Урок русского языка в первом классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Шиленок Людмила Григорьевна
В разделе представлен урок к теме: Собственные имена. (Продолжение). Цель урока: расширить знания об именах собственных.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_pervom_klasse.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в первом классе.

Тема: Собственные имена. (Продолжение).

Цель: расширить знания об именах собственных.

Задачи:

  1. продолжить знакомство с собственными именами;
  2. учить отличать собственные имена от других слов и писать их с                                          заглавной буквы; расширить представление детей об именах: поговорить о полных, кратких, ласковых именах людей, добрых прозвищах;
  3. развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь;
  4. воспитывать культуру речи, взаимопомощь, сотрудничество, интерес к русской речи.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Повторить правила посадки и гигиены письма.

- На уроке будьте внимательны, активны, помните о культуре речи.

  1. Введение в тему урока.

- Прочитайте название нашего урока, написанного на доске.

- Как думаете: о чем пойдет разговор, узнаете ли вы что-то новое?

- Что вы уже знаете о собственных именах: какие слова-названия к ним относятся? (Названия людей и животных, отвечающие на вопрос Кто?)

- Какие еще слова можно отнести к именам собственным? (Названия рек, стран, городов, деревень, улиц, книг, газет, журналов)

- Как пишутся имена собственные? Может быть, кто-то даже объяснит, и само слово с о б с т в е н н о е?

- Начнем работать, а к концу урока решите, правильно ли вы предположили, что будет на уроке.

  1. Знакомство с новым материалом.

- А сейчас хитрое задание. Откройте с. 26. Что изображено на картинке?

-Назовите слова, к которым можно поставить вопрос кто? что?

- Я буду читать два отрывка, а вы помогайте: хором дочитывайте выделенные слова и наблюдайте за их написанием.

- Как вы считаете, что произошло со словами в двух отрывках?

И Антон это заметил, но он не понял, почему так. А вы можете ему объяснить?

- Кого так могут звать во втором отрывке? (Во втором отрывке слова называют мальчика, поэтому написано с большой буквы.)

- Правильно, среди слов во втором отрывке есть имя мальчика, а есть ласковые прозвища, которыми его называет мама. Эти прозвища, как и имя, - собственные имена. Потому и написаны с большой буквы.

- Что вы узнали?

  1. Освоение написания собственных имен. Составление и запись предложений.

- Какое имя мальчика названо в отрывке? (Петенька)

-Это его ласковое имя

- А как его будет звать учительница? (Петя)

- А когда он станет взрослым, его будут звать полным именем.

- Каким? (Петр)

-Давайте письменно ответим на вопрос: как звали мальчика?

(записав его полное имя, краткое, ласковое)

Прежде, чем начнем писать, подготовим пальчики:

Кто из пальчиков ловчее,

Ручку кто держать умеет,

Пальцы дружно отвечают

Головою все кивают

1,2, 3, 4, 5 – все научимся писать.

- С какой буквы начнутся имена мальчика?

-Потренируемся писать их на первой строке.

(Показ учителем на доске, самостоятельное письмо).

П П Пе

-Кто помнит вопрос и составит ответ?

- Сначала запишем ответ схемой.

_______       _______      ________,   ________,  _________.

-Сколько всего слов? Сколько слов с большой буквы? (Обратить внимание на запятые).

-Впишите слоговые дуги и отметьте «опасные» места.

-Какую работу выполняет ь в первом слове?

 

-При написании слова Петенька можете еще раз посмотреть в книгу.

-Посмотрите на памятки, запишите предложение. Работа будет проходить по рядам. У каждого ряда – свое задание. Первый ряд запишет предложение со словом Петр, второй ряд – со словом Петя, третий – со словом Петенька.

(письмо по памятке 4, 5,6)

С.27, упр. 33.

-Допишите предложение, назвав свое полное имя и краткое. Не забудьте поставить запятую между ними.

- У кого имя одно, запишите только одно.

                Проверка: - Как записали слова?

                                  - Как окончили предложение?

V. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты тихо сесть.

VI. Упражнение в нахождении собственных имен и их правописание. Списывание.

-Откройте с. 28, прочитайте отрывок над первой картинкой и постарайтесь понять, от чьего имени ведется рассказ? (От имени мальчика).

- Что вы узнали об этом мальчике?

- Зачем авторы в начале некоторых слов, в скобках, написали по две буквы? (Чтобы мы подумали)

-Как будем рассуждать, выбирая нужную букву? (Если это имя собственное- большая, не собственное - маленькая).

- А как узнаете, относится ли слово к именам собственным или нет? (подумаем, называет ли оно имя, фамилию, кличку и т.д.)

-Давайте выберем нужные буквы для этих слов.

- Ненужную букву будем зачеркивать карандашом.

-Объясните каждое слово.

- Вам предстоит списать отрывок. Сколько в нем предложений?

- Но оно очень большое, поэтому вы спишите только его часть.

-Карандашом поставьте точку после слов в гостях

- Проверьте, получилась мысль?  

-Подготовьтесь и спишите эту часть предложения.

-Не забудьте поставить точку. (Памятки 1, 5, 6)

- Сколько в предложении слов-помощников?          (с, и, в,) 

- Сколько слов-указателей?               (мы)

Анализ и оценка написанного:

-Если вам понравилось, как вы писали, поставьте + на полях, если нет – то поставьте + под буквами, которые удачно получились.

  1. Упражнения на развитие внимания.
  1. - Подул ветер, слова перемешались, помогите распутать путаницу.

              доктор            Иванушка

              собачка    Ряба

              братец      Айболит

              сестрица   Каштанка

              курочка    Аленушка

- Каком столбике встретились имена собственные?

- Из каких сказок они к нам пришли?

  1. Огорчилась наша света:

- Долго в доме нету Света.

-Что можете сказать об этой записи? Все ли здесь верно? Исправьте ошибки.

Вывод: чтобы не допускать ошибок, нужно внимательно вдумываться в смысл предложений.

  1. Подведение итогов урока.

-Посмотрите снова на тему нашего урока. Правильно ли вы в начале урока предположили, что узнаете что-то новое о собственных именах?

-Что же вам открылось?

- Что общего в написании всех собственных имен?

-Имена человека возникли очень давно. Многие из них пришли в русский язык из других языков. Каждое имя что-то обозначает. На с. 27 приводится небольшой список имен и указано их значение. Если захотите, прочитайте их дома с родителями. Не найдете ли там и свои имена?

- А сейчас выйдут самые активные ребята, которые получили буквы. Сложите слово из этих букв.  (СПАСИБО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в первом классе

урок - путешевствие по королевству Буковки, где встречаются с парными согласными, с королями-весенними месяцами, учатся отгадывать слова, составлять предложения повторяют переносы слов...

Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.

Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...

Урок русского языка в первом классе

Учитель и воспитатель ГПД Морозова Елена ВладимировнаТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. УУД:  ПРЕДМЕТНЫЕ - ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ ПИСАТЬ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУКИ ...

Презентация к уроку русского языка в первом классе на тему: "Ориентировка на страницах прописей " (УМК "Начальная школа 21 века")

Эта презентация для первого урока русского языка в первом классе.  Она поможет детям правильно ориентироваться в прописях....

Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе.

Учебное сотрудничество строится как ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций, точек зрения всех партнёров учебного взаимодействия. Предметом действия учителя является не только сам...