Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний" с тематическим планированием, планируемыми результатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.docx | 64.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по предмету русский язык
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании».
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования».0т 17.12 2010г приказ МО и науки РФ №1897.
- Приказ МО РФ от 31.12.2015г. № 1576 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального образования».
- Положение о рабочей программе по русскому языку. "Приказ ОУ №73 « а» от 21.06.2016г.
- Образовательная программа школы – Протокол педсовета №1 от 28.08.2016г..
- Учебный план ОУ на 2016 – 2017 учебный год. Протокол педсовета №1 от 28.08.2016г..
- Локальный акт школы.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Письмо Минобрнауки России «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология».
Общая характеристика учебного предмета
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
- социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Целью данного комплекта является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности. Система разнообразных заданий реализует ведущие принципы дидактики: сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении при руководящей роли педагога; единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности. Система заданий наглядно демонстрирует формы и способы формирования общеучебные умений, навыков и способов деятельности, определенных в новом государственном стандарте начального общего образования. Наилучшие условия для формирования учебной деятельности предоставляют творческие задания, задания на информационный поиск, дифференцированные задания и интеллектуальный марафон.
Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного учреждения (учебный кабинет, где занимается 3 Б класс, оборудован АРМом: проектором, компьютером) помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только экономят время, но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Русский язык" Желтовской Л.Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4-й класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: обучение грамоте, русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, английский язык, музыка: (сборник). – М.: АСТ: Астрель, 2011). Этот комплект включает в себя учебник и тетради для учеников и методическое пособие для учителей. Авторская программа является одним из звеньев целостной образовательной системы «Планета знаний», которая в полном объеме реализует новый государственный стандарт и воплощает идеи модернизации российского образования, отвечает цели и задачам МОУ. Образовательная программа «Планета знаний» рассчитана на детей с разным уровнем подготовки.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Тематическое планирование реализует предлагаемое программой количество часов на осуществление образования по русскому языку – 170 часов в год. По учебному плану – 5 ч в неделю.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса.
Обучающиеся должны знать:
— названия и основные признаки: а) основных средств языка: слово, предложение, текст; б) значимых частей слов: корень, приставка, суффикс, окончание; в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; г) членов предложения главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);
— правила написания слов (более сложной слоговой структуры): правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных, не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в приставках;
— правила употребления знаков препинания в конце предложения.
Уметь:
— производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;
— различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;
— устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;
— производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
— грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.
Программа также позволяет дать представление о:
— речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми;
— разных типах текста по назначению (рассказываем, описываем, рассуждаем), по стилю (художественное описание, разговорная, научная и деловая речь); по жанру (природная зарисовка, письмо, объявление, ответ на вопрос, пословица, считалка и др.);
— языковых средствах выражения главного смысла в слове, словосочетании, предложении, тексте (корень, главное слово, главные члены предложения, главная часть раскрытия темы, главная мысль);
— изобразительных средствах языка, приемах создания словообраза (описательный оборот, сравнительный оборот, слово с переносным значением);
Сформировать умения:
— уместно и правильно использовать высказывания этикетного характера при разговоре по телефону, при встрече, обращении с просьбой, приглашении;
— воспринимать, излагать содержание прочитанных (услышанных) текстов в 60-75 слов, высказываться самостоятельно на темы, близкие жизненному опыту учащихся (описания цветов, выражение отношения ко времени года, рассказы из жизни животных, повествование о каникулах и пр.).
Характеристика результатов формирования УУД у обучающихся 3 класса по предмету «русский язык»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
- внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
- внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
- чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
- осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
- руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
- следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
- владеть общим способом проверки орфограмм;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, группе;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения программного материала:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
- осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
- говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
- выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
- произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);
- использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию);
- осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Основное содержание программы
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч) Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч):
Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (дели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как Объявление. Загадка. Наблюдение над стилистическими разновидностями речи. Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (30 ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы. Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рису- нок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты). Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по за- головку, по ключевым словам и главным частям текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. В Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение. Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
- осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
- говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
- выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
- произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании - до 35 букв, при свободном письмо до 50 букв и минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (129 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, 3—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( очк-, -ек-, -ик-, -еньк). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении):
Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис (34 ч):
Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Соль словосочетаний в предложениях.
Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства. Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и не- восклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»). Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения. Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация (52 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц. Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей. Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
- дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
- близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование темы контрольного мероприятия | Количество часов | |||||
Всего | Контрольные и словарные диктанты | Изложения | Сочинения | Контрольное списывание | Тестирование | ||
1 | Язык и речь | 25 ч | 1 ч | 1 ч | - | 1 | 1 |
2 | Проводники наших мыслей и чувств | 37 ч | 2 ч | 1 ч | 1 ч | - | |
3 | О главном | 49 ч | 2 ч | 2 ч | - | 1 | |
4 | Конкретизируем значение, распространяем мысль… | 41 ч | 2ч | 1 ч | - | 1 | |
5 | Повторение изученного в 3 классе | 18 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 | |
Итого: | 170 ч | 10 ч | 6 ч | 2 ч | 2 | 3 |
Типология уроков.
Урок «открытия» новых знаний.
Урок рефлексия.
Урок общеметодологической направленности.
Урок развивающего контроля.
Виды и формы контроля.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное списывание.
Контрольный диктант дается после изучения большой орфографической темы (для выявления уровня сформированности орфографических навыков) либо в конце четверти для подведения итогов учебного периода. Объем контрольных диктантов 30-40 слов.
Словарный диктант позволяет проверить усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами, «слов из словаря».
Тренировочный словарный диктант может проводиться 1-2 раза в месяц. Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку усвоения изученных ранее словарных слов.
Контрольный словарный диктант включает в себя 15 словарных слов по выбору учителя из изученных на данный момент и проводится 3 раза в год: в начале учебного года для проверки остаточных знаний слов с непроверяемыми написаниями, изученными во втором классе (10-15 слов), а также в конце каждого полугодия для проверки усвоения обязательных к изучению в третьем классе слов.
Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах (словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование), по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.
Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа.
Программа 3 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом, состоящим из следующих компонентов:
1. Желтовская, Л. Я. Русский язык : учебник для 3 кл. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
2. Желтовская, Л. Я. Русский язык : 3 кл. : рабочая тетрадь : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
3. Желтовская, Л. Я. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» : метод. пособие / Л. Я. Желтовская. – М. : АСТ : Астрель, 2009.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во | |
1 | 2 | 3 | |
Язык и речь (25 ч) | |||
1 | Речь устная и письменная | 1 | |
2 | Речь устная и письменная | 1 | |
3 | Речевые действия | 1 | |
4 | Речевые действия | 1 | |
5 | Входной диктант «Осень» | 1 | |
6 | Работа над ошибками | 1 | |
7 | Правила записи слов. Безударные гласные | 1 | |
8 | Правила записи слов. Парные согласные. Непроизносимые согласные | 1 | |
9 | Правила записи слов. Твердые и мягкие согласные | 1 | |
10 | Большая буква в именах собственных | 1 | |
11 | Слово и его значение, значимые части слова | 1 | |
12 | Слово и его значение, значимые части слова | 1 | |
13 | Слово и его значение, значимые части слова | 1 | |
14 | Повторение по теме «Слово и его значение, значимые части слова». Тест. | 1 | |
15 | Слово в предложении и тексте | 1 | |
16 | Слово в предложении и тексте | 1 | |
17 | Повторение по теме «Словарные слова». Словарный диктант. | 1 | |
18 | Повторение по теме «Орфограммы в корне слова» | 1 | |
19 | Школа грамотея. Списывание слов без пропусков, замен, искажений букв. Контрольное списывание. | 1 | |
20 | Школа грамотея. Обнаружение орфограммы, определение их места в слове. | 1 | |
21 | Школа грамотея. Подбор проверочных слов для проверки орфограмм в корне слова и выбор нужной буквы. | 1 | |
22-23 | Мастерская слова. Учимся воспроизводить текст (описание) с прогнозированием его содержания. | 2 | |
24 | Изложение «Красавица рябина» | 1 | |
25 | Анализ и редактирование изложения. 1 | ||
Проводники наших мыслей и чувств (37 ч) | |||
26 | Слово. Предложение. Текст | 1 | |
27-28 | Слово и словосочетание | 2 | |
29 | Части речи. | 1 | |
30 | Род имен существительных. | 1 | |
31 | Род имен существительных. | 1 | |
32 | Контрольный диктант за I четверть с грамматическим заданием. Летний денёк | 1 | |
33 | Работа над ошибками. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. | 1 | |
34 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. | 1 | |
35 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | |
36 | Связь частей речи в словосочетаниях. | 1 | |
37 | Устойчивые сочетания слов. | 1 | |
38 | Предложение. | 1 | |
39 | Вопросительные и повествовательные предложения. | 1 | |
40 | Употребление отрицательной частицы не. | 1 | |
41 | Побудительные предложения. | 1 | |
42 | Восклицательные предложения. | 1 | |
43 | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | |
44 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Язык и речь» Зимние забавы. | 1 | |
45 | Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | |
46 | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | |
47 | Текст. | 1 | |
48 | Повествование. Описание. Рассуждение. | 1 | |
49 | Повествование. Описание. Рассуждение. | 1 | |
50 | Повторение по теме «Проводники наших мыслей и чувств». | 1 | |
51 | Повторение по теме «Проводники наших мыслей и чувств». | 1 | |
52 | Школа грамотея. Определение рода имени существительного, употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. | 1 | |
53 | Школа грамотея. Употребление частицы не со словами. Постановка в предложениях знаков препинания. | 1 | |
54 | Мастерская слова. Учимся излагать (воспроизводить) содержание текста. | 1 | |
55 | Изложение «Долгожданная зима». | 1 | |
56 | Анализ и редактирование изложения. | 1 | |
57 | Мастерская слова. Учимся излагать свои мысли, чувства, создавая тексты. | 1 | |
58 | Сочинение «Первый снег». | 1 | |
59 | Анализ и редактирование сочинения. | 1 | |
60 | Проектная деятельность. Плакат «Подкормите птиц зимой!». | 1 | |
61 | Проектная деятельность. Художественный журнал класса. | 1 | |
62 | Проектная деятельность. Художественный журнал класса | 1 | |
О главном…(49ч) | |||
63 | Главные части в средствах языка | 1 | |
64 | Корень – главная значимая часть слова. | 1 | |
65 | Правописание корня. | 1 | |
66 | Правописание корня.. | 1 | |
67 | Если в корне две безударные гласные… | 1 | |
68 | Если в корне две безударные гласные… | 1 | |
69 | Если в корне две безударные гласные… | 1 | |
70 | Контрольный диктант за II четверть с грамматическим заданием. Пришла зима. | 1 | |
71 | Работа над ошибками. | 1 | |
72 | Если в корне две безударные гласные… | 1 | |
73 | Главное слово в словосочетании. | 1 | |
74 | Главные члены предложения. | 1 | |
75 | Главные члены предложения. | 1 | |
76 | Главные члены предложения. Проверочное тестирование. | 1 | |
77 | Анализ и работа над ошибками. Главные члены предложения. | 1 | |
78 | Главная (основная) мысль текста. | 1 | |
79 | Главная (основная) мысль текста. | 1 | |
80-81 | Главная (основная) мысль текста. | 2 | |
82 | Повторение по теме «О главном…». | 1 | |
83 | Повторение по теме «О главном…» | 1 | |
84 | Школа грамотея. Учимся писать словарные слова. | 1 | |
85 | Школа грамотея. Учимся писать слова с безударными гласными. | 1 | |
86 | Мастерская слова. Учимся воспроизводить и создавать тексты. | 1 | |
87 | Изложение «Инструкция изготовления елочной игрушки». | 1 | |
88 | Анализ и редактирование изложения. | 1 | |
89 | Главные части слова и словосочетания. | 1 | |
90 | «Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения. | 1 | |
91-92 | Подлежащее. Употребление личных местоимений | 2 | |
93 | Подлежащее. Употребление личных местоимений. | 1 | |
94 | Сказуемое. Употребление форм глагола. | 1 | |
95 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | 1 | |
96 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | 1 | |
97 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | 1 | |
98 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | 1 | |
99 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | 1 | |
100 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого. | 1 | |
101 | Главная (основная) мысль текста. | 1 | |
102 | Диктант с грамматическим заданием по теме «О главном...». Зимняя ночь. | 1 | |
103 | Работа над ошибками. | 1 | |
104 | Повторение по теме «О главном…» | 1 | |
105 | Повторение по теме «О главном…» | 1 | |
106 | Школа грамотея. Выделение корня слова, нахождение в нём орфограммы, определение её типа, правильный выбор буквы в его значение. | 1 | |
107 | Школа грамотея. Построение предложений по цели высказывания | 1 | |
108 | Мастерская слова. Учимся воспроизводить и создавать тексты. | 1 | |
109 | Мастерская слова. Учимся воспроизводить и создавать тексты. | 1 | |
110 | Изложение «Подкормим пернатых друзей». | 1 | |
111 | Анализ и редактирование изложения. | ||
Конкретизируем значение, распространяем мысль… (41 ч) | |||
112 | Конкретизируем значение, распространяем мысль... | 1 | |
113 | Роль приставок и суффиксов в словах. | 1 | |
114 | Роль приставок и суффиксов в словах. | 1 | |
115 | Употребление и правописание слов с приставками. Правописание приставок и предлогов. | 1 | |
116 | Употребление и правописание слов с приставками. Правописание приставок и предлогов. | 1 | |
117 | Употребление и правописание слов с приставками. Правописание приставок и предлогов. | 1 | |
118 | Правописание гласных в приставках. | 1 | |
119 | Правописание гласных в приставках. | 1 | |
120 | Правописание согласных в приставках. | 1 | |
121 | Правописание согласных в приставках. | 1 | |
122 | Употребление разделительного твердого знака после приставок. | 1 | |
123 | Употребление разделительного твердого знака после приставок. | 1 | |
124 | Употребление разделительного твердого знака после приставок. | 1 | |
125 | Правописание слов с приставками. | 1 | |
126 | Употребление слов с суффиксами. | 1 | |
127 | Употребление слов с суффиксами. | 1 | |
128 | Контрольный диктант за III четверть. Праздник леса. | 1 | |
129 | Работа над ошибками. Назначение зависимого слова в словосочетании. | 1 | |
130 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений. | 1 | |
131 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений. | 1 | |
132 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений. | 1 | |
133 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений. | 1 | |
134 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений. | 1 | |
135 | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |
136 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |
137 | Второстепенные члены предложения. Анализ (разбор) простого предложения. | 1 | |
138 | Второстепенные члены предложения. Анализ (разбор) простого предложения. | 1 | |
139 | Развиваем главные мысли в текстах. | 1 | |
140 | Мастерская слова. Учимся воспроизводить и создавать тексты. | 1 | |
141 | Изложение «Март в лесу». | 1 | |
142 | Анализ и редактирование изложения. | 1 | |
143 | Повторение по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль…» | 1 | |
144 | Школа грамотея. | 1 | |
145 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль…» Весеннее утро. | 1 | |
146 | Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся определять падежные и родовые окончания имен прилагательных по окончаниям вопросов | 1 | |
147 | Контрольное списывание. | 1 | |
148 | Анализ и коррекция контрольного списывания. | ||
149 | Проектная деятельность. Художественный журнал класса «Наш край!». | 1 | |
150 | Проектная деятельность. Сборник упражнений и заданий для решения орфографических задач. | 1 | |
151 | Проектная деятельность. Сборник упражнений и заданий для решения орфографических задач. | 1 | |
152 | Проектная деятельность. Сборник упражнений и заданий для решения орфографических задач. | 1 | |
Повторение изученного материала (18 ч) | |||
153 | Средства языка и их анализ. | 1 | |
154 | Называем... Слово и словосочетание. | 1 | |
155 | Слово как часть речи. | 1 | |
156 | Слово как часть речи. | 1 | |
157 | Правописание слов | 1 | |
158 | Правописание слов. Проверочный тест. | 1 | |
159 | Правописание слов. | 1 | |
160 | Словарный диктант. Правописание слов. | 1 | |
161 162 163 | Выражаем мысли и чувства... Предложение. Текст | 3 | |
164 | Итоговый диктант с грамматическим заданием. Наш лес. | 1 | |
165 | Работа над ошибками. | 1 | |
166 | Изложение «Любопытные». | 1 | |
167 | Анализ и редактирование изложения. | 1 | |
168 | Школа грамотея. Анализ и разбор. | 1 | |
169 | Мастерская слова. Учимся создавать тексты. Сочинение | 1 | |
170 | Анализ и коррекция сочинения. Обобщение и повторение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...
рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...
Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...