МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
по материалам М.Р. Львова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_izucheniya_russkogo_yazyka_v_shkole.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Методы обучения – категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский язык».
Метод предполагает:
- определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся;
- определение способа преподнесения материала учащимся;
- характер взаимодействия учителя и учащихся;
- определение характера оценки усвоения, предложение критериев.
Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке.
Методы по этапам учебного процесса:
- методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования;
- методы, применяемые на этапе усвоения нового материала;
- методы закрепления; методы контроля и оценки и др.
Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи...
Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.
Языковой анализ как метод
В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место: его сущность - дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное – это обобщение, вершина познавательного процесса.
Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста):
- языковой анализ текста;
- синтаксический анализ (в пределах предложения);
- морфологический анализ (части речи, их формы);
- морфемный анализ (состав слова);
- словообразовательный анализ;
- анализ или характеристика лексики;
- фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения);
- элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требований риторики.
- Для устной речи - характеристика дикции, артикуляции, интонаций и пр.
Огромное преимущество видов языкового анализа – в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и умений учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их.
В этом смысле языковой анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и тренинга, но и к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость разобраться в этом новом.
Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок - род алгоритма.
Например, последовательность морфологического разбора такова:
- определить, к какой части речи относится разбираемое слово;
- назвать его в его исходной форме;
- назвать постоянные признаки слова как части речи;
- определить его форму: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т.п.;
- указать окончание и основу; определить морфемный состав основы;
- указать связи разбираемого слова в предложении и его синтаксическую функцию;
- возможно: указать в слове орфограммы и объяснить способ их проверки.
Порядок синтаксического анализа предложения:
- прочитать предложение с необходимыми интонациями;
- указать, простое оно или сложное;
- если сложное - с союзами или без;
- если простое: функциональный тип, интонационный тип, распространенное или нет, и т.п.;
- главные члены: последовательность разбора членов предложения по синтаксическим связям между ними;
- возможно: какой частью речи выражен каждый член предложения;
- осложняющие структуры: однородные члены предложения и пр.; объяснение знаков препинания (посредством структуры предложения, по интонации и смыслу).
Порядок лингвистического анализа текста (его компонента - абзаца, сложного синтаксического целого):
- прочитать данный компонент текста;
- сказать, из какого произведения взят отрывок, кратко - его содержание;
- указать на его относительную законченность, самостоятельность;
- указать количество предложений в отрывке, выделить каждое предложение;
- охарактеризовать связи между предложениями: смысловую, союзную, местоименную, с помощью повторов слов и пр.;
- указать соотнесенность глагольного времени в предложениях;
- лексические характеристики;
- прямую речь, если есть (как она построена);
- возможно: знаки препинания.
Порядок характеристики слова как лексической единицы:
- семантический аспект; значение слова, его толкование;
- если слово многозначно - толкование нескольких значений;
- подбор синонимов к слову, возможно - антонимов;
- возможно: оттенки значения слова, его эмоциональные окраски, сферы уместного употребления;
- возможно: переносное значение в данном тексте;
- какая часть речи;
- морфемный состав;
- возможно: объяснение словообразования.
Порядок фонетического анализа:
- произнесение слова;
- выделение звуков в слове, их количество;
- соотнесение звукового и буквенного состава слова;
- объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука;
- указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал);
- характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр.;
- слогоделение, ударяемые и безударные слоги;
- ударение;
- возможно: транскрибирование;
- указание орфограмм и способа их проверки.
Языковой анализ («грамматический разбор») используется в следующих вариантах:
- полный и неполный, с различной степенью «сжатия»;
- устный и письменный, последний нередко содержит элементы графические - условное подчеркивание, построение таблиц, схем, моделей и пр.
Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях.
Анализ органически связан с синтезом; однако в языковых упражнениях анализ идет впереди синтеза.
Метод конструирования
В учебных целях синтез чаще всего используется как конструирование.
Виды учебного языкового конструирования:
- сложение слов, синтез звуковой: построение слов (фонетических) из сочетаний звуков;
- то же в буквенном, письменном варианте: сложение слов из букв и их сочетаний (на наборном полотне или письменно); образование слов из данных или подбираемых морфем; составление гнезд родственных слов (однокорневых); образование форм слов - их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и пр.;
- образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без;
- составление предложений различных типов: простых, сложных, с союзной связью и пр.;
- составление (конструирование) текстов различных типов: повествования, описания, сравнительного описания и мн. др.
Сравнительно-исторический метод
Этот метод, высоко оцененный Ф.И. Буслаевым, имеет два варианта:
- сравнение родного (современного) языка с различными ступенями его истории - славянскими, древнерусскими
- сравнение современного русского языка, родного для учащихся, с изучаемыми языками (английским, французским, испанским, немецким и пр.).
- сравнение изучаемого русского языка (которым многие дети уже владеют) с родным языком, например: татарским, карельским, мордовским и др.
Условия возрождения этого метода или его элементов:
- введение в круг чтения школьников хотя бы небольших отрывков из древнерусской литературы, из церковнославянских текстов.
- введение небольших справок по исторической фонетике, графике и грамматике русского языка, доступных случаев словообразования и этимологии. Отличный материал содержат пословицы, фразеологические единицы, язык сказок и былин. Полезно также знакомство с говорами, с диалектной лексикой, топонимами (названиями рек, озер, гор, городов, деревень).
- изучение неродных языков: они дадут материал если не для исторической, то для сравнительной методики.
Наглядные методы
Эти методы выводятся в соответствии с моделью:
от общей закономерности познания —> к принципу к методу обучения.
Такой подход более эффективен для изучения языка (языков), так как:
- первым нацелен на зрительные восприятия,
- изучение же языка в первую очередь ориентировано на слуховое, акустическое восприятие речи, языковых форм и на его акустическое продуцирование.
Такое понимание наглядности находит применение в изучении:
- фонетики,
- в выразительном чтении,
- в орфоэпии,
- интонациях,
- в развитии дикции, голоса,
- в диалогах и монологах,
- в различении смысловых оттенков речи,
- в разграничении слов, особенно - паронимов.
Зрительная наглядность в языковом развитии школьников играет вспомогательную роль:
- это использование картин и других наблюдаемых объектов для бесед и рассказов,
- для лучшего понимания слов и оборотов речи,
- для сочинений и других речевых упражнений,
- для словарной работы,
- для эстетического, эмоционального развития школьников.
- Используется также такой прием, как рисование картин, иллюстраций самими учащимися.
Большое место в системе обучения имеют различного рода таблицы, схемы, модели, диаграммы, в орфографии работает зрительное запоминание, в языковом анализе – условное подчеркивание и т.п.
Используются, наконец, цветные мелки для выделения изученных морфем, орфограмм и пр.
Метод рассказа учителя
Это вариант метода лекционного, который в начальных классах в полном объеме не применяется.
Сущность этого метода в том, что учитель излагает новую тему сам, в строгой логике, достаточно высоким научным стилем, целесообразность метода в том, чтобы учащиеся получили новое знание в полной форме, без блужданий.
В таком изложении должны быть элементы рассуждения и доказательства; рассказ учителя сопровождается доступными примерами, наглядными записями на доске, используются плакаты и пр. По ходу рассказа учителя ученикам задаются вопросы, т.е. рассказ не чужд элементов беседы. Продолжительность такого рассказа - не более 7-8 минут.
Рассказ учителя обычно сочетается с другими методами, предусматривающими высокий уровень познавательной активности самих учеников.
Эвристические, или поисковые, методы
Они рассматриваются как основа развивающего обучения.
Эвристика – метод обучения через открытия, через решение субъективно-творческих задач; метод предполагает создание ситуаций, подводящих ученика к микрооткрытию, проводит ученика по ступеням поиска, пройденным когда-то первооткрывателем данной частицы нового знания.
Осознание проблемы имеет три степени самостоятельности, приближающей школьника к творчеству:
- понимание ситуации, порождающей вопросы, осознание мотивов, превращающее их в цель;
- осознание возможного способа решения задачи, достижения цели;
- сравнение нескольких способов решения, выбор оптимального варианта.
На высших, исследовательских, ступенях эвристической методики ученик практически использует многие методы научного исследования: наблюдение с различными способами фиксации результатов (запись, условные знаки, рисунок), моделирование, обобщение, таблицу.
Игра как метод
Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития.
Функции игры в школе:
- Облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.
- «Театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей - Незнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес... Артистические приемы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.
- Соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.
Коммуникативные методы
Пока язык рассматривается как замкнутая система, можно ограничиться изучением его структуры и механизмов.
Но, когда мы выходим в область прагматики, т.е. использования языка в ситуациях общения, неизбежно встают вопросы:
- о мотивах, целях высказывания, о его смысле, т.е. о содержании, обусловленном мотивами;
- о выборе вербальных и невербальных средств (к числу невербальных средств общения относятся жесты, мимика, прикосновения -тактильное общение, интонации, умолчания и пр.);
- о коммуникативной целесообразности выбора тех или иных средств;
- о механизме выбора слов, об их порядке в предложении...
В современной лингвистике используется понятие «дискурс» (в переводе с фр. - «речь»). Согласно теории дискурса любая языковая конструкция рассматривается со следующих точек зрения:
- мотивационной,
- вербальной,
- акустической (или графической),
- кинической (греч. кинема - «движение»),
- пространственной.
Изучая лексику, школьники осознают знаковую функцию слов и зависимость значений от условий коммуникации.
На уровне морфем школьники исследуют их функции в передаче значений, в создании «продукта» языка, использования его единиц - взаимопонимания в общении.
Грамматику школьники усваивают как средство оптимального взаимопонимания в общении, уясняют роль предложения в обмене мыслями.
В коммуникативной методике заложены основы не только понимания речи других и языка литературных произведений, но и усложнение самого языка:
- потребности выражения мысли требуют введения новых слов,
- усложненных синтаксических структур.
Коммуникативные методы в наибольшей степени вводят школьников в мир языковой целесообразности, способствуют пониманию необходимости каждой, казалось бы, мелочи в системе языка.
Язык предстает перед школьниками как логически целостная система.
Коммуникативные методики не противоречат никаким другим методам, они дополняют и углубляют их.
Программированное обучение и компьютер
В любом случае языковой теоретический и практический материал должен быть определенным образом препарирован, описан доступно, удобно для процесса обучения.
Эта идея компоновки, препарирования материала, представления его в виде обучающих программ наиболее ярко выражена в так называемом программированном обучении (60-е годы) и в компьютерном обучении (80-90-е годы).
Программированное обучение предполагает три требования:
- четкое структурирование преподносимого материала;
- подача материала ученику малыми дозами: каждая доза - «шаг» к усвоении;
- обратная связь, т.е. самоконтроль после каждого «шага». Материал подается ученику индивидуально, каждый работает в своем темпе. Самоконтроль чередуется с вопросами, задаваемыми учителю или компьютеру.
В настоящее время применение компьютера в школе или дома ограничивается следующими ситуациями;
- компьютер получает вопрос ученика и выдает на экране ответ в виде текста, чертежа, модели;
- ученик выполняет задания, заложенные в программе компьютера, набирая ответы, и компьютер оценивает их правильность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной
Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной на примере темы "Слово"....
Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе
"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...
Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001549 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001533Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского...
Статья "Использование блок-схем и алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе"
При изучении правил правописания глагола и морфологического разбора данной части речи учащиеся испытывают затруднения. Блок-схемы и алгоритмы позволяют систематизировать материал и способствуют лучшем...
Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"
Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...
Статья «Игра - как метод изучения английского языка»"
Дидактические игры как метод изучения английского языка....
Игра - как метод изучения английского языка.
В наше время знание иностранного языка становится всё более необходимым для людей самых разных профессий, всё крепче становятся связи между странами, и современное образование должно отвечать запросам...