Правописание безударных гласных в корне слова
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Правописание безударных гласных в корне слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание безударных гласных в корне слова | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
СЛАЙД 1
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
СЛАЙД 2
- Цель: Провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; научитесь определять безударный гласный звук в корне слов ; научитесь умению подбирать проверочное слово для написания гласной в безударном слоге. Научитесь использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне слова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
СЛАЙД 3
- Сегодня урок необычный. К нам на урок пришел Смайлик и принёс нам новое правило. Нам предстоит много работать, поэтому сядем правильно, спину держим ровно, тетрадь положите перед собой, учебник на уголок стола. Повторяйте за мной:
Я сегодня молодец
На уроке удалец
Все я знаю, все скажу
Все красиво напишу.
Число. Классная работа. Минутка чистописания.
II. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
Бурундуки – мален_кие лесные ж_ тели. Они л_бят яг_ды, плоды ш_повника.
- Вставьте пропущенные буквы. (С объяснением)
- Выпишите слово «лесные», подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.
III. Самоопределение к деятельности.
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Какие звуки слышите на месте гласных букв в слове «лесные».
СЛАЙД 4
Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.
Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.
СЛАЙД 5
В первый столбик выпиши слова с ударением в корне слова, а во второй столбик слова, в которых ударение в других частях слова.
Гроза, море, цветы, мостик, земля, поле, мясной, зимушка.
(Дети выполняют работу самостоятельно с проверкой по слайду).
Оцените работу.
- К какому столбику было легче подобрать слова?
IV. Постановка учебной задачи.
Отправь ракеты к своим планетам.
А О Я И Е
В . лна В . терок Л . сток П . руса Гр . да
Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ.
- В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)
- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)
- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)
IV. Поиск решения проблемы.
- Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных “окошки”.
- Выдели части слова, в которых пропущена буква?
- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)
- Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадают)
- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)
- Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.
СЛАЙД 6
(нажимаем на слово В .ТЕРОК гиперссылка)
- Выбери из данных слов слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный – так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова – в корне)
- Значит на планету с какой буквой полетит ракета “В . терок”? (На планету с буквой Е)
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 7
(Нажимаем на слово В . ЛНЫ - гиперссыдка)
- Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)
- Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 8
(Нажимаем на слово П . РУСА – гиперссылка)
- Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)
- Все ли слова подойдут для проверки? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 9
(Нажимаем на слово Л . СТОК - гиперссылка)
- Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)
- Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 10
(Нажимаем на слово ГР . ДА – гиперссылка)
- Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)
- Почему эти слова подошли для проверки?
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 11
Давайте вместе попробуем сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы правильно написать безударные гласные буквы А О И Е Я в корне слова, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем и с ударной гласной).
Открываем учебник на странице 95.
Читаем правило.
V. Моделирование алгоритма.
Дети в группах составляют модель алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.
СЛАЙД 12
1. Определяю часть слова;
2. Слышу в корне безударный гласный;
3. Ставлю его под ударение;
4. Под ударением слышу звук;
5. Пишу ту же гласную в корне слова.
(Сравнение со слайдом)
VI. Закрепление изученного.
Работа с нетбуками.
СЛАЙД 13
Вставь пропущенные буквы в кроссворд. Какие слова получились? Какое из этих слов нельзя проверить? Почему?
В | ||||||
Д | Р | З | Д | Ы | ||
Р | ||||||
С | К | В | Р | Ц | Ы | |
Б | ||||||
К | Л | С | Т | Ы | ||
Й |
(Нельзя проверить слово ВОРОБЕЙ, так как это слово для запоминания из словарика). Сверим со слайдом.
Выполним упражнение №141 стр 93
СЛАЙД 14
В помощь детям, можно представить таблицу:
Способы проверки безударных гласных в корне слова
Изменяю слово | Подбираю однокоренное слово |
1. Один - много волна – волны 2. Много - один паруса – парус 3. По вопросу: Где? моря – в море Что делал? – Что делает? писал - пишет | 1. Большой - маленький ковёр – коврик 2. Маленький - большой площадка – площадь 3. Назови ласково: зима - зимушка 4. Какой? - Что? зелёный – зелень 5. Что делал? - Что? плясал – пляска |
VII. Итог урока.
- Какое правило нам помог изучить Знаток?
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?
- Зачем нужно знать и помнить это правило?
- Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?
Закрепим тему урока проверочным тестом № 27 на нетбуке.
VIII. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке сами.
Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило –
Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях –
Тот, кому было что-то непонятно на уроке –
IX. Домашнее задание.
СЛАЙД 15
Смайлик прощается с вами и хочет проверить, как вы усвоили новое правило. Запишите задание и поработайте над ним дома.
КОРМУШКА, СТОЛОВАЯ
Подбери несколько однокоренных слов к этим словам, найди и подчеркни среди них проверочные, а кто захочет, составьте предложения о птицах зимой, используя эти слова.
Правописание безударных гласных в корне слова (2 класс)
№ | Этап урока | Время |
1 | Организационный момент | 1 мин |
2 | Актуализация знаний | 5 мин |
3 | Самоопределение к деятельности | 4 мин |
4 | Постановка учебной задачи | 3 мин |
5 | Поиск решения проблемы | 10 мин |
6 | Моделирование алгоритма | 4 мин |
7 | Закрепление изученного | 8 мин |
8 | Итог урока, рефлексия | 3 мин |
9 | Домашнее задание | 2 мин |
Этап | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
1 | Приветствуют учителя, акцентируют внимание, настраиваются на работу. | Приветствует учеников, настраивает детей на работу |
2 | Вспоминают материал прошлых уроков, из биографии А.С.Пушкина.Проверка д.з. | Контролирует правильность ответов, ставит вопросы.Учащиеся оценивают учащихся, читавших стихи. |
3 | Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель. | Задаёт вопросы, ставит проблему, корректирует формулировку темы и цели урока. Сообщения учащихся. |
4 | Идёт восприятие новых знаний. Учащиеся прослушивают аудиозапись стихотворения «Зимний вечер». | Учитель готовит учащихся к прослушиванию. |
5 | Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель. | Контролирует и корректирует ответы детей, проводит подготовку к чтению стихотворения. Проводит словарную работу, работу над трудными словами. |
6 | Коллективно и индивидуально отрабатывают прочтение стихотворения, коллективно анализируют, составление плана, идёт работа над содержанием поэтапно. | Следит за ходом мыслей детей, задаёт вопросы, корректирует ответы детей, подключает в работу всех учеников. |
7 | Учащиеся работают над изобразительно-выразительными средствами языка .Составляют партитуру стихотворения, работают над интонацией, паузами .Работа в группах и парах. | Контролирует работу учащихся, оказывает помощь. |
8 | Отвечают на вопросы учителя в ходе обобщающей беседы. | Контролирует и корректирует ответы детей, проводит, к какому типу относится стихотворение. |
9 | Учащиеся прослушивают романс. | Знакомит учащихся со стихотворением в музыкальной обработке. |
10 |
Проговариваю, что узнали нового на уроке, дают оценку своей работе. Открывают дневники, делают записи.
| Задаёт вопросы, выставляет оценки, благодарит за работу. Следит, чтобы все сделали записи в дневники. |
ПРИМЕЧАНИЕ:
Материал из 6 раздела (закрепление изученного) может быть сокращён в зависимости от работоспособности класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...