"Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Молчанова Ольга Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в

4 классе

Тема: «Личные окончания глаголов

1 и 2 спряжения»

(учитель Молчанова О.Н.)

Тема урока: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»

Цели урока:

Образовательные: 

1.Развивать умения определения спряжений глаголов с ударными          окончаниями.

2.Закреплять навыки учащихся по данной теме.

Развивающие:

  1. Развивать интеллект учащихся.
  2.  Способствовать формированию грамотного письма.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к русским традициям.
  2. Познакомить с историей самовара и чаепития.

  1. Организационный момент.

      У нас сегодня праздник, потому что к нам приехали гости. А гостей встречают с радостью. Давайте постараемся, чтобы эта встреча оставила приятные воспоминания у наших гостей.

      Издавна на Руси гостей угощали чаем. Поэтому сегодня на уроке мы поговорим о традициях чаепития.

     А какое чаепитие без него: Стоит толстячок,

                                                    Подбоченивши бочок,

                                                    Шипит, кипит

                                                    Всем чай пить велит.

(Учитель открывает картинку, на которой нарисован самовар.)

  1. Словарная работа. (на доске написаны слова)

Сам...вар, п...суда, к...стрюля, т...релка.

  • Слово самовар написано наряду с другими словами.
  • Что  у них общего?
  • Но мне кажется, что одно слово лишнее. Докажите.

Записать в тетрадь слово самовар.

Записать на второй строчке словарные слова посуда, тарелка, кастрюля.

(вставить пропущенные гласные, выделить орфограмму)

Ученик читает сообщение о самоваре:

Во всём мире знают русский самовар. А ведь его Родина — город умельцев и мастеров — Тула. Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным.  На Руси делали разные по форме и объёму самовары. Были даже такие, которые вмещали в себя до пяти ведер воды. В каком замечательном месте мы живём. Тульский край — это Родина не только известного во всём мире писателя Л.Н.Толстого, но и самовара.

Учитель рассказывает о музее самоваров г. Тулы.

В городе Туле есть музей самоваров. Там собрана большая коллекция самых разнообразных самоваров.

  • А как вы понимаете слово коллекция?
  • Вот как объясняет значение этого слова Ожегов в своём  «Толковом словаре»
  • Это слово словарное.
  • Объясните орфограммы в этом слове.

Запишите в словарь это слово, разделите его для переноса.

  • Как переносят слова с удвоенными согласными?
  • Составьте предложение со словом коллекция.(устные ответы детей)

3.Работа над предложением.

(запись в тетради)

В музее дети увидели большую коллекцию самоваров.

  • Разберите предложение по членам.
  • Какое это предложение простое или сложное?
  • Почему? (одна основа)
  • Назовите основу.

4.Работа по новому материалу.

Сегодня на уроке мы продолжим работу с глаголами.

Отгадайте, о чём идёт речь?

Интересная часть речи

В русском языке живёт,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам …. глагол.

(Учитель открывает доску, на ней плакат «мальчик-глагол»)

-Расскажите, что вы знаете о глаголе? (по плану)

  1. Время.
  2. Лицо.
  3. Число.
  4. Спряжение (Что такое спряжение?)

5. Работа с глаголами 1 спряжения.

На доске:

Давно на белом свете

Живёт, годами стар,

Поэтами воспетый

Пузатый самовар.

Сиянье излучает

Морозным зимним днём.

Он сердце согревает

Особенным теплом.

  • Выпишите глаголы.
  • Что общего в этих глаголах? Докажите.
  • Какие ещё окончания у глаголов 1 спряжения?
  • Ребята, понравилось вам стихотворение? Чем?
  • Какой волшебной силой обладает наш русский язык! Как много можно выразить нашим языком! Он помог  представить нам самовар живым.
  • А что помогло? (имена прилагательные)

В старину самовар являлся членом каждой семьи, его ласково называли «дедушка» или «Иван Иваныч». Но чай в России появился только в 12 веке. И Родиной этого прекрасного напитка является Китай.

(рассказ ученицы)

Существует легенда, что однажды, за много веков до нашей эры, когда служанка кипятила воду для китайского императора, в сосуд с водой упало несколько листьев с чайного куста. При этом вода потемнела и от неё стал исходить тонкий и приятный аромат. Раствор попробовали и восхитились терпким вкусом, который ранее никто не знал. Император почувствовал себя бодрее. С тех пор зародился обычай пить чай.

  1. Слушание музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» - «Китайский чай»
  2. Работа с глаголами 2 спряжения (Письмо по памяти)

  -    А вот ещё одно стихотворение о пользе чая.

  • Прочитайте, дополняя его подходящими по смыслу глаголами.

(на доске)

Чай вам жажду........

….......,  …........

Он …..... все болезни

Нет напитка вам полезней.

Слова для справок: успокоит, излечит, утолит, ободрит.

  • Расскажите о глаголах, которые вы употребили.
  • Назовите орфограммы.

Письмо по памяти.

Проверка написанного.

Выделить окончания,указать спряжение.

  • Какие ещё окончания относятся ко 2 спряжению?

Учебник — правило.

8.Самостоятельная работа по карточкам (работа в парах)

Из текста можно узнать много интересного про чай. Но для этого нужно из слов каждой строчки составить предложения.

  1. чай, женщины, Собирают, только
  2. женских,рук, Аромат, не портит, чая, запах
  3. издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать
  4. травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю

(Дети читают и устно составляют предложения)

  • Прочитайте всё целиком.
  • Это текст или нет? Докажите.
  • Как на письме оформляется текст?
  • Запишите текст.
  • У глаголов выделите окончания, определите спряжение.

  1. Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

  • Что нового и интересного вы узнали на уроке?
  • Слова какой части речи помогли больше узнать о самоваре и чаепитии?
  • На какие две группы можно поделить глаголы в зависимости от окончаний?
  • Какие глаголы относятся к 1 спряжению и ко 2 спряжению?

Оценки.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...