Наблюдение над текстом, как один из методов в изучении русского языка в начальной школе. Общее положение.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В своей работе на уроках русского языка я активно использую один из методов К.Д.Ушинского и его последователя И.А.Горячевой – метод наблюдения над текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наблюдение над текстом | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение над текстом, как один из методов в изучении русского языка в начальной школе. Общее положение.
В своей работе на уроках русского языка я активно использую один из методов К.Д.Ушинского и его последователя И.А.Горячевой – метод наблюдения над текстом. Через наблюдение над текстом, над русским языком постигаются законы языка, его логика. Использование этого метода позволяет глубже и шире понять и закрепить детям пройденный материал. На уроках русского языка используются разобранные ранее тексты на литературном чтении, их содержание и художественные особенности. В процессе каждого урока русского языка выполняется комплекс заданий, позволяющих проводить наблюдения над языком: исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, взаимосвязей слов в предложении, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств. Это абсолютно иной подход в освоении программы русского языка в начальной школе. Цель таких уроков – сформировать в детском сознании целостное представление о грамматическом строе языка, понимание материи языка, видение его закономерностей, осознанное владение грамматическими формами, развить интуицию, основанную на опыте, элементарную логику и наблюдательность. Здесь используются многие виды работ, предложенные К.Д.Ушинским в «Первоначальной практической грамматике» и в «Образцах речевых упражнений» и И.А.Горячевой.
Особо значимым фактором является то, что для наблюдения над текстом предлагаются не усредненные типовые явления. Но, несмотря на высокий уровень сложности предлагаемых заданий, выход на терминологический уровень осуществляется с большой задержкой в отличие от стандартных программ по русскому языку. «Ярлычки наклеиваются на понятия» только после того, как дети вполне осознанно усвоят эти понятия, научатся их различать и управлять ими. До этого используются предложенные К.Д. Ушинским промежуточные педагогически продуманные и образные названия (например, подлежащее – предмет речи, сказуемое – сказанное о предмете речи, имя существительное – слово, название предмета и др.)
Особое внимание уделяется наглядным приемам обучения - символическим схемам: «дерево» - ассоциативно связывающее в сознании детей понятия «члены предложения», его стволы и ветки языковых древ; «части речи» - шкаф с ящичками, полочками, отделениями. Эти наглядные формы работы пробуждают образное мышление детей, дают визуальные опоры мысли и способствуют процессу перевода усвоенных понятий из кратковременной памяти в долговременную. Работа с бумажными ленточками, на которых написаны предложения, слова для анализа, позволяют удержать детское сознание на материи языка, понять, что объектом наблюдения является слово, а не понятия. Происходит отвлечение от конкретно – смысловой стороны слова. С другой стороны, на уроках используются задания, требующие проведения мыслительных операций без зрительных подпорок, учат сосредоточиться на звучащем слове, фразе, тексте, удерживать слово в сознании.
Наблюдение над текстом позволяет стимулировать осознанную учебно– познавательную деятельность детей, их творческое начало и развить их языковый инстинкт, что бесспорно благотворно влияет на освоение школьной программы русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе
в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...
Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной
Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной на примере темы "Слово"....
Статья "Использование блок-схем и алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе"
При изучении правил правописания глагола и морфологического разбора данной части речи учащиеся испытывают затруднения. Блок-схемы и алгоритмы позволяют систематизировать материал и способствуют лучшем...
Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений.
Уже в дошкольном возрасте дети оказываются способны планировать и организовывать собственную деятельность самостоятельно. При этом самостоятельность возникает преимущественно в проблемных ситуациях, г...
Доклад "Актуальные проблемы изучения русского языка в начальной школе"
В статье я постаралась коснуться проблем русского языка и типичные шибки учеников. предлагаюь пути решения этих проблем....