Метапредметный урок "Знающее незнание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чернышева Ирина Витальевна

метапредметный урок по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: 

Чернышева Ирина Витальевна

Место работы, должность: 

МОУ Иванковская СОШ

Класс: 

3 класс

Предмет: 

Русский язык

Краткое описание: 

Урок «открытия» нового знания

Метапредметная тема: « Знающее незнание»

Цели урока:

-формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.

-Развивать умения обучающихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах, группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки, выводы; систематизировать материал в кластер.

-Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Предметная тема: «Понятие о глаголе, как части речи. Роль глаголов в речи и в предложении»

Цели урока:

- Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи.

- Формировать умение обучающихся употреблять в речи глаголы, разбирать предложение по членам.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации

 

Слайд 1-6

 (Учитель читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина)

Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

- Так показывает свою любовь к весне И.С.Никитин.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

 - Природа просыпается, оживает, ведь весна –

это жизнь, движение, действие.

А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?

- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!

 

 

 

 

 

(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)

 Ответы детей.

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Л) – самоопределение

(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

 

- Ребята, какие части речи мы изучили?

-Вспомните,  алгоритм  изучения  части речи?

Алгоритм изучения части речи  (на доске)

1.Часть речи.

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?  

4.Роль  в речи.

5.Каким членом предложения чаще всего бывает?

6.Как изменяется?

Этот алгоритм подойдёт для изучения глагола?

Вспомните, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…»

Я знал(а)

Я узнал(а)

Хочу узнать

1. На какие вопросы отвечает глагол? ______

2. Что обозначает глагол?   ______

3.Роль глаголов в речи. ______

4.Роль глаголов в предложении. _______

5.Как изменяются глаголы?

______

 

 

Обозначения:

«+» - знаю.

«-» - не знаю.

Слайд 7

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.

Слайд 8

 

 Ответы детей

 

 

 

 Ответы детей.

 

Объединяются в пары, обсуждают  и заполняют первую колонку таблицы.

 

 

 

 

 

Одна-две пары зачитывают информацию.

Формулируют тему и цель урока.

Тема урока: Понятие о глаголе, как части речи. Роль глаголов в речи и в предложении.

Цель: Совершенствовать навык распознавания и использования глаголов в  речи.

(Р) – выполнение пробного учебного действия

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели

(К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

III. Открытие нового знания.

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения

 

Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией

 (Задание для 1 группы)

1. Прочитай информационный текст. 

- Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

- Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Сформулируй правило:

Глагол – это  _______________________,

которая обозначает  _______________.

Глаголы отвечают на вопросы:

_______________________________________.

3. Проверь себя (стр. 69 учебника).

 (Задание для 2 группы)

Найди и запиши глаголы.

(Задание для 3 группы)

1. Прочитай тексты и сравни их.

  Жаркое утро. Порт на берегу моря. Величественные громады пароходов. Толпы пассажиров. Носильщики с тележками, продавцы фруктов и мороженого.

  Наступило жаркое утро. В порту величественно замерли громады пароходов. Повсюду толпятся пассажиры. Снуют носильщики с тележками, кричат продавцы фруктов и мороженого.

2. Ответь на вопросы.

-Какой из текстов можно считать неподвижным?

-Почему неподвижная картинка ожила и зазвучала?

-С помощью какой части речи это произошло?

(Задание для 4 группы)

- Прочитай предложение.

Гром грохочет, ворчит, встряхивает землю.

-Подчеркни главные члены предложения.

-Обозначь части речи.

-Каким членом предложения является глагол?

- Чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер (зафиксируем сделанные вами выводы)

Слайд 9

IV. Физкультминутка

Объединяются в группы и выполняют задания.

 

.

Отчет групп.

(П) – анализ, сравнение, обобщение

(П) – смысловое чтение

 (П) – моделирование

(К) – постановка вопросов

(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р) – планирование, прогнозирование.

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

V. Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

  

Работают в парах. Составляют кластер. (заполняют вторую колонку таблицы)

Делают вывод.

 

1.Тетрадь на печатной основе

Упр.121, стр.40

 2. С.р.

Упр. 524 стр.70  (с комментированием)

3. Тест

 (П) – умение структурировать знания

(П) – использование знаково-символических средств

 (П) – выполнение действий по алгоритму

 (К) – управление поведением партнёра

(К) – планирование учебного сотрудничества

(Р) – контроль, оценка, коррекция

(Р) – осознание качества и уровня усвоения

(Л) – осознание ответственности за общее дело

VI. Рефлексия (Итог урока)

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности.

 .

 

 

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Слайд 11

 

VII. Домашнее задание:

Слайд 12

- выучить материал по кластеру.

-выписать глаголы из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

(П) – рефлексия способов и условий действия

(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений

           

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс

Слайд 7

знаем хотим узнать узнали На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает глагол? Роль глаголов в речи и в предложении

Слайд 8

Тема урока: «Понятие о глаголе, как части речи. Роль глаголов в речи и в предложении»

Слайд 9

Глагол передаёт движение… сказуемое отвечает на вопросы что делает? -ют? обозначает действие предмета Часть речи

Слайд 11

знаем хотим узнать узнали На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает глагол? Роль глаголов в речи и в предложении

Слайд 12

-На уроке я научился… -Мне понравилось… -Самое трудное на уроке…

Слайд 13

Домашнее задание. - выучить материал по кластеру. -выписать глаголы из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система оценки достижений метапредметных результатов»

Освоение способов оценки метапредметных результатов деятельности обучающихся.  Актуализировать знания о метапредметных результатах деятельности.Познакомить с методами оценк...

Метапредметное содержание и метапредметный подход

Презентация на тему "Метапредметное содержание и метапредметный подход"...

Конкурс для педагогов III Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель",V Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель".

Представлен скриншот моего участия в заочных турах III,  V  Московской метапредметной олимпиаде "Московский учитель" 2016 год,2018 год....

«Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов».

laquo;Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов»....

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

laquo;Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»...