шаг. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нём гласные в безударных слогах?

Если есть, то  какие? Назовите их.

Если это я, а, о, е, и – нужно проверить; если у, ы, ю – проверять не надо.

2-й шаг.  Подберите проверочное слово, измени его так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнесите оба слова вместе, выделите ударный слог.

3-й шаг.

 Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.  Проверьте написанное.

Работа над безударными гласными на первом этапе не связывается с морфемами – с  корнем слова, хотя дети проверяют написание безударной гласной в корне, а не в приставке и окончании. Не следует приучать детей проверять безударную  гласную, только меняя форму слова. Нужно поощрять учащихся, которые приводят «нестандартные» проверочные слова и тем более не одно, а 2-3 слова. Это помогает им перейти к новым приёмам  проверки безударных гласных.

Например: алгоритм объяснения безударного гласного может быть таким:

1.Выяснить значение слова.

2.Поставить в слове ударение и выделить безударный гласный.

3.Разобрать слово по составу, выделить корень.

4.Подобрать больше однокоренных слов, поставить в них ударение.

5.Выбрать из однокоренных слов проверочное, т.е. в которых проверяемый гласный стоит под ударением.

6.Объяснить написание безударного гласного.

 2.Задания  с выборочным ответом – новый для учащихся вид работы. Данный вид работы можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы в группах. В начале урока программированные задания применяются с целью проверки знаний учащихся по ранее изученному материалу.  В конце урока – с целью закрепления (при этом тесты-задания выступают как дидактический материал).  Такие задания помогают детям практически усвоить правописание безударных гласных в корне. Смысл их применительно к указанной орфограмме в следующем. Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в корне, чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу). Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную  безударную гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются от 3до 6 ответов (в зависимости от возраста и способностей учеников),  из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ. Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы.

        Слова

Ответы

№1

№2

№3

№4

зад…ржаться

е

е

и

е

к…лючий

а

о

о

о

щ…ка

е

е

е

и

Требуется:

вставить пропущенные буквы сначала мысленно (в уме);

объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;

выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название - «выборочный ответ»).

Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив  предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.

Образцы карточек

Слова

Ответы

№1

№2

№3

№4

з…мля

е

е

е

е

стр…на

а

о

а

о

з…ма

и

и

и

и

св…зать

е

я

я

и

 

 

                                                   

Слова

Ответы

1

2

3

4

5

6

стр…ла

е

е

и

е

е

е

л…нейка

и

и

и

и

и

и

к…вёр

о

о

о

а

о

о

з…мля

и

е

е

е

е

е

п…руса

а

а

а

а

а

о

Слова

                                           Ответы

           №1

2

3

   зад…ржаться

е

е

и

   к…лючий

а

о

о

   щ…ка

е

е

и

   зн…ток

а

а

а

   в…ренье

о

а

о

Задание. Проверь написание  проверяемых безударных гласных в корне в данных словах. Запиши правильный ответ вместе с проверочными словами (чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, ученику нужно сначала поставить эту задачу; т.е. найти орфограмму). Моя задача – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Объясни (устно), почему вы считаете неправильными и другие ответы.

Слова

                             Ответы

№1

№2

№3

вареный

маслёнка

отпилить

варенье

маслить

пилить

варит

масло

пилка

сварить

намаслить

пила

Образец (для учителя). В первом и третьем ответах допущены ошибки: в них не во всех словах безударная гласная стоит под ударением и слышится неясно. Во втором  ответе безударные гласные в корнях всех слов находятся под ударением и слышатся чётко. Этот ответ правильный: варит, масло, пилка.

Задание. Выпиши  только слова с проверяемой безударной гласной и подобрать проверочные слова

Слова

Ответы

№1

№2

№3

листок

карман

разглядеть

терпеливый

мохнатый

листок

разглядеть

терпеливый

разглядеть

терпеливый

мохнатый

листок

карман

разглядеть

Задание. Выпиши слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составь и запиши с этими словами предложения.

Слова

Ответы

№1

№2

№3

барометр

доказать

иллюстрация

капель

мизинец

спешить

тетрадь

барометр

иллюстрация

мизинец

тетрадь

доказать

капель

мизинец

спешить

барометр

барометр

доказать

иллюстрация

мизинец

тетрадь

Образец: Правильным является первый ответ. В этих словах безударные гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих слов нужно запомнить.

Образцы карточек

Слова

Ответы

№1

№2

№3

б…седа

г…ризонт

кв…ртира

м…тро

…кскурсия

е

а

а

е

            э

и

о

а

е

и

е

о

а

е

э

Слова

ответы

№1

№2

№3

№4

б…тон

г…зета

г…рох

а

о

о

о

а

а

а

а

о

о

о

о

 Слова

ответы

№1

№2

№3

№4

ко…лектив

а..ея

ко…ридор

л

лл

рр

лл

л

р

л

л

рр

лл

лл

р

    Проверка умения правильно выделять корень слов. 

    Объясни (устно),    почему вы считаете неправильными  другие ответы.

  Слова

Ответы

№1

№2

№3

записать

звериный

цепочка

липовый

лесник

   запис-

   зверин-

   цеп-

   лип-

   лесн-

  -писа-

  звер-

  цепочк-

  липов-

  лес-

-пис-

звер-

цеп-

лип-

лес-

               

Дописывание таблиц,   используя орфографический словарь

а

о

е

а

а-а

о

о-о

е-е

абзац

карандаш

солома

огород

молоток

телефон

Выписать слова с одной безударной гласной а, с двумя безударными а и т.д.

Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно.

3.Перфокарты. 

Данный учебно-методический материал окажет помощь учителю в осуществлении программированного контроля знаний учащихся с помощью перфокарт – самодельных контрольно-измерительных устройств. Перфокарты являются одним из простейших  средств  программированного обучения и доступны каждому учителю. Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по любой изученной теме.

Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях. И, главное, дает возможность осуществлять на уроке обратную связь. Приведу примеры работы с перфокартами.

Слова

Количество

слогов

Ударные гласные

Количество звуков

Количество букв

роща

Василий

туча

площадь

поля

Определить склонение имён существительных.

У каждого ученика перфокарта, внутрь которой он вставляет половинку листа: ученик отмечает нужное склонение.

I вариант

склонение

II вариант

склонение

   №

слова

1

2

3

 слова

1

2

3

1

2

3

4

5

6

м…дведь

м…тель

праз…ник

д…ревня

ж…знь

р…бина

          1

      2

      3

      4

      5

      6

п…ртфель

л…нейка

пл…щадка

площ…дь

оз…ро

ноч…

Например, работая над существительным медведь, дети определяют, что оно  2-го скл., делают пометку во втором кружочке вертикального ряда 1-й строки и т.д. После того как листочки собраны, ученики получают задание списать данные существительные в тетради, вставить пропущенные орфограммы.

Выполняя эту работу, дети за короткое время успевают определить склонение имён существительных, повторить правописание безударных гласных и гласных после шипящих (жизнь, площадь).

Определить падеж имён существительных.

На доске обозначены падежи:  

           1   2   3   4   5

           р   д   в   т   п

               Слова

        Падеж

              Слова

        Падеж        

I       на полян…

II     у дедушк…

III    в магазин…

IV    к постел…

V     из маши…

VI    под яблон…

   

I       на крыш…

II     у сестр…

III    в школ…

IV    к машин…

V     из сумк…

VI    под берёз…

        

В первом ряду под цифрой 5 предложный падеж,  во 2-м ряду под цифрой 1 – родительный падеж и т.д. Пока учитель проверяет, дети списывают слова в тетради, вставляют пропущенные окончания, подбирают к существительным имена прилагательные. При выполнении данной работы учащиеся повторяют правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.

Таким же образом можно работать с безударными гласными, звонкими, глухими и непроизносимыми согласными.

Данные перфокарты не единственные, существует большое количество разнообразных как по форме, так и по содержанию, перфокарт. Они помогают проводить интересную работу по предупреждению орфографических ошибок.

Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий,  достаточно прочного закрепления теории на практике. Идёт подготовка детей к сдаче ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Игры и упражнения тренировочного характера, воздействующих на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Упражнения расчитаны на решение задач интелл...

Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Методическая тема.Использование элементов фольклора на уроках русского языка и литературного чтения.

Этот материал поможет разнообразить уроки русского языка и литературного чтения....

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...

Элементы логоритмики на уроках русского языка и литературного чтения

В материале рассказывается что такое логоримика, каково её значение на уроках в начальной школе. Здесь вы сможете познакомиться с различными упражениями, которые можно использовать на уроках....

Элементы краеведения на уроках русского языка и литературы

Умелое сочетание программного и краеведческого материала на уроках русского языка и литературы способствует воспитанию национального самосознания, любви и уважения к  языку....