Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лагуткина Лариса Валерьевна

Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»

 

 Предмет: Русский язык
Класс: 3

Тема урока: «Синонимы и антонимы».

Цели урока:

Создать условия для:

-систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения

признаков синонимов и антонимов, развитие умения правильно употреблять их в речи.

. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с их ролью в речи;

- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности.

В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

- воспитания умения работать в парах, группах; формирования личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

Оборудование урока: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, документ-камера, печатные карточки со словами, конверты с заданием для каждой группы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_i_antonimy.odt25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»

Предмет: Русский язык 

Класс: 3

Тема урока:  «Синонимы  и  антонимы».

Цели урока:

Создать условия для:

 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, определения

  признаков синонимов и антонимов, развитие умения правильно употреблять их в речи.

. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с  их ролью  в речи;

- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности.

В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

 - воспитания умения  работать в парах, группах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность, коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

  Оборудование урока: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс,  компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, документ-камера, печатные карточки со словами, конверты с заданием для каждой группы.

Ход урока:

 1.Организационный момент.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

2. Повторение изученного. Актуализация знаний.

Древняя пословица права.

Да, язык – великое богатство.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся.

- А чтобы слова не разлетелись, вы будете всю важную информацию записывать в свои тетради. Откройте тетради и запишите дату.

-Сегодня наш класс превращается в редакцию газеты, и вы не ученики, а внутренние редакторы.

- Ребята, вы знаете, что такое редакция?

- Это разновидность текста или группа лиц, возглавляемая редактором и занимающаяся подготовкой и выпуском какого-либо издания, или отдел издательства, готовящий рукописи к печати.

- А в чём заключается работа внутренних редакторов?

- Внутренние редакторы отвечают за свой сектор новостей.

- Ребята, мы сегодня будем создавать свою газету, и работать -  под девизом (слайд). Читает ребёнок.

Орешек знания твёрд.

Но всё же мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Девиз «Хочу всё знать!»

- Каждая газета имеет своё название. Вспомните некоторые из них.

- Название нашей газеты зашифровано. Для того, чтобы расшифровать его вам необходимо выполнить задания. Игра «Расшифруй слово».

( На интерактивной доске буквы: С Ь Л Д О В Щ О). Дети составляют слово на доске.

- Первая буква – обозначает парный глухой твёрдый согласный звук. (С)

- Вторая – обозначает сонорный непарный звонкий твёрдый согласный звук. (Л)

- Третья – стоит в алфавите на 16-м месте. (О)

- Четвёртая - стоит в алфавите на 3-м месте. (В)

- Пятая – обозначает гласный звук. (О)

- Какое название имеет наша газета?  (СЛОВО)

- Дайте характеристику данному слову.  (Сущ., отв. на  вопрос что?, неодуш., нариц., ед.ч., 2 слога, 2 глас., 3 согл., 5б., 5зв.)

- Для того, чтобы правильно оформить  газету, нам нужно многому научиться.

- Запишите это слово в тетрадь, подберите к нему однокоренные слова.

- Но прежде, давайте вспомним, что такое однокоренные слова?  (Общий корень, близкие по значению).

- Приступили к работе, запишите однокоренные слова, выделите корень.

- Кто из вас испытывает затруднения, может воспользоваться карточкой.

( Следить за осанкой при письме).

- А вот какие слова придумала я. Проверьте. ( Документ-камера, слова на экране).

- Кто из вас записал такие же?

- А кто придумал другие ?

- Оцените свою работу.  (! - без ошибок, + - 1-2 ошибки, - - более 2 ошибок).

3. Постановка проблемы урока.

( На доске пословицы. Документ-камера)

На  … слово не кидайся, на  …   не гневайся.

До слова -  …  , дал слово -  …    .

- Прочитайте 1-ую пословицу. Какие слова вставили?  ( Ласковое, грубое).

- Что можете сказать об этих словах?  (Прилагательные -  антонимы).

 - Докажите. (Это слова, противоположные по значению).

- Прочитайте 2-ую пословицу. Какие слова вставили?  (Глаголы – синонимы).

- Докажите.  (Это слова, разные по написанию и произношению, но близкие по значению).

- Кто догадался, какова тема нашего урока?  (Синонимы и антонимы).

- Какие цели перед собой поставим?  ( Учиться распознавать, подбирать синонимы и антонимы).

- Для чего нужны в речи синонимы и антонимы?  (Для того, чтобы делать нашу речь более яркой, красочной).

- Прочитайте ещё раз 1-ую пословицу. Как вы её понимаете?

- Прочитайте 2-ую пословицу. Как вы её понимаете?

- А теперь я вам предлагаю поработать по вариантам, 1 вар. записывает первую пословицу по памяти, 2-ой – вторую. Глазками ещё раз сфотографируйте их

- Проверьте.

Физминутка

- Я буду называть слова. Если это синонимы вы хлопаете, антонимы – топаете, слова, которые не относятся ни к тем, ни к другим – плечи поднимаете и опускаете.

Быстрый – медленный

Быстрый – скорый

Тепло-холодно

Охранять-стеречь

Грязно-страшно

Дивный – чудный

Простой - сложный

Работа-урок

Богач-бедняк

Радоваться-веселиться

- Откройте учебники с.42, прочитайте правило.

4. Домашнее задание.

- Откройте дневники. Дома я вам предлагаю это правило выучить и закрепить полученные знания, выполнив упр.69 или упр.74.

5. Работа над новой темой.

- А теперь давайте поупражняемся в определении синонимов и антонимов.

( На интерактивной доске слева - синонимы, справа – антонимы, а посередине – слова для справок).

- Подберите к словам левого столбика синонимы, а к словам правого – антонимы.

Работа в парах

- А сейчас поработайте в парах. Запишите  две пары слов-синонимов и две пары слов-антонимов.

- У кого на столах зелёные кружочки, выбирает любые синонимы и антонимы, записанные на доске; у кого синие – из словаря (уточнить страницы, с.154-155); у кого красные – самостоятельно.(Дифференцированное задание).

Проверка.

6. Закрепление изученного материала. Мини-проект.

- Мы собрали много полезной информации, которая нам пригодится для создания газеты.

-Итак, приступим. Распределитесь на группы-отделы. Как необходимо вести себя в группе?

- Достаньте задание из конверта, прочитайте внимательно и выполните на альбомных листах.

Защита проектов у доски.

7. Подведение итога. Рефлексия.

- Давайте вспомним наш девиз. («Хочу всё знать!»)

- Что же мы узнали?

- Кому газета понравилась?

- Кто доволен своей работой, кому было всё понятно и интересно, положите смайлик в кармашек «Всё хорошо». Если вы испытывали затруднения при выполнении заданий, чувствовали неуверенность, положите смайлик в кармашек «Нужно поработать».

- А я очень довольна вашей работой, вы настоящие редакторы. Всем большое спасибо.

Самоанализ урока

Тема урока: «Синонимы и антонимы »

Целью  урока являлось формирование  умения различать синонимы и антонимы.  Создать условия для:

 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, определения

  признаков синонимов и антонимов, развитие умения правильно употреблять их в речи.

. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с  их ролью  в речи;

- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности.

В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

 - воспитания умения  работать в парах, группах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность, коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

Урок включает в себя этапы: актуализации знаний, самоопределения (постановка проблемного вопроса), работу по теме урока (по поиску ответа на поставленный вопрос), закрепление (применение полученных знаний), рефлексию и подведение итога урока. Этапы урока были логически связаны между собой.

На уроке применены следующие педагогические технологии: игровая, информационно-коммуникативная, технология коллективного взаимодействия, технология проектного обучения и реализуется личностно - ориентированный подход, в процессе обучения.

 Использовались такие методы обучения, как: словесный, наглядный, поисковый. На мой взгляд на уроке эффективно шёл процесс по формированию ууд:

- регулятивные (дети определили тему и цель урока, присутствовал самоконтроль и самооценка);

- личностные  (присутствовала работа по формированию учебной мотивации);

- коммуникативные (организовывалась работа в группах, парах);

- познавательные (в ходе урока использовались задания, которые способствовали развитию у детей умений проводить анализ и синтез, сравнивать объекты, находить существенные признаки, делать выводы и давать определения понятий).

Были выбраны разные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, что позволило включить каждого учащегося в работу по достижению цели.

При подготовке к уроку были учтены принципы доступности материала и  наглядности. Подобранные задания были интересны учащимся, активизировали их познавательную деятельность, развивали умения сравнивать, выделять главное, классифицировать, делать выводы и способствовали достижению цели урока.

Урок спланирован и проведен в игровой форме, использовано много разнообразных заданий, устные чередуются с письменными. Изучение нового материала основано на жизненном опыте детей и на ранее изученном материале. На уроке выполнен большой объём работы. Обращалось внимание на развитие у детей навыков самоконтроля и самооценки.

Учащиеся работали на уроке активно, с интересом, при необходимости помогали друг другу. Цель на уроке была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы"  2 класс...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Синонимы"

Презентация может быть использована на уроке русского языка в 3 классе по теме "Синонимы" (программа "Перспектива")...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Имя прилагательное. Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Имя прилагательное. Антонимы".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли ант...