Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
«Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе»
В связи с возникающими вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.
Грамматические разборы способствуют:
А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
Б) формированию орфографических умений и навыков;
В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А У О Э Ы | Л М Н Р Й | Б В Г Д Ж З | Ъ | |
Я Ю Ё Е И | П Ф К Т Ш С | Х Ц Ч Щ | Ь |
1 .ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА.
Большая - [б а л' ш а й' а ]-3 слога,7 букв,7 звуков,3 гласных,4 согласных
б- [б]-согласный, звонкий парный, твёрдый парный
о- [а]-гласный, безударный
л- [л']-согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ь- [ -]
ш- [ш]-согласный, глухой парный, твёрдый непарный
а- [а]-гласный, ударный
я [й']-согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[а]-гласный, безударный
2. ОБРАЗЕЦ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА ( ПО СОСТАВУ )
Порядок разбора | например |
| ПОДГОТОВКА СОБИРАЮСЬ ЗАГОРАТЬ ГОВОРИЛА ОКРУЖНОСТЬ ВЛЕВО |
3. ПОРЯДОК И ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА.
1). ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма | Постоянные признаки | Непостоянные признаки |
И. п., ед.ч. | а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г) склонение. | а) падеж; б) число. |
III. Синтаксическая роль в предложении.
Например: (в) воде- им.сущ.; н.ф.- вода, нарицательное, неодушевлённое, ж.р.,1-ескл.;
П.п., ед.ч.; роль обстоятельства места.
2). ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма | Непостоянные признаки |
И. п., ед.ч., м.р. | а) падеж; б) число, в). род( в ед. ч) |
III. Синтаксическая роль.
Например: февральский ( воздух ) - им. прил.; н.ф.- февральский, И.п., ед.ч, м.р.;
роль определения.
3). ГЛАГОЛ
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма | Постоянные признаки | Непостоянные признаки |
неопределённая (инфинитив) | а) вид; б) спряжение | а) число, б) время (если есть) в) лицо (если есть) г) род ( если есть ) |
III. Синтаксическая роль.
Например: мчится - гл.; н.ф.- мчаться, несовершенный вид; I спр.; ед.ч., наст. вр.,
3-е лицо; роль сказуемого.
4. ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА.
- СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
• Выделить словосочетание из предложения.
• Определить вид словосочетания: глагольное или именное.
• Найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они являются; указать строение.
свернули в лес (глагол + существительное)
красные мячи (прилагательное + существительное)
II . ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Я не видел реки великолепнее Енисея.
Это предложение простое, двусоставное, распространённое, полное;
( по цели высказывания) повествовательное, (по интонации) невосклицательное.
III. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу.
Это предложение сложное, союзное, сложносочинённое;
( по цели высказывания) повествовательное, (по интонации) невосклицательное; состоит из двух простых предложений:
первое - Машина застопорила.
второе - Катер медленно причалил к берегу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы разборов по русскому языку для начальной школы
Материал помогает соблюдать последовательность выполнения разборов по русскому языку....
Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.
Памятка для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе. Ученики могут пользоваться этой памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. В памятке представлены разные виды разбо...
"Грамматическое лото" на уроках русского языка в начальной школе.
Позволяет быстро и интересно повторить материал по теме грамматика, используя любой текст....
Виды разборов по русскому языку в начальной школе
Образец морфологического, фонетического разборов по русскому языку....
Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"
В данной работе представлен подробный план и подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителе...
Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.
Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе....
Формирование грамматических навыков на уроках русского языка в начальной школе.
В данной статье описаны способы и методы формирования грамматических навыков...