Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Иванова Екатерина Семёновна

 

«Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе»

        В связи с возникающими вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления  в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.

 

Грамматические разборы способствуют:

А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;

Б) формированию орфографических умений и навыков;

В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;

Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А У О Э Ы

Л М Н Р Й

Б  В  Г  Д  Ж  З

 Ъ

Я Ю Ё Е И

П Ф  К  Т  Ш  С

  Х  Ц  Ч  Щ

 Ь

1 .ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

Большая - [б а л' ш а й' а ]-3 слога,7 букв,7 звуков,3 гласных,4 согласных

б- [б]-согласный, звонкий парный, твёрдый парный

о- [а]-гласный, безударный

л- [л']-согласный, звонкий непарный, мягкий парный

ь- [ -]

ш- [ш]-согласный, глухой парный, твёрдый непарный

а- [а]-гласный, ударный

я    [й']-согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

      [а]-гласный, безударный

2. ОБРАЗЕЦ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА ( ПО СОСТАВУ )

Порядок разбора

например

  1. окончание  
  2. основа
  3. корень
  4. приставка
  5. суффикс

ПОДГОТОВКА      СОБИРАЮСЬ       ЗАГОРАТЬ

ГОВОРИЛА            ОКРУЖНОСТЬ       ВЛЕВО

3. ПОРЯДОК И ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

1).    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

Начальная форма

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

И. п., ед.ч.

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое  или неодушевлённое;

в) род;

г) склонение.

а) падеж;

б) число.

III. Синтаксическая роль в предложении.

Например: (в) воде- им.сущ.; н.ф.- вода, нарицательное, неодушевлённое, ж.р.,1-ескл.;  

                      П.п., ед.ч.;   роль обстоятельства места.

 

2).    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

Начальная форма

Непостоянные признаки

И. п., ед.ч., м.р.

а) падеж; б) число,  в). род( в ед. ч)

III. Синтаксическая роль.

Например:  февральский ( воздух ) - им. прил.; н.ф.- февральский, И.п., ед.ч, м.р.;

                      роль определения.

3).    ГЛАГОЛ

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

Начальная форма

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

неопределённая

(инфинитив)

а) вид;

б) спряжение

        а) число,

        б) время (если есть)

         в) лицо (если есть)

        г) род ( если есть )

III. Синтаксическая роль.

Например:     мчится - гл.;  н.ф.- мчаться,  несовершенный  вид;  I спр.;  ед.ч.,  наст. вр.,

                 3-е лицо; роль сказуемого.

4. ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

  1. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

• Выделить словосочетание из предложения.

• Определить вид словосочетания: глагольное или именное.

• Найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они являются; указать строение.

   

свернули в лес  (глагол + существительное)

                         

красные мячи  (прилагательное + существительное)

II . ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Я не видел реки великолепнее Енисея.

Это предложение простое, двусоставное, распространённое, полное;

( по цели высказывания) повествовательное, (по интонации) невосклицательное.

III.    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу.

Это предложение сложное, союзное, сложносочинённое;

( по цели высказывания) повествовательное,  (по интонации) невосклицательное; состоит из двух простых предложений:

первое - Машина застопорила.

второе - Катер медленно причалил к берегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы разборов по русскому языку для начальной школы

Материал помогает соблюдать последовательность выполнения разборов по русскому языку....

Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.

Памятка для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе. Ученики могут пользоваться этой памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. В памятке представлены разные виды разбо...

"Грамматическое лото" на уроках русского языка в начальной школе.

Позволяет быстро и интересно повторить материал по теме грамматика, используя любой текст....

Виды разборов по русскому языку в начальной школе

Образец морфологического, фонетического разборов по русскому языку....

Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"

В данной работе представлен подробный план и  подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителе...

Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.

Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе....

Формирование грамматических навыков на уроках русского языка в начальной школе.

В данной статье описаны способы и методы формирования грамматических навыков...