Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Местоимение»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Коваленко Наталья Юрьевна

Урок разработан в технологиии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык  2 «А» класс

Тема урока

Место урока по теме

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  Определение местоимения как части речи, его употребление и  значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди  других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики, система голосования

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

                  (Слайд 2)

 - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

-А что такое тайна?

-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

Чистописание:

Мм  ме мы ом им  

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Дают характеристику звукам, обозначаемым данной буквой.

Коммуникативная компетенция

Самоконтроль, самооценка

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

II этап: постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

- Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

Дайте определение каждой части речи. Какое задание нам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Р.бота, д.ждливый, он, п.сать, .прель,  пуш.стая, б.ёт, з.вод, ру..кий, св.тить, я.

- Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

– Значит, какая цель нашего урока.

   Познакомится с новой частью речи

- Верно, мы познакомимся с новой частью речи.

– Какие задачи мы поставим перед собой?

- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Разбить части речи на три столбика и объяснить орфограммы.

У доски работают по 1 ученику, объясняя орфограммы. Остальные – в тетрадях.

- Они не относятся ни к одной из групп.

-Да.

Да.

- Не знаем.

-Узнать, как называется новая часть речи.

(Узнать, что такое местоимение, для чего оно используется, на какие вопросы отвечает)

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Сорганизация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Прочитайте два текста и сравните их.

(Слайд 4)

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема сегодняшнего урока.

Карточку с названием темы урока крепится на доску.

Называет ли предмет, эта часть речи?

- Как  бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

А о нас всех? (мы)

- Про друга ? ( он)

- Про подругу? ( она)

- Про детей ? ( они)

- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

- А к взрослому человеку? (Вы)

Попробуйте сформулировать определение

Что такое местоимение?

Проверим наш вывод с выводом ТЕТУШКИ СОВЫ

с. 101

Текст на слайде и

у детей на парте

- О помидорах.

Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится.

- Он – помидор, они – помидоры.

- Место имени существительного.

- Местоимение.

Не называет предмет, а только указывает на него.

На доске: Я, МЫ, ОН, ОНА,ОНИ,ТЫ,ВЫ

Запись местоимений в тетрадь

Чтение определения учеником

Учебно-познавательная

Вопросительные слова

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то приседаете.

Я, красивый,  друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно,

светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, теплый, он, ветер, они, бегут, она,  кружат, заботливые, мы, пчёлы, раскрылись цветы.

Работа по учебнику.

Упр. 178

Прочитайте первые два предложения. Что нужно сделать, чтобы не было повторов?

Списать предложения под цифрой 1. Заменить где нужно имена существительные местоимениями.

Определите грамматическую основу в каждом предложении.

Чем  в предложении является местоимение?

Домашнее задание №178, оставшиеся предложения.

Проверка.

Подлежащим

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Согласен – не согласен

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: первичная  проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Работа с электронным приложением.

Тема «Местоимение», задание № 3

Учебно-познавательная, коммуникативная

Работа «цепочкой»

Излагает, объясняет учебный материал

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

 организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

 Работа в парах

Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… полезный и имеет приятный  вкус.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Дети выполняют задание в парах.

Проверка по эталону.

С помощью слайда.

Дети поднимают руки.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в парах

Самоконтроль, самооценка

 Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

VII этап: рефлексия 5 мин.

осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали

– Какие части речи заменяет местоимение?

– На какие вопросы отвечает?

– Какое определение вывели?

Тест с помощью системы голосования

  1. Местоимение это часть речи.

          да                нет

2.Местоимения употребляются вместо имен существительных.

         да                нет

  1. Она – это местоимение.

да                нет

  1. Местоимения отвечают на вопрос: Что делать? Что сделать?

да                нет

  1. Местоимения называют предметы.

да                нет

Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

(Слайд 10)

Самооценка с помошью сигнальных кругов.

-Узнали о новой части речи – местоимении.

Работают с пультами системы голосования

Учащиеся показывают сигнальный круг и объясняют, почему они выбрали именно такой цвет.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

муниципального образования Тимашевский район

Открытый урок русского языка  во 2 «А» классе

Тема: «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»

УМК «Школа России»

Учитель: Н.Ю.Коваленко

                                                                        2015г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Местоимение"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Местоимение"...

Презентация урока русского языка в 4 классе по теме " Местоимение"

Презентация содержит схемы - опоры " Местоимение -часть речи", " Написание местоимения с предлогами", индивидуальные задания по вариантам , для работы в группе . Дети сами формулируют тему урока, опре...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Местоимение". УМК "Школа России".

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Местоимение"  может использоваться в рамках освоения любого УМК. Данный урок ознакомления с новым материалом. Презентация поможет  учит...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Местоимение"

Презентация предназначена для изучения темы "Местоимение"....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Местоимение"

Данная презентация предназначена для учащихся ОС "Школа 2100". Урок введения нового знания....

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Местоимение"

Данная разработка поможет в учебном процессе каждому учителю....