КВН по русскому языку в 3-м классе
классный час по русскому языку (3 класс) на тему
цель мероприятия: углбление и закрепление знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku_v_3.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку в 3-м классе
1.Оформление.
В классе вывешены плакаты:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
2. Вступление.
Ведущий: Язык, на котором мы разговариваем, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.
3. Приветствие команд (участвуют три команды).
Все ученики:
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
1-я команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда:
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3-я команда:
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
4. Все участники поют песню о КВН (на мелодию песни “Улыбка” композитора В. Шаинского).
Любит КВН наш дружный класс,
и объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
провести удачно бой,
чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
5. Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы:
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.
6. Болельщики приветствуют команды:
За команду мы “болеем”
И друзьям помочь сумеем!
7. Разминка “Угадай название команды”
(сообщает капитан каждой команды)
Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
Название нашей команды обозначает название действий предмета , отвечает на вопрос что делает?, а в предложении бывает сказуемым.
Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, а в предложении бывает второстепенным членом.
8. Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:
Какое название имеет каждая команда?
Какие части речи вы знаете?
Какая часть речи не изменяется?
9. Домашнее задание (капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило, и передает его жюри).
10. Конкурс капитанов.
Задание: определить часть речи (по одному предложению).
Посадила мама в печь пироги с капустой печь .
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
11. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать загадку и определить часть речи.
Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретает. ( Школа)
Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы проливает. Дети их читают и стирают. ( Мел)
Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. ( Дверь)
12. Конкурс команд: “Слово-змейка”.
(Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 мин записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь, деревня…)
13. Конкурс болельщиков.
“Учимся писать стихи”. ( Участникам предлагаются опорные слова- рифмы, которые помогают им сочинить четверостишие: щенка –пока, помогите- найдите.)
Четверостишие должно начинаться примерно так:
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока,
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
14. Конкурс капитанов “Вспомни правило любви и примером докажи”.
(Капитанам предлагается за 1 – 2 мин написать на доске слова на изученные правила и объяснить их написание.)
15. Конкурс болельщиков. Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми:
Рукой подать. (Близко).
Через час по чайной ложке.(Медленно).
Морочишь голову.(Обманываешь).
Во весь дух.(Быстро).
Склонять по падежам.(Ругать).
Засучив рукава.(Хорошо работать).
Опустив рукава. (Работать плохо).
Прикусить язык.(Замолчать).
Ни пуха, ни пера.(Пожелать удачи).
16. Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки).
В это же время команды показывают инсценировку по стихотворению С. Маршака “ Знаки препинания”. У учащихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания.
Чтец:
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Вбегает восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Чтец:
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Входит вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец:
Явились запятые,
Девицы завитые.
Входят запятые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые:
Мы особы занятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Входит точка с запятой.
Точка с запятой:
Если нет над вами точки,
Запятая — знак пустой.
Чтец:
Прискакало двоеточие,
Прискакало многоточие…
Появляются двоеточие и многоточие.
Двоеточие:
Нет, постой!
Я важнее запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Чтец:
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие:
Если вам угодно знать,
Я важней, чем и прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Чтец:
Вопросительный знак
Удивился.
Вопросительный знак.
- То есть как?
Чтец:
Восклицательный знак
Возмутился.
Восклицательный знак.
- То есть как?
Чтец:
И сказала точка,
Точка – одиночка.
Точка:
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
17. Конкурс капитанов.
Задание: раскрыть скобки в предложениях:
Язык (до) Киева (до) ведёт.
Хорошее слово (до) сердца (до) идёт.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
18. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать слова.
Для 1-й команды : его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.
Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
Для 3-команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.
19. Конкурс для команд “Можем мы диктант писать на “4” и на “5”.
(Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри.)
Текст диктанта.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода. Русский язык помогает нам дружить.
20. Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант).
Задание: найти слова, которые спрягались.
Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.
21. Жюри объявляет счёт.
22. Ведущий подводит итоги соревнования.
23. Награждение участников.
24. Участники КВН исполняют песню “Серьёзный разговор” (муз. Н.Прокудина, слова О. Высотской).
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ.
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом !
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
( Сабир Абдулма)
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы собрались на наш первый КВН, КВН по русскому языку. Русский язык – наш родной язык:, язык на котором мы сказали первое в своей жизни слово:, язык, на котором мы услышали первое слово одобрения в свой адрес. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. А как труден он, как тяжело даётся изучение правил, частей речи…. И всё же ( Чтение эпиграфа ). Итак, мы начинаем наш КВН !
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД:
1 команда :Мы весёлые ребята ,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
2 команда: Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
ПЕСНЯ О КВН ( на мелодию « Улыбка»).
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
1.РАЗМИНКА. Каждая из команд должна отгадать название команды соперника. Команда соперника даёт подсказки.
1 команда – « ПРЕДЛОГИ» : Мы являемся служебной частью слова, но не отвечаем ни на один вопрос.
2 команда: - « ПРИСТАВКА»: Мы являемся частью слова, служим для образования новых слов и можем образовать слова противоположные по смыслу.
2.ОТГАДАЙ СЛОВО:
1. Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То , что не раз едали вы. ( пироги )
2. Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове « дневник»,
Целым же - в космос проник. ( спутник)
3. Его корень в слове « вязать»,
Приставка в слове « замолчать»,
Суффикс в слове « сказка»,
Окончание в слове « рыба» ( завязка)
4.Его корень в слове « снежинка»,
Приставка в слове « подъехали»,
Суффикс в слове « лесник»,
Окончание в слове « ученик» . ( подснежники )
3.ГДЕ ПРЕДЛОГ, А ГДЕ ПРИСТАВКА ?:
- Язык ( до)Киева (до)ведёт.
- Хорошее слово ( до) сердца ( до) йдёт.
- ( С) горы ( с) бежал поток проворный.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ: отгадать загадку и определить часть речи.
- Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. ( Школа)
- Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. ( Школьный звонок)
- На ноге стоит одной,
Крутит вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. ( Глобус)
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КОМАНДЫ « ПРИСТАВКА»:
Приставки пиши слитно!
Вот приставка подошла –
Пишите её слитно!
Её от корня отделять
Ребятам очень стыдно.
Приставка корень любит
И хочет с ним дружить,
Поэтому приставку
Нельзя нам отделить.
Но двоечники – дети
Приставку наказали,
Из беленькой тетради
Они её прогнали.
Но вот пришёл учитель
И приставку – хвать!
И снова разрешил ей
В тетрадочках гулять.
Устроила приставка
Праздник с угощением,
Пригласила суффиксы
Отметить возвращение.
5.Я ЗНАЮ ЧАСТИ РЕЧИ :
Команды: Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Болельщики:1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
2. Снежное покрывало всё поле покрывало.
3. Ведро дало течь, и вода стала течь.
6.СЛОВО – ЗМЕЙКА.
За 3 минуты записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. Можно использовать только словарные слова. Например: адрес, салют, тетрадь и т.д.
1 команда: портфель
2 команда: билет
7.КОНКУРС КАПИТАНОВ: ГОВОРЮ КРАТКО .
Замени выражения одним глаголом. Например : « В час по чайной ложке» - медленно.
Клевать носом - ( дремать )
Зарубить на носу ( запомнить)
Чесать языки - ( болтать )
Дать стрекача - ( убегать)
Ломать голову - ( думать).
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КОМАНДЫ « ПРЕДЛОГ».
Весёлые предлоги.
Среди скал в большой берлоге
Жили важные предлоги-
В, К, На, По – много их
Очень нужных и смешных.
Все предлоги одиноки,
И, хотя живут в берлоге
Вроде бы большой семьёй,
Каждый занят сам собой.
А слова, слова, слова
Бегают все у берлоги
И кричат: « Эй вы, предлоги !
Выходите на дорогу!
Мы без вас не можем жить,
Нам так хочется дружить !»
« Что за глупые слова!» -
Ворчит По. Он голова!
Понимает По, что дружба
Плохо им сослужит службу.
« По» плюс « сох» - ох, ох, ох !
Получается « посох».
Нет, дружить так смысла нет.
Но что делать ? Где ответ ?
Как же постараться,
Чтобы не сливаться,
Чтобы весело дружить
И друг с другом не тужить ?!
Вдруг откуда не возьмись
Бабочка вспорхнула
И предлоги и слова
Вмиг перевернула.
По стал По, соха – сохою.
Вместе с бабочкой большою
Весело порхают,
Свой место знают.
« По большой сохе» - прекрасно !
Вcё спокойно и так ясно,
Что слова и все предлоги
Уж теперь не недотроги.
9.НАЙДИ ПРЕДЛОГ.
Вставить в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:
Я_______ утра ________ лесу гуляю, ( с, в)
_________ росы я весь промок. ( от)
Но зато теперь я знаю
____ берёзку и _________ мох, ( про)
_______ малину, ежевику, ( про)
______ ежа и _____ ежиху, (про)
_______- которой ____ ежат ( у, за)
Все иголочки дрожат.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ: найдите общее начало для слова : - ТИК.
10. МОЖЕМ МЫ ДИКТАНТ ПИСАТЬ НА « 4» И НА «5».
В конкурсе принимают участие все члены команд. Каждый участник пишет по одному предложению и передаёт ручку другому игроку. Пишут сразу две команды.
1. Русский язык.
2. Я люблю уроки русского языка.
3. На этих уроках мы учимся грамотно писать.
4. Учимся понимать силу и красоту русского языка.
5. Теплотой веет от близких с детства слов.
6. Русский язык помогает нам дружить.
7. Это великий, могучий и красивый язык.
8. Учите русский язык усердно.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Путём перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово- имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
- Охра + под = ( пароход)
- Кит + рана = ( картина)
- Ров + поза = ( паровоз)
- Лик + пена = (пеликан)
- Иск + том = ( москит)
- Кожа + ворон = ( жаворонок)
ВЕДУЩИЙ: А сейчас объявляется окончательный счёт нашей игры.
Проводятся поздравления, вручение призов.
ВЕДУЩИЙ: Наш КВН подошёл к концу. Напоследок послушайте стихотворение о грамматике О.Высотской
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая !
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё !
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить !
Отправляя поздравленья,
Помни правильно склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи !
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков !
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников !
Люблю тебя ,грамматика !
Ты умная и строгая.
Тебя , моя грамматика,
Осилю понемногу я !
КВН по русскому языку-3 класс.
Тема: Повторение изученного за год.
Цель: проверить усвоение знаний о частях речи, уметь их различать. Определять падеж и падежные окончания, закреплять знания о главных членах предложения. Уметь различать приставки и предлоги, определять склонение, правильно ставить ударение, закреплять знания о составе слова и родственных словах.
Оборудование: карточки с заданиями, фишки ( оцениваются правильные ответы), эмблемы команд.
Класс делится на 2 команды. Каждой команде дается домашнее задание- придумать название команды ( название должно быть связано с русским языком), девиз, эмблему, повторить правила по теме « Части речи», « Состав слова». Оценивает знание жюри ( учителя, или ученики старших классов), каждой команде выбрать капитана.
1 конкурс « Приветствие».
Команда №1- « Предложение».
Чтобы с другом поделиться
Радостью какой
Ты слова для восхищенья
В предложение построй.
Команда №2- « Слово».
Слова, слова, слова…
Язык- и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире-
Море слов- купаться ежечасно!
2 конкурс « Внимательных».
Учитель по очереди каждой команде задает вопросы.
Вопросы команде «Предложение».
1. Какие бывают предложения по цели высказывания?
2. Может ли повествовательное предложение быть восклицательным? ( приведите примеры).
3. Что такое предлог?
4. Какое окончание имеют существительные первого склонения в Р.п.?
5. Что общего между приставкой и суффиксом?
6. Как проверить безударные гласные?
7. Как в предложении отличить И.п. от В.п.?
8. Что такое однородные члены предложения?
Вопросы команде « Слово».
1. Какие слова называются родственными?
2. Из каких частей может состоять слово? ( приведите пример)
3. Где пишется приставка?
4. Как отличить предлог от приставки?
5. К какой части речи нельзя поставить вопрос?
6. Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в Р.п ед.ч.?
7. Когда пишется ь (разделительный)?
8. Назовите из каких частей состоит слово?
3 конкурс « Домашнее задание».
Вопрос команде « Предложение» :
Составить и записать предложение. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
: Что такое подлежащее? Что оно обозначает?
Вопрос команде « Слово»: записать слово, подобрать к нему однокоренные слова, разобрать их по составу.
- Что такое корень? Что такое приставка? Для чего служит приставка? Что такое суффикс? Для чего служит? Что такое окончание? Для чего служит?
4 конкурс « Знатоков».
Поставить окончания в предложении, определить падеж.( от каждой команды выходит один человек).
« Предложение»
Воля птичк…, дороже золотой клетк…
« Слово».
Дали ему в чашк… толоконной кашк…, а он не хочет.
Подобрать из данных слов родственные слова.
« Предложение»- к слову вода. « Слово»-к слову водить.
Водичка, завод, водитель, громоотвод, водопой, водоворот, наводчик, водник, заводной, водокачка, водоросль, водолаз, вводный.
5 конкурс « Капитанов».
Даны предложения, в которых подчеркнуты главные и второстепенные члены предложения. Ребята должны исправить ошибку и доказать почему предложение разобрано неверно.
Команда « Предложение».
Мелкие букашки запрятались от холода под корой.
Команда « Слово».
Лесная поляна покрыта пушистым снегом.
Определить части речи:
Команда « Предложение»
Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.
Команда « Слово».
Белое покрывало, снегом землю покрывало.
Пока капитаны команд выполняют задание, командам дается задание.
Поставить знак ударении.
« Предложение» « Слово»
Понял, километр чистильщик, свекла
Центнер, стаканы банты, повторим
Щавель, шофер, столяр добыча, документ, заморозки.
6 конкурс « Зорких».
Найти слова, которые спрятались в другие слова, определить склонение.
« Предложение» « Слово»
Хлев столб
Коса укол
Щель удочка
Зубр точки.
Рекламная пауза.
« Сказка о падеже»
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать его Именительный.
Родился – стал- Родительный.
Это имя ему еще больше понравилось. Он был малышом, ему все давали, и он стал – Дательным.
Но он был большим озорникрм, за всяческие проделки его винили , и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться – Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь- Предложным.
Стихотворение на орфографические правила:
Знаем твердо: жи и ши
Пишем через букву и.
Знаем твердо : ча и ща
Пишем через букву а.
Знаем твердо: чу и щу
Пишем через букву у.
Волк ужасно разъярен.
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Если буква гласная
Вызвала сомненья
Ты немедленно ее
Ставь под ударение.
Не выучил, не делай
Не знаешь, не спеши.
с глаголами отдельно
частицу не пиши.
7 конкурс « Смекалистых».
( один участник от команды).
Раскройте скобки.
« Предложение»
Язык ( до) Киева (до) ведет.
Хорошее слово (до)сердца (до)йдет.
« Слово»
(С)горы (с)бежал поток проворный.
(По)шел (по) саду.
Задание всем остальным.
Замените одним словом- существительным.
« Предложение» « Слово»
Храбрый человек ленивый человек
Умный человек мудрый человек
Добрый человек богатый человек
Болтливый человек грубый человек
Сильный человек веселый человек
8 конкурс « Эрудитов».
Отгадать слово:
« Предложение»
Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. ( завязка)
« Слово».
Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики. ( подснежники).
Задание команде « Предложение».
Определи падеж в слове банты.
Банты Алла потеряла
И о бантах плачет Алла
« Нету бантов!» Не беда
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели
На косички Алле сели
Бантами довольна Алла
О таких она мечтала.
Алла новым бантам рада,
Ей других совсем не надо.
Задание команде « Слово».
Определить падеж слова мох:
Жил старичок-моховичок,
Из мха он сделал пиджачок,
Он валенки из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхах он жил и не тужил.
Он « мхам» спасибо говорил…
Но был он очень одинок,
Тот старичок –моховичок.
Задание для двух команд ( общее).
На доске дан текст. Какая команда найдет больше слов на изученные правила.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Каждый должен хорошо знать русский язык. На этом языке говорят во многих странах .Он помогает дружить и жить в мире всем людям.
Подведение итогов. Награждение команд.
КВН__по__русскому_языку__в__3_классах.
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
-- Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня снова убедимся.
--А начнётся наша игра с приветствия команд.
Представление жюри.
1-й конкурс:
--Ребята, вы ос боитесь? Моих ос не надо бояться, их надо спрятать!
За каждое угаданное слово 1 балл.
ОС_ _ А – на этой «осе» в октябре позолота.
ОС_ _ А – а эта растёт на лугу у болота.
_ ОС _ А – у этой на лапках зелёные иглы.
_ ОС _ _ _ А – а эта боится горчицы и вилки.
_ ОС _ _ _ А _ _ - эта «оса» на луну улетает.
_ ОС _ _ _ _ А – эта на солнце худеет и тает.
_ ОС _ А – с этой спит в колыбели малыш.
_ О _ С _ А _ _ _ - а эта по классу крадётся, как мышь.
Слово жюри: оценки за конкурс.
2-й конкурс:
--А болельщики готовы поддержать свои команды? Тогда я предлагаю отгадать русские народные загадки (по очереди болельщикам разных команд):
- Чисто, да не вода, бело, да не снег, сладко, да не мёд.
От рогатого берут, детям дают. ( молоко )
- Быстро грызёт, мелко жуёт, а сама не глотает. ( пила )
- За водой идут – песни поют, а с водой идут – слёзы льют. (вёдра)
- Кто, как только жарко станет , шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой – скинет с плеч её долой. ( дерево ).
- Стою на крыше всех труб выше. ( дым )
- Не стукнет, не брякнет, а в дом войдёт. ( свет )
Слово жюри: за конкурс, общий счёт.
3-й конкурс:
--Ну-ка, знатоки, помогите, ведущего поддержите. Я начну, а вы кончайте, пословицу
продолжайте:
1. Семеро одного… 1. Без труда …
2. Делу время … 2. С миру по нитке …
3. Дарёному коню … 3. Волков бояться …
4. Умелые руки … 4. Ученье – свет …
5. Кончил дело … 5. Кто не работает …
Слово жюри: за конкурс, общий счёт.
4-й конкурс ( капитанов ):
--Ученье – свет, а неученье – тьма. Вот сейчас мы и проверим, насколько светлые головы
у наших капитанов. Капитанам предлагается за 5 мин. Написать на доске слова на изу-
ченные правила и объястить их написание. За каждое верно сформулированное правило
присуждается 1 балл.
5-й конкурс:
--А команды в это время ждёт новый конкурс, который называется «слова-змейки».
Каждый участник команды по очереди будет выходить к доске и записывать по
одному слову, начинающемуся с последней буквы предыдущего слова. Через 2 мин.
жюри произведёт подсчёт очков. За каждое правильно написанное слово – 1 балл.
1-е слово – Зима,…
Жюри: конкурс, общий счёт.
Проверка капитанов. Общий счёт.
--Мы много говорим сегодня, но есть и еще одна русская пословица: слово – серебро,
а молчание – золото. Когда так говорят? Наша разминка научит нас молчать.
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит.
Но знаем мы- до неба шар никак не долетит.
6-й конкурс:
--Следующий конкурс называется «буквенный беспорядок». С помощью перестановки букв
в слове, надо образовать новое слово. По-научному это называется «анаграммы».
Время 2 мин. За каждое образованное слово 1 балл.
АДРЕС ВОЛОС МЫШКА СОСНА КУКЛА
Среда слово камыш насос кулак
Жюри: общий счёт.
7-й конкурс( болельщики):
--Умеете ли вы разгадывать ребусы? А любите ?
Жюри: общий счёт.
8-й конкурс:
--А наш последний конкурс касается самых свежих полученных знаний – знания состава
слова. Отгадайте слово, о котором я буду говорить:
- корень этого слова в слове «дарить»
- окончание – в слове «ученики»
- суффикс – в слове «тетрадка»
- а приставку найдёте в слове «полёт»
Через 1 мин. Вы должны назвать слово. ПОДАРКИ.
Первая команда, правильно назвавшая верный ответ, получит дополнительно 1 балл.
Слово жюри.
--Я благодарю обе команды за игру и желаю вам как можно лучше изучать
свой родной русский язык ( с душой, с усердием, с умом ),
чтобы он в жизни помог вам сделать множество интересных
открытий, как помог сегодня победившей команде.
--А получит подарки лидер сегодняшней игры.
КВН по русскому языку для третьих классов.
Составила учитель начальных классов Антонова Л. В.
Вступительная часть.
Наш родной язык - русский. По мнению М.В. Ломоносова, нашему языку присуще "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского".
А.С. Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". Знать свой язык обязан каждый человек! Давайте посмотрим, какими знатоками языка вы являетесь и как им владеете.
3 "а". сценка "Поговорили…"
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!
- Как живешь?
- Нормально.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят болел. Теперь все в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну я же говорю - нормально.
- Странно ты говоришь…
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь - нормально?
- Нормально.
- Да-а, странно. А ведь когда-то был вполне нормальный человек.
Ведущий. Может быть герои стихотворения "Сильное кино" А.Л. Барто подскажут нам как надо правильно и понятно излагать свои мысли.
3 "г" "Сильное кино".
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой идет мой старший брат.
Он мне расскажет все подряд,
Он объяснит мне, что к чему.
А я большая! Я пойму!
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им - раз!
Они ей - раз!
Но тут как раз ее он спас.
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала
Я ничего не поняла.
Ведущий: Да, действительно, понять содержание фильма нельзя. Слова сорняки мешают правильной речи.
3 "б" "Рассказ школьного портфеля", Ю. Тимянский.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет.
Закрыт магазин на обед…
Хозяйка моет стаканы..
Секет свеклу… Пекет блины…
И до меня дошел черед:
Меня он портфелем зовет.
Но мне не зря "Родную речь"
Судьбой доверено беречь,
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
Ведущий: Незнание норм литературного языка, небрежное отношение к слову роднит всех героев этих произведений. Знать свой язык обязан каждый человек.
Учите русский -
Годы к ряду,
С душой, с усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом.
Наш КВН посвящен родному русскому языку.
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри
Путь к победе труден, что ни говори!
Под музыку Шаинского "КВН" выходят 4 команды.
Представление команд.
3 "а" " Глаголики"
"Глаголить" - значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!
3 "б" "Умники и умницы"
"Нет ошибкам!" - наш девиз,
Мы грамотны - и это лучший приз!
3 "в" "Знатоки"
Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их выполняем!
3 "г" "Смекалистые"
Мы смекалистые дети
Все хотим узнать на свете.
Приветствие команд.
3 "а" Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
3 "б" Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
3 "в" И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3 "г" И соревнуясь вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Болельщики.
3 "а" Эй, глаголик, не робей!
Перед вами воробей!
3 "б" За команду мы болеем и друзьям помочь сумеем!
3 "в" Победу, а не пораженья
Мы вам желаем, "Знатоки"!
3 "г" Смекалистый! Знанья имей прочные!
Будь веселым и находчивым!
Все (к жюри) 4 капитана:
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет (эмблемы отдают жюри).
Конкурс "Разминка"
Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Каждой команде предлагается группа слов. Нужно найти "родственников" и доказать.
3 "а" Смех, смешной, смешить, смешать, смешинка.
3 "б" Вода, подводник, водитель, водопад.
3 "в" Гусь, гусыня, гусята, гусеница, гусенок.
3 "г" Лес, лестница, лесничий, перелесок.
Конкурс "Помогите". (закрыть каждый лепесток ромашки соответствующим лепестком)
К вам, ребята, мы спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков соберите!
3 "а" Звук, гласный: согласный, корень, твердый, суффикс, мягкий, звонкий, глухой, окончание, парный, основа слова, непарный.
3 "б" Части речи: имя существительное, приставка, имя прилагательное, глагол, предлог, подлежащее, наречие, самостоятельная часть речи, служебная часть речи, сказуемое.
3 "в" Знак препинания: точка, двоеточие, тире, сложное, точка с запятой, вопросительный знак, основа слова, восклицательный знак, корень, многоточие, запятая.
3 "г" Предложение: повествовательное, вопросительное, глагол, простое, распространенное, имя прилагательное, побудительное, сказуемое, нераспространенное, сложное, главные, двусоставное.
Задание №1.
Чтоб ошибок избежать
Будем зоркость развивать.
И в игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
- На какое правило встретились слова в загадке? А в отгадке?
3 "а" Через п..ле и л..сок
3 "б" Под..ется г..л..сок,
3 "в" Он б...жит по пр..в..одам -
3 "г" Скажешь здесь,
А слышно там. (т..л..фон)
- Поставьте ударение в словах.
3 "а" звонит, 3 "б" звонишь, 3 "в" звоните,
3 "г" Телефон опять звонит! От него в ушах звенит!
Задание №2.
- Прочитайте пословицу, укажите части речи, объясните ее смысл.
3 "а" Время не птица - за хвост не поймаешь.
3 "б" Маленькое дело лучше большого безделья.
3 "в" У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
3 "г" При солнышке тепло, а при матери добро.
Конкурс для болельщиков "Доскажи словечко".
- Ярким и точным называем мы наш язык. Одно из средств языка - крылатые выражения. Доскажите четверостишье и объясните смыл выражений.
3 "а" Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
3 "б" Ежата-детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.
3 "в" Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги в руки.
3 "г" За обедом в разговоре
Лез в бутылку с нами споря.
А потом сказал:
- Друзья, не в своей тарелке я.
Задание №3.
- Вы видите на табло промежуточные буквы, или буквосочетания от целого слова. По подсказкам "пони" или "як" отгадайте целое слово.
Этот пони - день недели. (понедельник) п о .. .. .. .. .. .. н и ..
Этот як поет на ели. (зяблик).. я .. .. .. к
Этот як - малыш курчавый, любит травку кушать с мамой. (ягненок)я .. .. .. .. .. к
Этот пони джем и тесто. (пончик)п о н .. и ..
В этом пони бродят зубры. (заповедник).. .. п о .. .. .. н и ..
Этот як беда в диктовке и в тетради просто грязь. (клякса).. .. я к .. ..
Этот як - корабль ни с места. (якорь)я к .. .. ..
Этот пони - мастер ловкий, молотком стучать и рубанком строгать. (плотник)п .. о .. н и ..
Жюри подводит итоги. Заключение.
- Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит , мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом модно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золоты эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.
- Эти прекрасные строки принадлежат поэту Вадиму Шефнеру. Он призывает всех людей бережно обращаться со Словом.
Слово жюри. Награждение.
наверх
назад
Олимпиада по русскому языку. 4 класс.
Школьный тур.
1. (1 балл) Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
2. (1 балл) Разгадай метаграмму:
Со звуком [С] я не вкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С [М] – берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
3. (2 балла) Разбери слово дали по составу, если оно является
а) существительным __________________________
б) глаголом __________________________________
4. (2 балла) Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом –ок:
замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.
5. (3 балла) Замени словосочетания наречиями.
Перегоняя друг друга - ______________________________
На пустой желудок - _________________________________
С давних пор - ______________________________________
Каждую минуту - ____________________________________
На две равные части - ________________________________
6. (3 балла) Поставь в словах ударение:
Крапива, щавель, торты, звонит, баловать, красивее.
7. (4 балла) Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки - _____________________ хозяева - __________________________
туфли - _____________________ санатории - ________________________
носки - _____________________ помидоры - ________________________
килограммы - _________________ каникулы - _______________________
ботинки - _____________________ домишки - ________________________
8. (5 баллов) Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы- синонимы:
Хлопать ушами.
Водить за нос.
Ловить ворон.
Мчится сломя голову.
Как сельди в бочке.
Делать из рук вон плохо.
Летит стрелой.
Как огурцы в банке.
9. (По кол-ву слов) Назови глаголы, которые не употребляются без возвратного суффикса - ся.
Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс
Готовимся к олимпиаде (1)
1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
Развесить уши - _______________________
Пускать пыль в глаза - __________________
Рвать на себе волосы - _________________
2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ..., ___________
По утрам забываю свои ..., _________________
В белый день забываю огни,
По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)
Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.
______________________________________________
______________________________________________
Готовимся к олимпиаде (2)
4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
___________________да зуб неймёт._________
Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________
___________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________
Так поди же попляши!
5. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит… _____________________________________
Ученье – свет… ___________________________________________
Кто хочет много знать… ____________________________________
Корень ученья горек… ______________________________________
Готовимся к олимпиаде (3)
1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________
2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]
4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________
Готовимся к олимпиаде (4)
5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:
_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
________________ уплетает.
6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык. _____________________________________
Язык до Киева доведёт. ____________________________________
Разведчики взяли языка. ___________________________________
Без языка и колокол нем. ___________________________________
Прикуси язычок! ___________________________________________
Язык под чесночным соусом. ________________________________
Готовимся к олимпиаде (5)
1. «Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
2рь ____________________
с3 _____________________
ви3на __________________
1очество________________
Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.
_____________________________________________________________
2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Автор: ________________________________
Название: ______________________________
Автор: ________________________________
Название: _____________________________
Готовимся к олимпиаде (6)
3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_____________________________________________________
5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
Кот наплакал- __________________
Бить баклуши- __________________
Спустя рукава- __________________
Зарубить на носу- ________________
Готовимся к олимпиаде (7)
1. Какие слова так произносятся?
[ Г Р У С’ Т’] ______________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________
2. Составь слово, если в нем
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. __________
3. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
4. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа – невежда.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Готовимся к олимпиаде (8)
7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:
мороз -_____________________________________________________________________
8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса
9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
_____________________________________________________________________________
10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
11. Поставьте слова в множественное число:
Человек - Лист (бумаги) -
Лист (дерева) -
Зуб (волка) - Зуб (пилы) -
Готовимся к олимпиаде (9)
1. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё
2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
Яркий желтый ___________________________
Прозрачный голубой _______________________
5. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________
Готовимся к олимпиаде (10)
6. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.
8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.
Пе ( . .) ол те ( ... ) л
Готовимся к олимпиаде (11)
1. "Составь пословицы":
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье
2."Загадки-шутки"
1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________
3. Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА -
КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -
4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
Прим...рять друзей зал...зать раны
Разв...вается флаг отв...рить дверь
Зап...вать в хоре ув...дать издали
Готовимся к олимпиаде (12)
1.Подбери синонимы:
страж -.............. грядущее - ..................
кладезь - ................ вопиять - ...................
врата - ................ зерцало - ...................
2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая ............. острый......
чёрный................ золотая...........
колючий ................ ночная............
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда - не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка,__________________________
4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:
Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __
Поделиться… ОценОлимпиада по русскому языку. 4 класс
1. Расставь ударение в словах.
Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.
2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?
Рой, мой, закрой, простой, печь.
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-…………….., шофер-…………………, цыган,-………………….., торт-………………., трактор-……………………, инженер-………………
4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-_______________________________
Жить душа в душу-____________________________
На ночь глядя-________________________________
Повесить нос-________________________________
Водой не разольешь –__________________________
5. Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.
Смор +? + а = ________________________________
? + янин = ________________________________
По + ? + л = _________________________________
6. Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе.
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
7. Закончи выражения:
Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………,
тяжкий…………………, каменный …………………., каменистый…………………….,
рыбный…………………, рыбий………………….., обидный………………., обидчивый………………..
8. Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:
бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Запиши в старой записи такие слова:
Беда_______________________
весна _______________________
лесок ________________________
стена ________________________________
9. Найди ошибки и исправь их.
ВЕСНА.
весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.
10. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
11. Запиши, как правильно называют жителя(м.р), жительницу(ж.р) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.
Саратов - __________________________________________________
Киев - __________________________________________________
Пермь - __________________________________________________
12. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
________________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
_________________________________________________________________________
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
__________________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
______________________________________________________________________________
13. Разгадай ребусы:
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
_________________________________________________________________________________________________________
14.Объясни лексическое значение слов.
Туш - _________________________________________________________________________
Тушь - ______________________________________________________________________
15. Что бы это значило?
Т М Л О С Е А -____________________________________________________________
7 3 5 4 1 6 2
Р А О В К О Р К С И А К - _______________________________________________________
3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
О К Б О К Л О О Р С К О А - ________________________________________________________
4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6
16. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
17. Составь и запиши рассказ по его началу.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Подготовительные задания к олимпиаде (приложение).ить:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.
2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.Задачи: Метапредметные задачи: - регулятивные: способствовать развитию у детей умения осущес...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....