Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тутаева Елена Александровна

Конспект урока в форме ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных. Закреплять умение различать падежи и склонения существительных.
  2. Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение пользоваться алгоритмом рассуждения, логическое мышление, творческие способности учащихся.
  3. Воспитывать уважение к государственным законам и символике, любовь к Родине, чувство гордости за наше государство.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, тестовые задания для каждого ученика, карточки со словами, музыкальное сопровождение для физминутки; Конституция РФ, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель. - Ребята, раньше 12 декабря был отмечен в календаре красным цветом. Почему? (Выслушиваются предположения учащихся.) Да, действительно - это один из праздничных дней. В этот день наше государство отмечало День конституции. Граждане России праздновали день принятия конституции. (12 декабря 1993года) (Слайд № 2)

- Что же такое конституция? (Сообщения учащихся об истории принятия конституции.)

- Конституция - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий его общественное и государственное устройство, принципы организации законодательной, исполнительной и судебной власти, основные права, свободы и обязанности граждан (Слайд № 3)

- Какие права предоставляет нам Конституция? (Слайд № 4)

2. Словарная работа

- Давайте запишем это важное слово конституция, Синоним- основной закон.( Конституция, основной закон)  Образовано от лат. Concninu tio ( устройство, установление)

Разбор по составу: конститу-ци-я. /-ж. р.,ед.ч.,1скл../

Анализ слова: определить род, число, склонение; выделить орфограммы.    

- Конституция предоставляет гражданам не только разные права, но и налагает на них определенные обязанности. Если же гражданин нарушает законы, то его ждет наказание, а меру наказания определяет суд.

- Сегодня мы с вами побываем в городе Грамматейске. (Слайд № 5) В этом городе тоже есть свои законы, которые все должны соблюдать. Как вы думаете , какой самый главный закон в этом городе? (Грамотное письмо.)

(Учитель "превращается" в судью - надевает мантию и судейскую шапочку)

- И так! Прошу всех встать! Суд идет!

-Оглашаю состав суда:

Главный судья - Учитель (Ф.И.О.)

Адвокат - сильный ученик (Мордвинова Камилла.)

Прокурор - сильный ученик ( Хакимов Владик.)

Свидетели - учащиеся 4 класса.

- Открытое судебное заседание начинается! Прошу всех сесть!

3. Проверка домашней работы

Главный судья.

- Поступило исковое заявление на безударные окончания имен существительных 1,2,3-го склонения - гласные буквы - И, Е. Они обвиняются в том, что пишутся не так, как слышатся, тем самым вводят граждан в заблуждение.

- Так гражданин Грамматейкин, выполняя домашнюю работу,

(Стр.25    упр. 3    .Учебник Е.В.Бунеева4 класс, 2 часть), не справился с заданием, т.к. гласные буквы И, Е, не хотели занимать положенные им места. Предоставляю суду вещественные доказательства: тетрадь ученика. (Слайд № 6) Прошу суд разобраться в данном вопросе и вынести справедливое решение.

Главный судья

- Свидетели, прошу дать ваши показания. (Объяснение написания слов, в которых допущены ошибки).

-В каких падежах были допущены ошибки? /Р.п., П.п,,/

- Почему были допущены эти ошибки?  /  В безударном положении /

4. Повторение пройденного материала

- Свидетели, что необходимо знать, чтобы верно написать безударные окончания имен существительных? (Склонение и падеж имени существительного, слово-помощник.) Все ли окончания требуют проверки? (Нет. Только безударные падежные окончания в родительном, дательном и предложном падежах.)

 -Какое правило надо знать ,чтобы больше не допустить ошибку?

- Прошу свидетелей заполнить карточки свидетельских показаний, а прокурора и адвоката проследить за правильностью их заполнения.

("Свидетели" заполняют тест) (Приложение № 1)

Проверка правильности заполнения тестовых заданий.

- Какие имена существительные относятся к первому склонению?

- Ко второму?         /    Слайд с клонений /

- К третьему?

- В написании, каких окончаний имен существительных можно ошибиться?

(Р п., Д.п., П п.)

- Какие окончания нужно писать у существительных первого склонения в родительном падеже? В дательном падеже? В предложном падеже?

-У существительных второго склонения в предложном падеже? У существительных третьего склонения в родительном падеже? В дательном падеже? В предложном падеже?

\Слайд-таблица \

- Спасибо, свидетели! Вы дали правдивые показания.

5. Упражнение в написании падежных окончаний.

Прокурор.

- Вот видите, как сложно разобраться где И? где Е?

Адвокат.

- Предлагаю проверить правдивость свидетелей на детекторе лжи.

(На столе разложены карточки с именами существительными, в которых пропущены окончания. "Свидетели" поочередно объясняют написание слов, используя алгоритм рассуждения.

а) Определяем склонение существительного;

б) Определяем падеж существительного; называем слово-помощник

в) Выбираем соответствующее окончание.)

На улице,(НА земле)  в доме (В коне), на мест (НАокне)е, от радости(от степи) по тропинке (по луне) , на площади, к птице, в магазине, в лесной чаще, в тетради, по дороге, в портфеле.

Главный судья.

- Спасибо, свидетели. Ваши показания не вызывают сомнения.

- Предлагаю объявить перерыв в судебном заседании. Суд удаляется на совещание. Прошу всех встать!

(Главный судья, прокурор и адвокат покидают класс)

6.Физминутка

(Звучит ритмичная музыка. "Свидетели" повторяют танцевальные движения за заранее подготовленной ученицей.)

7.Творческая работа.

Адвокат.

- Я думаю, что гласные И, Е совершенно не виновны, просто надо уметь определять склонения и правильно подобрать слово-помощник, падеж имен существительных, а еще знать падежные окончания.

Прокурор.

- Я с вами не согласен! Предлагаю свидетелям еще раз дать показания в пользу подсудимых.

Главный судья

- Хорошо! Я согласна.

- В Конституции России сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Это главная мысль Конституции.

Права человека принадлежат каждому из нас с момента рождения. О них говорится в важном международном документе - Всеобщей Декларации прав человека.

Мы говорили, что конституция предоставляет гражданам разные права.

-Прошу предоставить свидетельские показания в письменной форме. Напишите мини-сочинение на тему: "Права граждан России". ( Вступительная часть; 2-3 предложения; вывод: Хорошо ли быть гражданином Российского государства?)

8. Итог урока.

Главный судья

- Благодарю свидетелей за правдивые показания. Спасибо прокурору и адвокату.

- Прошу всех встать!

Оглашаю решение суда.

На основании выше представленных свидетельских показаний и принимая во внимание непреднамеренное введение в заблуждение гражданина Грамматейкина, оправдать гласные И, Е.!

- Желаю жителям города Грамматейска быть внимательными, хорошо знать правила, подружиться с гласными. ИЕ и всегда писать красиво и грамотно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа".

Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику "Зеленина А.М., Хохлова Т.Е." Суть инновации: по листовая структура....

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения...

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Наглядная презентация к уроку русского языка для учащихся 4 классов по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Правила "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Правила помогают учителю при объяснении темы: "Правописание безударных падежных окончпний имён существительных". Таблицы работают по шелчку....

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...