Урок по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему

Головинова Татьяна Михайловна

Урок по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

                    КОНСПЕКТ УРОКА

             по русскому языку 4 класс

                УМК «Начальная школа XXI века»

           Тема

                 «Правописание буквы о, ё после шипящих

                     в окончании имён  прилагательных»

Тема: «Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.»

Класс: 4

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Цель: Формирование навыков правописания гласных о-е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Задачи:

1.Учить объяснять  изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

3.Воспитывать  интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

УУД

Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные:   освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

 Метапредметные

Познавательные:    извлекают необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные:   регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;   умение выражать свои мысли;  оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научится:   объяснять  изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Ресурсы:

Основные: Учебник «Русский язык »   ч. 1, 2 (авт. Иванов С.В. )                                        

Дополнительные:   карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, презентация

                                         Ход урока

1.   Настроились на работу на уроке.

 Записали в тетради число, классная работа.

Открыли учебник на с. 129.

- В каком блоке будем сегодня работать?   (ПРАВОПИСАНИЕ)

- Чему учимся на уроках этого блока ?  (ГРАМОТНО И БЕЗОШИБОЧНО ПИСАТЬ)

_Давайте проверим, как умеете грамотно и безошибочно писать

- Возьмите КАРТОЧКУ №1

-Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и « - » если утверждение неверно

1. Звуки  [ ш], [ж ], [ч'], [щ'] – шипящие     +

2. Во всех существительных пишется  ь :

    кирпич…, мелоч…, ноч…        -

3. Под столиком – Д.п        -

4.В словах : плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква  о +

ПРОВЕРКА  на СЛАДЕ

Проверяем 1 задание – ПОДНИМИТЕ РУКИ У КОГО плюс, проверяем 2 задание – встали у кого  - ,  проверяем 3 задание – поднимите руки у кого  -, проверяем 4 задание, встали у кого +

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ ПО ШКАЛЕ УСПЕХА.

Встали те, у кого не было ошибок. Спасибо, молодцы.

- А, что нужно сделать тем, кто ошибался и отметка стоит ниже?

2. Прочитайте тему урока.

- Сформулируйте цель урока (На уроке должны научиться писать окончания имён прилагательных)

- А МЫ  РАЗВЕ  не умеем писать окончания имен прилагательных?

ПОВТОРИМ АЛГОРИТМ написания безударных окончаний имен прилагательных

1. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание прилагательного.

- Что мы проверяли сейчас – ЗНАНИЯ или УМЕНИЯ?

С. 130 упр.2  ПРОЧИТАЙТЕ задание.

ПРИМЕНИТЕ ваши  знания о написании безударных окончаний прилагательных.

 ПРОВЕРКА на СЛАЙДЕ.

ТЕ, кто справятся быстрее, могут подойти и взять дополнительное ЗАДАНИЕ!

(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное)сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.

ОЦЕНИЛИ себя по шкале успеха.  Встали те, у кого отметка наверху. Кто ошибался 1-2 раза.

- Что нужно сделать ребятам, у кого отметка стоит ниже середины?

- Вспомним ТЕМУ УРОКА

- Как вы думаете, все ли мы узнали о правописании безударных окончаний имен прилагательных?

- Конечно. В русском языке ещё ОЧЕНЬ много тайн, которых нам предстоит с вами открывать!

- Нашли значок «Давай подумаем». ПРОЧИТАЛИ ЗАДАНИЕ.

 - Что нужно сделать? (ПРОЧИТАТЬ и СРАВНИТЬ окончания имен прилагательных)

- Рассмотрите таблицы. Сколько их?  ПОЧЕМУ?  (сущ. М.Р., СР.Р., Ж.Р.)

- 1 ряд работает с 1 таблицей, 2 – со второй, 3 – с третьей. МОЖЕТЕ ОБЪЕДИНИТЬСЯ в ГРУППЫ

- Обратите внимание на … (окончание прилагательных) и какой ещё знак стоит? (УДАРЕНИЕ)

- Итак, 1 ряд -  что заметили   (У ПРИЛ. ПОД УДАРЕНИЕМ О, без ударения Е в окончании)

- 2 ряд, ваш вывод. И 3 ряд.

ПОПРОБУЕМ сделать ВЫВОД.

- От чего зависит выбор гласной О или Е после шипящей в окончании имен прилагательных?

- Нашли ключ, который нам открыл ещё одну тайну русского языка. Прочитали.

- Самый внимательный, наверно уже догадался, что мы  похожее правило уже повторяли в начале урока.

- Кто помнит?  (В окончании имён сущ. после шипящих  и  ц  под ударением пишется – О, без ударения - Е)

-Можем мы сформулировать общее правило?  ( с. 131 еще один ключ)

3. Что мы сделали сейчас на уроке?   (УЗНАЛИ новое о правописании О/Е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных )

- Как думаете, что необходимо сделать дальше?   (ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ в применении правила )

- возьмите карточку №2  проведем игру «Корректор»

- ВЫ в ПАРЕ  должны найти и исправить ошибки в словосочетаниях.

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено, чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое настроение.

- Проверка  (ставим плюсы)

- Оценили свою работу по шкале успеха. Поднимите руки те пары, у которых не было ошибок.

- Какую цель ставили в начале урока? (Научиться писать окончания имен прилагательных)

- Достигли мы цели?

- Что повторили на уроке? (Как писать безударные окончания у прилагательных и существительных)

- Что узнали нового? (Узнали какую букву писать в окончаниях прилагательных после шипящих)

- Чему учились на уроке? (Писать окончания прилагательных после шипящих)

        

КАРТОЧКА №1

Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и

 « - » если утверждение неверно

1. Звуки  [ ш], [ж ], [ч'], [щ'] – шипящие    

2. Во всех существительных пишется  ь :

    кирпич…, мелоч…, ноч…        

3. Под столиком – Д.п        

4.В словах : плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква  о

КАРТОЧКА  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    (Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.

    КАРТОЧКА №2

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...