Урок русского языка по теме "Глагол"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Котикова Людмила Васильевна

Урок поможет закрепить изученный материал по темн "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык, 3 класс38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.05.2014г

 Учитель: Котикова Людмила Васильевна

 Предмет: русский язык

Класс: 3 «А»

Тема: «Части речи»

Тип урока: урок рефлексии

Основные цели:

1) тренировать умение находить части речи в тексте, подбирать пропущенные части речи в  предложении;

2) тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности

Личностные результаты: 
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты: 
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты: 
- ученики понимают, что такое местоимение, имя существительное, имя прилагательное, глагол
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты: 
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.

Материалы для занятия:

Демонстрационный материал: 1) высказывание Л.Н. Толстого; 2) эталон по правописанию частей речи; 3) образец выполнения самостоятельной работы  1; 4) карточка с высказываниями для этапа рефлексии;

Раздаточный материал: 1) карточка с дополнительными заданиями; самостоятельная работа  2; 8) эталон для самопроверки самостоятельной работы  2.

Ход урока

1.Оргмомент

    - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Предлагаю быть гостеприимными  хозяевами. Давайте создадим в нашем классе атмосферу тепла, представив себя солнышками, а наши руки лучиками. Пожелаем друг другу добра, взаимопонимания, вежливости, успеха.

2. Мотивация к коррекционной деятельности

На доске карточка с высказыванием:

− Как вы понимаете высказывание Л.Н.Толстого? Как вы думаете, какое отношение имеет этот девиз к нашему уроку? (Мы будем исправлять свои ошибки по какой-то теме)

-С чего начнём свою работу? ( С шагов учебной деятельности )

 3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

На доске  слова:

− Запишите на  листочках  номера   слов, которые подходят к данным  схемам  и обоснуйте свой выбор. (№ 1, 4, 8, − это существительные, №2, 6, 9 - прилагательные, № 3, 5,7– глаголы.)

Какова тема нашего урока. Поставьте цель.

 − Какое слово не подходит к  схемам ? (Пятнадцать - это числительное) Какое сегодня число? Какой праздник  отмечают все народы 15 мая? (15 мая- Международный день семьи)

− Запишите число, классная работа.

-Минутка чистописания

 я  мор  фо  ло  ги  (составьте слово из слогов)

- Что такое морфология?  ( раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, их категории и формы слова)

Прочитайте пословицу про себя, вслух.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

-Как вы понимаете пословицу?  Какое отношение она имеет к нашему уроку? (учимся грамотно писать, говорить)

Проверка домашнего задания.  Вы должны были придумать ребусы. Какая общая тема объединяет их? (Семья)

Сколько букв  в слове учиться? (7б, а звуков 6) Дайте характеристику первому звуку, второму

Клавиатурное письмо (Электронное приложение, «Число имён существительных») Взаимопроверка

-Слова,  какой части речи просил нас записать КОтИК? (Существительное)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

Самостоятельные: существительное , прилагательное, числительное, глагол, местоимение

Служебные: предлоги, союзы

-С какими мы ещё частями речи знакомы? (имя прилагательное,  имя существительное ,глагол, местоимение)

-Составьте кластеры (групповая работа)

− Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)

− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны ее проверить по образцу.)

− Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)

На доску вывешивается карточка с образцом:

Повеяло черёмухой.

Проснулся соловей.

Уж песнью заливается

Он в зелени ветвей.

− Что вы все должны сделать? (Сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.)

− С какой целью будете сопоставлять с эталоном для самопроверки? (Те, кто ошибся, смогут определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно, проверит правильность своих рассуждений.)

4. Локализация индивидуальных затруднений(работа на листочках)

Наша семья занимается спортом.

Мы любим семейные праздники.

Моя бабушка печёт вкусные пироги.

Учитель читает предложение, а дети выписывают части речи: 1 гр-сущ, 2гр-прилаг, 3гр глаголы, 4гр-местоимения

1 группа          

2 группа  

3 группа        

4 группа

Семья

Спортом

Праздники

Бабушка

пироги

Семейные

вкусные

Занимается

Любим

печёт

Наша

Мы

моя

Проверка по эталону

    Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова. Если кто-то ошибся, учитель даёт дополнительное задание.  

Дружные дети составили герб своей семьи.(те, кто ошибся)

Задания повышенной сложности. Отгадайте загадки , составьте словосочетания, определите род имени прилагательного

1)Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...

2) Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...

3) Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С высоты упав, не ныть,
И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

4) Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы — …

                                           Физкультминутка

Я, ты, он , она –вместе целая страна

5. Коррекция выявленных затруднений.

− Проверка выполненных заданий.

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

− Вы самостоятельно исправили ошибки.

−Как определить часть речи?

Алгоритм

1. Прочитай слово:

2.Задай вопрос

3. Определи, что оно обозначает

4. Назови часть речи

7. Самостоятельная работа№2 с самопроверкой по эталону.

Вставь пропущенные по смыслу слова, определи их часть речи.

1грВ дружной семье и в холод тепло.

2грВ своём доме и стены помогают.

3гр Семья без детей, что цветок без запаха

4грЧеловек без семьи, что дерево без плодов

8. Включение в систему знаний и повторение.

1)Мы друг другу помогаем,

Никого не обижаем.

Вот такой наш дружный класс.

Приглашаем в гости  Вас.

 

2)Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

9. Рефлексия деятельности на уроке.

− Какова была цель этого урока? (Выяснить, хорошо ли мы знаем части речи и умеем находить их в тексте)

− Оцените свою деятельность на уроке.

  • Я все понял и могу объяснить другому.
  • Я все понял.
  • У меня остались вопросы.
  • Оцените деятельность группы на уроке.
  • С каким настроением вы уходите с урока?

-Оцените работу группы

10.Домашнее задание

1-3 группа  

Спишите. Определите части речи.

Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари

Яркий свет на поля разливается .

За рекой, на лугу, по росе косари

Идут, косят траву, наклоняются.

                                                    И. Суриков

2-4 группа

Спишите , вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Зимн… дорога, жёлт…ый карандаш, русск… солдат, горяч.. молоко, вечерн… заря, летуч.. мышь, весен.. облако, ранн.. утро, сладк.. варенье, ближн… деревня.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...


 

Комментарии

Котикова Людмила Васильевна

Очень хороший урок. Спасибо!