Цель: ввести термин «антонимы» Задачи: - Вести наблюдение за словами, имеющими противоположное значение.
- Тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять лексическое значение антонимов;
- Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, память, речь учащихся;
- Воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, доброжелательность.
Планируемые результаты: Предметные: - создать условия для развития у учащихся умения: - использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; - находить слова-антонимы в тексте; - работать со словарем; - осуществлять самоконтроль при списывании посредством орфографического чтения. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе. - Уметь анализировать объекты - Выделять общие признаки - Формулировать понятие - Сравнивать объекты (находить общее и отличия) - Обобщать - Искать информацию в словаре антонимов. - Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Регулятивные УУД - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
| Цель: знакомство с лексико – грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью/неодушевлённостью; Задачи: 1. формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака; 2. развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам; 3.прививать любовь и интерес к родному языку.
Характеристика деятельности учащихся: формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных побуждение к активному включению в различные виды деятельности Формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке формирование осознания смысла своих учебных действий Регулятивные УУД: развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока контроль и оценка своей деятельности на уроке Познавательные УУД: развитие умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение формирование умения осознавать и формулировать проблему Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач развитие умения четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
|
Самоопределение к деятельности - На доске записаны слова. Прочитайте их. Нет ли среди них лишнего? Сильный, мощный, слабый, могучий, здоровый - Почему это слово лишнее? - Как можно назвать одним словом оставшиеся слова? (синонимы) - Как в русском языке можно назвать пару слов СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ? (предположения детей). - Мы встретили затруднение. Как к нему отнесёмся? (затруднение – наш помощник в учении) - Как будем искать выход? (сами) - Давайте проведём минутку чистописания и узнаем, чей ответ верный. - Запишите число, классная работа в тетрадь, расставьте буквы в порядке возрастания, начиная с самой маленькой. Полученное слово запишите на листок в схему. АНТОНИМЫ
Актуализация знаний и фиксация затруднений - Какое слово получилось? - Чьё предположение оказалось верным? - Почему на уроке снова работаем со схемой? (будем записывать только самое главное, её удобно читать) - По какой теме мы уже работали с похожей схемой? (синонимы) - Значит, работать со схемами вы уже умеете. А можете ли вы сказать, что такое антонимы? Похожи ли они на синонимы? Постановка учебной задачи - Какую цель поставим на уроке? (узнать, что такое антонимы и ответить на вопросы схемы) Построение проекта выхода из затруднения - Прочитаем первый вопрос в схеме – ЧТО ЭТО? - Как будем выходить из затруднения? (сами найдём способ выхода из затруднения) - Откройте учебники на стр. 62, сравните картинки по опорным словам. Запишите слова парами. 1 у доски, в паре в тетради
- Какие пары слов получились? Что можно сказать о словах в паре? Похожи они на синонимы? Вывод: слова, противоположные по смыслу Слово АНТОНИМ произошло от древнегреческих слов АНТИ – против и ОНИМ – имя. Слова – неприятели спорят весь день. Один скажет «Солнце», другой скажет «Тень», Один скажет «Близко», другой «Далеко», Один скажет «Низко», другой «Высоко».
- Какой второй вопрос в схеме? НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЮТ? Вывод: на один и тот же - Давайте проверим, сумеете ли вы применить новые знания. Соедините слова антонимы парами на экране. Работать будем в группе. Вспомним правила работы в группе. ! проверка по образцу на листке
ФИЗМИНУТКА «Антонимы» - взгляд вверх (вниз) - наклон влево (вправо) - руки вниз (вверх) - сели (встали) - открыли глазки (закрыли) Первичное закрепление - Проверим ваши умения подбирать антонимы к словам Упр.2 + дополнительно по словарю ГОЛОВА, ЩЕДРЫЙ, РОДИНА Проверка по образцу за доской ( + всё верно, ? – есть ошибки)
Самостоятельная работа - упр.5 отгадайте по 1 загадке. Найдите и выпишите антонимы + дополнительно составьте свою загадку или предложение. - К кому из вас можно обратиться за помощью?
- Проверим: 1. Какие пары антонимов у вас получились? 2. Отгадки 3. Какие загадки или предложения составили? Оценивание (+ -всё верно, ? были ошибки) За творческое задание отдельная отметка. Рефлексия деятельности - Какую цель ставили на уроке? ( узнать, что такое антонимы) - Что узнали об антонимах? - На все вопросы ответили? - Давайте придумаем знак – эмблему к теме нашего урока (день – ночь, чёрное – белое)
- Оценим нашу работу на уроке по «Лесенке успеха» ЗНАЮ УМЕЮ - умение работать со словарём -умение находить антонимы в тексте - умение подбирать антонимы - умение заменять в тексте ДЗ учебник стр.63. Упр.4 - Оценка за урок: ++ 5 +? 4 ?? 3 За творческую работу – 5 или 4
| Самоопределение к деятельности - Запишите число и классную работу в тетрадь. Догадайтесь, какие слова зашифрованы, запишите их в тетрадь. С | Н | О | Р | П | К | У | К | Ф | Е | Г | С | Т | В | Ё | Л | Х | Я | О | В | И | К | Ш | А |
Шифр
Актуализация знаний и фиксация затруднений - Какие слова получились? - Почему я зашифровала эти слова? Прочитайте тему урока в учебнике на стр. 53. - Как вы думаете, эти слова относятся к одуш или неодуш. сущ? - Давайте докажем, что слова снеговик и кукла относятся к неодушевлённым именам существительным. Постановка учебной задачи - Попробуйте сформулировать цель нашего урока. ДОКАЗАТЬ, что слова снеговик и кукла относятся к неодушевлённым существительным. Построение проекта выхода из затруднения - Какие изученные знания нам нужно вспомнить, чтобы достичь цели урока? (Какие имена существительные называются одуш./неодуш.) -Допишите предложения карандашом на карточке, используя слова ОДУШ./НЕОДУШ. - Проверьте себя на стр. 54, прочитав правило.
- Оценим вашу работу на листах самооценки 0 1 2 (0 – оба ответа неверные 1 – один ответ верный 2 – оба ответа верные) - Вы знаете, какие существительные называются одуш. , а какие неодушевлёнными. А умеете ли различать их? Проверим. Выполним упр.2 на стр.54. 1 – выписывает только одуш. сущ 2 – выписывает только неодуш. Сущ - После выполнения работы сверяемся с образцом, оцениваем себя в баллах: 1б. – есть ошибки, 2б. – всё правильно
- Выполним упр. 3 в учебнике. Прочитайте задание. Какие знания нам нужно вспомнить для выполнения упражнения? (знание падежей и падежных вопросов) - Проверим знания при помощи компьютера. Не забудьте оценить себя. 0123456
- Выполним упражнение 3 вместе. Запишем падежи подберём по 2 одуш. и неодуш. существительных. И.п мн.ч (есть) Кто? Что? Р.п мн.ч (нет) Кого? Чего? В. П мн.ч (вижу) Кого? Что? - Понаблюдаем, какие формы падежей совпадают у одуш и неодуш. существительных. Вывод: одуш.сущ В.п мн.ч= Р.п мн.ч неодуш. сущ В.п мн.ч = И.п мн.ч - Просклоняем слова СНЕГОВИК и КУКЛА И.п мн.ч снеговики, куклы Р.п мн.ч снеговиков, кукол В. п мн.ч снеговиков, кукол Вывод: Р.п = В.п, значит, это одуш.сущ. - Подтвердим свой вывод правилом в учебнике на стр. 56. Прочитайте правило про себя.
- Прочитайте правило вслух. Первичное закрепление - Проверьте, слово РОБОТ относится к одуш или неодуш. существительным?
Самостоятельная работа - Проверим ваши умения подбирать одуш и неодуш. сущ. - Допишите предложения, вставляя нужные существительные. На день рождение мне подарили….(одуш) С ветки упала…… (неодуш) Я вышел во двор и увидел….. (неодуш) В коробку положили …… (одуш) В альбоме я нарисовал…… (неодуш)
- Проверим работу, оценим 012345 Рефлексия деятельности - Какую цель ставили на уроке? (Доказать, что слова снеговик и кукла относятся к неодушевлённым существительным) - Правильным оказалось наше предположение? - Какие новые знания получили? (слова одуш – неодуш) - Какие умения проверили? (различать одуш и неодуш. сущ) Оценим свою работу на уроке: 14-15 баллов – 5 11-13 баллов – 4 8 – 10 баллов – 3 ДЗ учебник стр.56 упр. 4 |