Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК по системе Л.В. Занкова 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_umk_sistema_l.v.zankova.doc | 490.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Ленинского района г. Саратова
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _____________ Протокол № ___ от «____»______ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР _______________ «____»____________2015 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________ Приказ № ___ от «___»________2015 г. |
Рабочая программа
По предмету РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс 4 «А»
Учитель Пужаевой С.В., высшая категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ______ от «____»______ 2015г
2015-2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель - изучения русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
II. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, основной организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущую роль теоретических знаний в обучении;
- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;
- осознание школьниками процесса обучения;
- систематическую работу над развитием каждого ребёнка, включая самого слабого.
Эти принципы обуславливают расширение в курсе объёма инвариативного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучений учебного материала.
Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а так же усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Программа ориентируется на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутьё, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другими дополнительными материалами.
Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателей обще культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 ч (из них по русскому языку 115 ч выделяется на уроки письма в период обучения грамоте). Содержание курса разработано на 560 ч, из них 50 ч отводится на изучение русского языка в первом классе (5 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2-4 классах на изучение курса отводится 4 часа в неделю, относящиеся к обязательной части учебного плана, всего 136 часов (34 учебной недели) и 1 час, относящийся к части, формируемой участниками образовательных отношений, всего 34 часа. В данной рабочей программе русский язык представлен комплексно (170 часов в каждом классе). Компоненты обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, объединены с целью сохранения целостности курса «Русский язык»
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мысли, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичное единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
- овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
- владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и признаках речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- осознание безошибочного письма как одного проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержательная линия «Фонетика и орфоэпия»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Содержательная линия «Графика»
Выпускник научится:
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Содержательная линия «Лексика»
Выпускник научится:
- выделять слова, значения которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Содержательная линия «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Содержательная линия «Морфология»
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными, личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Содержательная линия «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания. Находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – определения, обстоятельства, дополнения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической зоркости;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник. 1 класс.
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник. 2 класс: В 2ч.
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2ч.
Нечаева Н.В Русский язык: Учебник. 4 класс: В 2ч.
Нечаева Н.В . Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
Нечаева Н.В. Русский язык в начальной школе: 1, 2, 3, 4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя..
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, орфографический, фразеологизмов.г.
- Методические рекомендации: Н.А.Лемяскина, И.А.Сизова «Русский язык» 1 класс, ВОИПКиПРО г. Воронеж 2008 г.
2. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- телевизор (по возможности);
- видеомагнитофон/ видеоплеер (по возможности);
- аудиоцентр/ магнитофон;
- диапроектор;
- мультимедийный проектор
- экспозиционный экран
- компьютер
- принтер струйный цветной (по возможности);
- фотокамера цифровая (по возможности);
- видеокамера цифровая со штативом (по возможности);
3. Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программ по русскому языку (по возможности);
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ по русскому языку (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программ по русскому языку.
4. Оборудование класса:
- ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; начтенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели схем и таблиц и т.п.
Список используемой литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
- Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса
№ Урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результата) | Виды контроля | Календарные сроки | Фактические сроки |
Раздел 1:. Что нужно для общения ( 16 часов) | |||||||
Средства устного общения. Речевая ситуация. | 1 | Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Сочинение продолжения заданной речевой ситуации. | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 2.09 | ||
Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Редактирование текста телеграммы | 1 | Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста. Составление и редактирование текста телеграммы. | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 3.09 | ||
Текст, стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы | 1 | Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения. Грамматическая и лексическая сочетаемость. Орфоэпические и орфографические нормы. | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 4.09 | ||
Текст, тема, заголовок и основная мысль текста. | 1 | Текст: тема, заголовок, основная мысль. Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 7.09 | ||
Вводный диктант | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 8.09 | ||
Работа над ошибками работа со словарем и словарной статьей. . Синонимы, стилистически окрашенные слова. | 1 | Работа со словарем, словарной статьей. Синонимы, стилистически окрашенные слова. Литературные нормы и разговорный язык. Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. | Уметь анализировать и классифицировать ошибки Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 9.09 | ||
Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка. | 1 | Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «великие люди России» или «творчество моего народа». | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова | Комбинированный | 10.09 | ||
Обобщение знаний, систематизация по разделам. Правописание безударных окончаний. Сущ. И прил. | 1 | Буква удвоенного согл., ь знак после шипящих, непроизнос. согл. | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 11.09 | ||
Обобщение знаний, систематизация по разделам. Правописание безуд. оконч. сущ. и прил | 1 | Буква удвоенного согл., ь знак после шипящих, непроизнос. Согл. | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 14.09 | ||
Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании. | 1 | Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но». | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 15.09 | ||
Роль ь и ъ. Работа с репродукциями | 1 | Роль ъ и ь. Стили: художественный и научнопопулярный (назначение, признаки, сравнение). Работа с репродукциями картин. Глагол и отглагольные (без введения понятия) существительные. Морфологический и морфемный разбор имени существительного, сложные слова. | Уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте | Комбинированный | 16.09 | ||
Правописание безударных окончаний имен существительных | 1 | Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Лексическая работа. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Работа с репродукциями картин. | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова Уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения | Комбинированный | 17.09 | ||
Изложение «Моя поляна» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 18.09 | ||
Синонимы, стилистические синонимы, словарная статья, | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия). | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова | Комбинированный | 21.09 | ||
Определение лексического значения слова. Выбор темы исследования. Тест | 1 | Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей. Фразеологизмы, их роль в языке. Справочник эпитетов: работа со словарной статьей. | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова Уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения | Комбинированный | 22.09 | ||
Анализ работ. Фразеологизмы, их роль в языке | 1 | Справочник эпитета | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова | Комбинированный | 23.09 | ||
Раздел 2: Обращение (9 часов) | |||||||
Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. | 1 | Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по Составу | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова Уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения | Комбинированный | 24.09 | ||
Выделение обращения в устной и письменной речи. Словарный диктант | 1 | Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова Уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения | Комбинированный | 25.09 | ||
Выделение обращения в устной и письменной речи. | 1 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). | Уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения | Комбинированный | 28.09 | ||
Решение орфографических задач: выбор предлога о и об, правописание суффиксов _ек_, _ик_. | 1 | Актуализация Знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов. | Уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения | Комбинированный | 29.09 | ||
Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий | 1 | Работа с текстом, составление плана, словарная работа | Уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения | Комбинированный | 30.09 | ||
Произведения устного народного творчества с обращениями. | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. Знаки препинания | Уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения | Комбинированный | 1.10 | ||
Имена в роли обращения. | 1 | Формы мужских и женских имён. Знаки препинания в предложениях с обращением. | Уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения | Комбинированный | 2.10 | ||
Виды обращения в зависимости от адресата и места общения. | 1 | Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения. Работа с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составление текстаоткрытки. | Уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения | Комбинированный | 5.10 | ||
Контрольный диктант по теме «обращение» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 6.10 | ||
Раздел 3: Части речи (3 час) | |||||||
Анализ работ. Части речи в русском языке. Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст. | 1 | Самостоятельные и служебные части речи | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 7.10 | ||
Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Грамматические признаки частей речи. | 1 | Однокоренные слова и части речи. Грамматические признаки Частей речи. | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 8.10 | ||
Части речи, их грамматические признаки. Части речи и члены предложения.
| 1 | Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ. | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 9.10 | ||
Склонение имён существительных в форме единственного числа (9 часов) | |||||||
Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | Безударные падежные окончания имен существительных | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 12.10 | ||
Грамматические признаки имени существительного.. Окончания существительных 1, 3 склонени я в форме р., д., п. Падежей | 1 | Актуализация знаний: имя существительное как часть речи | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 13.10 | ||
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. | 1 | Безударные падежные Окончания имен существительных | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 14.10 | ||
Контрольное списывание | 1 | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 15.10 | ||
Анализ работ. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | Безударные падежные окончания имен существительных | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 16.10 | ||
Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | Безударные падежные окончания имен существительных | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 19.10 | ||
Обучающее сочинение с элементами описания «Праздник света и тишины». | 1 | Текст – описание. Тема и главная мысль текста, план | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 20.10 | ||
Анализ сочинений. Работа над ошибками правописание безударных окончаний существительного в форме р., д., п. падежей. | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 21.10 | ||
Правописание безударных окончаний существительного в форме р., д., п. падежей | 1 | Повторение изученных орфограмм | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 22.10 | ||
Склонение имён существительных в форме множественного числа (7 часов) | |||||||
Наблюдение за склонением имён существительных множественного числа. Словарный диктант | 1 | Изменение имен существительных по числам и падежам | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 23.10 | ||
Склонение существительных в форме множественного числа. Работа с репродукциями картин | 1 | Типы склонения. Обобщение знаний: составление сводной таблицы склонений | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 26.10 | ||
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 27.10 | ||
Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | Актуализация знаний: обращение письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил. | Комбинированный | 28.10 | |||
Анализ диктанта. Существительные ,имеющие одну форму числа | 1 | Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 29.10 | ||
окончание как грамматический показатель р.п. Множественного числа существительных | 1 | Особенности употребления имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах, определение падежа имен существительных. | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 30.10 | ||
Обобщение знаний по теме. Словообразование. Т.п. Множественного числа существительного. | 1 | Изменение имен существительных во множественном числе по падежам. | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 9.11 | ||
Склонение имён прилагательных (17 часов) | |||||||
Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного существительным. Типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 10.11 | ||
Образование имён прилагательных. | 1 | Образование имен прилагательных. Притяжательные прилагательные. | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 11.11 | ||
Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Морфологический разбор прилаг. Окончание как грамматический показатель. | 1 | Работа с текстом: структурные части, повтор слов как стилистический прием. Правописание падежных окончаний прилагательных | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 12.11 | ||
Роль имён прилагательных в речи. Согласование прилагательного с существительным. | 1 | Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. Согласование прилагательного с существительным. | Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа. | Комбинированный | 13.11 | ||
Роль имён прилагательных в речи. Окончание у прилагательных м., ж., ср. Рода в р.п. | 1 | Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Заполнение адреса на конверте. Окончание у прилагательных м., ж., ср. Рода в р.п. Роль имен прилагательных и существительных в предложении. | Иметь представление о том, что имена существительные могут иметь форму только единственного или множественного числа | Комбинированный | 16.11 | ||
Проверочный диктант. | 1 | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил. | Иметь представление о том, что имена существительные могут иметь форму только единственного или множественного числа | Комбинированный | 17.11 | ||
Работа над ошибками. Особенности склонения имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой и твёрдой основой. Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. | Иметь представление о том, что имена существительные могут иметь форму только единственного или множественного числа | Комбинированный | 18.11 | ||
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Родительный падеж.. | 1 | Склонение Прилагательных мужского и среднего рода | Иметь представление о том, что имена существительные могут иметь форму только единственного или множественного числа | Комбинированный | 19.11 | ||
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж | 1 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода | Актуализация знаний: однородные члены предложения, знаки препинания при них; словосочетание; согласование существительного и прилагательного | Комбинированный | 20.11 | ||
Обучающее изложение | 1 | Работа с текстом, составление плана, словарная работа | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 23.11 | ||
Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 24.11 | ||
Творительный и предложный падежи | 1 | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Должны овладеть алгоритмом составления опорной схемы имени прилагательного | Комбинированный | 25.11 | ||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода. | Должны овладеть алгоритмом составления опорной схемы имени прилагательного | Комбинированный | 26.11 | ||
Склонение прилагательных женского рода. | 1 | Склонение прилагательных женского рода с мягкой и твёрдой основой.типы текста. Текст-описание. | Должны овладеть алгоритмом составления опорной схемы имени прилагательного | Комбинированный | 27.11 | ||
Склонение прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи. Словарный диктант | 1 | Правописание окончаний имён прилагательных женского рода в винительном и тво-рительном падежах | Должны овладеть опорной схемой имени прилагательного и умение работать по алгоритму | Комбинированный | 30.11 | ||
Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки. | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных, слова С переносным значением. | Должны овладеть опорной схемой имени прилагательного и умение работать по алгоритму | Комбинированный | 1.12 | ||
Контрольный диктант №3 по теме «правописание безударных окончаний имён прилагательных». | 1 | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил. | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 2.12 | ||
Местоимение(15 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Общее понятие о местоимении | 1 | Местоимение как частей речи, употребление местоимений в речи. | Иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки | Комбинированный | 3.12 | ||
Введение понятия «личные местоимения». Исследование грамматических признаков личных местоимений. | 1 | Исследование грамматических признаков личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Смысловая и грамматическая связь местоимения и существительного, на которое оно указывает. | Грамматическая связь местоимения с сущ., на которое оно указывает. Грамматическая связь местоимения с глаголом | Комбинированный | 4.12 | ||
Обучающее сочинение | 1 | Тема и главная мысль текста, план. | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 7.12 | ||
Анализ сочинений. Склонение личных местоимений. | 1 | Склонение личных местоимений . Орфограммы, связанные со склонением личных местоимений | Грамматическая связь личных местоимений и глаголов. Актуализация знаний: грамматические признаки глагола, грамматическая связь существительного с прилагательным | Комбинированный | 8.12 | ||
Склонение личных местоимений | 1 | Склонение личных местоимений Орфограммы, связанные со склонением личных местоимений | Иметь представление о частях речи и их грамматических признаках | Комбинированный | 9.12 | ||
Склонение личных местоимений. | 1 | Склонение личных местоимений | Иметь представление о частях речи и их грамматических признаках | Комбинированный | 10.12 | ||
Склонение местоимений 3-го лица. | 1 | Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений 3 лица. Написание начальное буквы н у местоимений после некоторых предлогов | Должны иметь представление о том, что местоимение склоняются. | Комбинированный | 11.12 | ||
Предлоги перед местоимениями. | 1 | Правописание местоимений с предлогами. Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. | Должны иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки | Комбинированный | 14.12 | ||
Предлоги перед местоимениями | 1 | Правописание местоимений с предлогами. Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Должны иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки | Комбинированный | 15.12 | ||
Проверочная работа по теме «Склонение местоимений» | 1 | Применение правил правописания местоимений. | Должны иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки | Комбинированный | 16.12 | ||
Работа над ошибками. Склонение личных местоимений. | 1 | Склонение личных местоимений. | Должны иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки | Комбинированный | 17.12 | ||
Работа с репродукциями. Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений 3 лица. | 1 | Актуализация знаний: разбор по членам предложения, разбор как части речи | Должны иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки | Комбинированный | 18.12 | ||
Правописание предлогов с личными местоимениями. Синтаксическая роль личных местоимений. | 1 | Употребление множественного числа в значении единственного; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личных местоимений | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 21.12 | ||
Диктант за 1 полугодие. | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 22.12 | ||
Анализ диктанта. Обобщение изученных тем. | 1 | Повторение изученным орфограмм | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 23.12 | ||
Раздел 4: Неопределённая форма глагола. Вид глагола.( 8 часов) | |||||||
Текст. Стиль, стилистические особенности, тип, роль частей речи в создании текста. Составление текста на основе анализа репродукций картин. | 1 | Состав слова, однокоренные слова, словообразование | Уметь разбирать по составу глаголы прошедшего времени с постфиксом | Комбинированный | 24.12 | ||
Глагол как часть речи, грамматические признаки. Начальная, неопределённая форма.. Различение глаголов по вопросу. | 1 | Состав слова, форма слова и однокоренные слова. | Уметь разбирать по составу глаголы прошедшего времени с постфиксом | Комбинированный | 25.12 | ||
Роль глагола в речи, в предложении. Обобщение знаний о грамматических признаках, время глагола, различие настоящего и прошедшего времени | 1 | Состав слова, форма слова и однокоренные слова. | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 28.12 | ||
Вид глагола. Постоянные и непостоянные признаки. Определение вида глагола. | 1 | Оформление таблицы. | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 29.12 | ||
Анализ текста- описание исследования. Этапы исследования. Текст - рассуждение | 1 | Будущее время глагола. Фонетический анализ слова, постоянные и непостоянные признаки сущ., члены предложения | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 11.01 | ||
Вид глагола. Образование совершенного и несовершенного вида. | 1 | Время глагола. Способы образования видовых пар. | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 12.01 | ||
Обобщение темы. | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 13.01 | ||
Работа с текстом. Изложение | 1 | Глагольные суффикс, разбор по составу неопр.формы. | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 14.01 | ||
Прошедшее время глагола.(4 часа) | |||||||
Прошедшее время глагола. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. | 1 | Предложение, члены предложения, однородные члены, однокоренные слова, разбор слов по составу. | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 15.01 | ||
Правописание глагольных суффиксов перед -л | 1 | Разбор глаголов по составу. Части речи. Состав слова. | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 18.01 | ||
Образование глаголов прошедшего времени мужского рода. Разбор глагола | 1 | Самостоятельное составление заданий к орфограммам , правописание суффиксов –ек, ик, правописание ь в возвратных глаголах | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 19.01 | ||
Диктант по теме «Правописание глаголов в прошедшем времени» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 20.01 | ||
Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться, -тся(4 часа) | |||||||
Грамматические признаки глагола. Ь знак в возвратных глаголах. Правило написания глаголов на ться, тся | 1 | Обозначение звуков буквами, состав слова | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 21.01 | ||
Правописание возвратных глаголов | 1 | Части речи, грамм. Признаки глагола, состав слова, однокоренные слова, фонетический разбор, обозначение звуков на письме. | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 22.01 | ||
Глагол и отглагольные сущ., составление текста на основе репродукции. | 1 | Правописание ться и тся части речи, глагол. Прилагательные, перешедшие в сущ. | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 25.01 | ||
Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего и будущего времени | 1 | Изученные орфограммы правописание ться и тся | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 26.01 | ||
Лицо глагола( 3 часа) | |||||||
Окончание как грамматический показатель признаков глагола.. Изменение глагола по лицам | 1 | Окончание, роль окончания в предложении, окончание как грамматический показатель слова. Неизменяемые части слова | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 27.01 | ||
Грамматические признаки глагола | 1 | Глаголы не имеющие 1-го лица | Должны уметь определять грамматические признаки | Комбинированный | 28.01 | ||
Контрольное списывание | 1 | Сравнение форм глагола. Работа с текстом. | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 29.01 | ||
Правописание ь в окончании глагола 2 лица единственного числа (4 часа) | |||||||
Правописание ь в окончании глагола 2 лица единственного числа | 1 | Правописание ь в разных частях речи | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 1.02 | ||
Правописание ь в окончании глагола 2 лица единственного числа | 1 исключ | Средства связи частей текста. План текста | Должны уметь обобщать знания | Комбинированный | 2.02 | ||
Правописание ь в окончании глагола 2 лица единственного числа. Словарный диктант. | 1 | Средства связи частей текста. План текста | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 3.02 | ||
Закрепление темы правописание ь в окончании глагола 2 лица единственного числа | 1 | Грамматические признаки глагола и сущ., фонетический и звукобуквенный анализ | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 4.02 | ||
Спряжение глагола ( 10 часов) | |||||||
Введение понятия спряжение. Подбор личных форм к видовым парам глаголов | 1 | Окончания глаголов 1 и 11 спряжения | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 5.02 | ||
Спряжение глагола. Определение спряжения в глаголах с ударным личным окончанием | 1 | Наблюдение соответствия личной формы глагола и личного местоимения | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 8.02 | ||
Определение спряжения глагола при ударном личном окончании глагола | 1 исключ | Грамматические признаки глагола, звукобуквенный анализ, фонетический анализ | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 9.02 | ||
Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием ( по неопред. форме). Глаголы исключения | 1 | Состав слова, суффикс, окончание | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 10.02 | ||
Освоение алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием | 1 | Способы запоминания глаголов исключений | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 11.02 | ||
Спряжение глагола и способы его определения ( по ударному окончанию, по инфинитиву) | 1 | Связь грамматических признаков сущ. И прил. | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 12.02 | ||
Развитие речи. Текст, роль интонации. Сравнительный анализ репродукций | 1 | Глагол и его грамматические признаки | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 15.02 | ||
Порядок действий при определении спряжения | 1 объед | Обращение, состав слова, фонетический анализ пословицы | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 16.02 | ||
Алгоритм определения спряжения глагола. | 1 | Работа с изученными орфограммами | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 17.02 | ||
Проверочная работа по теме «спряжение глаголов» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 18.02 | ||
Правописание личных безударных окончаний глаголов (9 часов) | |||||||
Введение понятия «орфограмма безударного гласного в личном окончании глагола». | 1 | Алгоритм выбора безударного гласного в личном окончании глагола. | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 19.02 | ||
Глаголы-исключения. Рассуждение: сравнение текстов по стилю. | 1 | Актуализация знаний: разбор предложения по членам; связи слов по грамматическим признакам | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 22.02 | ||
Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы-исключения. | 1 | Актуализация знаний: звукобуквенный анализ, однокоренные слова. | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 24.02 | ||
Правописание безударных личных окончаний глагола. Грамматические признаки глагола. | 1 | Актуализация знаний: словообразование, фонетический разбор, главные члены предложения. | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 25.02 | ||
Окончание как грамматический показатель глагола. | 1 | Актуализация знаний: части речи и члены предложения, грамматические признаки глаголов, существительных; словообразование, многозначность в языке. | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 26.02 | ||
Правописание безударных личных окончаний глагола. Способы образования глаголов. | 1 объедин | Актуализация знаний: словообразование; спряжение глагола; фонетический анализ. | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 29.02 | ||
Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы-исключения. | 1 | Актуализация знаний: члены предложения, части речи | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 1.03 | ||
Статья как литературный жанр; анализ смысла афоризмов | 1 | Работа с изученными орфограммами | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 2.03 | ||
Диктант по теме «Глагол» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 3.03 | ||
Раздел 5: Сложные предложения (6 ч) | |||||||
Введение понятий «простое предложение», «сложное предложение».. | 1 | Актуализация знаний: предложения с одной основой, их характеристика, члены предложения и части речи, синтаксический разбор простого предложения, однородные члены предложения и знаки препинания при них; глагол, грамматические признаки глагола, правописание глагола; разделы языка, их взаимосвязь | Должны иметь представление о сложном предложении и постановке знаков препинания | Комбинированный | 4.03 | ||
Союзная и бессоюзная связь в простом и сложном предложении. | 1 | Должны иметь представление о сложном предложении и постановке знаков препинания | Комбинированный | 7.03 | |||
Восстановление предложений, лексическое значение слова, переносное значение слова | 1 | Актуализация знаний: состав слова, глагол как часть речи, правописание глаголов, морфологический разбор глагола; склонение и спряжение. | Должны иметь представление о сложном предложении и постановке знаков препинания | Комбинированный | 9.03 | ||
Работа с текстом: восстановление деформированного текста; пунктуационный и морфологический анализ. | 1 | Актуализация знаний: звукобуквенный анализ, грамматические признаки глагола; разбор слов по составу | Должны иметь представление о сложном предложении и постановке знаков препинания | Комбинированный | 10.03 | ||
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. | 1 | Актуализация знаний: члены предложения, части речи, грамматические признаки существительных, разбор слов по составу, фонетический анализ | Должны иметь представление о сложном предложении и постановке знаков препинания | Комбинированный | 11.03 | ||
Обобщение знаний по теме. Типы связи в сложном предложении. | 1 | Актуализация знаний: словообразование, части речи, члены предложения. | Должны иметь представление о сложном предложении и постановке знаков препинания | Комбинированный | 14.03 | ||
Раздел 6: Употребление наречий в речи (5 ч) | |||||||
Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки | 1 | Актуализация знаний: основа предложения, второстепенные члены, словосочетание, согласование как вид связи; части речи, неизменяемые слова; разбор по составу, разбор по составу несклоняемых существительных; обращение | Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный | 15.03 | ||
Образование наречий | 1 | Актуализация знаний: члены предложения, части речи, состав слова | Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный | 16.03 | ||
Группы наречий по значению. Разбор наречий по составу | 1 | Актуализация знаний: характеристика предложений | Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный | 17.03 | ||
Обобщение знаний по теме. Развитие средств устного общения | 1 | Актуализация знаний: характеристика предложений | Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный | 18.03 | ||
Диктант за 3 четверть | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 21.03 | ||
Образование и правописание наречий (7 ч) | |||||||
Анализ работ. Наречие как неизменяемая часть речи. | 1 | Актуализация знаний: предложение, словосочетание, члены предложения, части речи; словообразование | Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный | 22.03 | ||
Разряды наречий по значению. Способы образования наречий. Синтаксическая роль наречий. | 1 | Актуализация знаний: члены предложения, части речи, склонение имен существительных, состав слова, однокоренные слова | Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный | 23.03 | ||
Роль наречий в речи, преобразование. Прилагательных в наречия. | 1 | Актуализация знаний: однокоренные слова, состав слова. Промежуточное обобщение знаний | Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный | 24.03 | ||
Наречие (обобщение знаний). Глагол и наречие. | 1 | Актуализация знаний: части речи, грамматические признаки частей речи, правописание падежных окончаний, однокоренные слова, состав слова | Уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы | Комбинированный | 25.03 | ||
Разряды наречий по значению. Орфограммы в наречиях. | 1 | Актуализация знаний: предложение, грамматические признаки глагола, правописание глаголов | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами . Должны уметь обобщать знания | Комбинированный | 4.04 | ||
Работа с текстом: тип текста, текст-повествование. | 1 | Актуализация знаний: второстепенные члены предложения – обстоятельства, дополнения, | Уметь структурировать языковые средства оформления текста. | Комбинированный | 5.04 | ||
Обобщение знаний по теме «Наречие» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 6.04 | ||
Раздел 7: Законы языка в практике речи (15 часов) | |||||||
Законы языка в речи. | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Иметь представление о способах и средствах передачи чувств в речи | Комбинированный | 7.04 | ||
Законы языка в речи | 1 | Уметь определять морфемный состав слова, выполнять фонетический анализ слова | Комбинированный | 8.04 | |||
Законы языка в речи. | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами . Должны уметь обобщать знания. | Комбинированный | 11.04 | ||
Использование антонимов в речи. | 1 | Уметь грамотно писать слова с парными согласными в корне слова | Комбинированный | 12.04 | |||
Контрольный словарный диктант | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 13.04 | ||
Анализ ошибок. Работа над ошибками. | 1 | Повторение изученных орфограмм | Уметь анализировать ошибки и находить их причины | Комбинированный | 14.04 | ||
Использование синонимов в речи | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 15.04 | ||
Стили литературного языка «научно-популярный» | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Должны уметь обобщать знания. | Комбинированный | 18.04 | ||
Стили литературного языка «деловой» | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 19.04 | ||
Контрольное списывание | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 20.04 | ||
Стили литературного языка «художественный» | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 21.04 | ||
Стили литературного языка «разговорный» | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Должны уметь обобщать знания. | Комбинированный | 22.04 | ||
Текст - повествование | 1объедин | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 25.04 | ||
Текст - описание | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Должны уметь обобщать знания. | Комбинированный | 26.04 | ||
Текст - рассуждение | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 27.04 | ||
Раздел 8: Повторение за год (14 часов) | |||||||
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами | Комбинированный | 28.04 | ||
Изложение «Ливень» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 29.04 | ||
Анализ работ. Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными | Комбинированный | 3.05 | ||
Работа с текстом. Сложное предложение. | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Иметь представление о роли сложного предложения в тексте. | Комбинированный | 4.05 | ||
Правописание парных согласных в корне слова | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь грамотно писать слова с парными согласными в корне слова | Комбинированный | 5.05 | ||
Значение законов орфографии в письменной речи | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Иметь представление о роли антонимов в речи | Комбинированный | 6.05 | ||
Значение законов орфографии в письменной речи | 1 исключ | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Иметь представление о роли орфографии в письменной речи | Комбинированный | 10.05 | ||
Использование в речи омонимов. | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Иметь представление о роли омонимов в речи | Комбинированный | 11.05 | ||
Обучающее сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения | Комбинированный | 12.05 | ||
Редактирование сочинений повторение. Правописание безударных окончаний имён существительных | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Комбинированный | 13.05 | ||
Повторение. Правописание безударных окончаний имён существительных | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь составлять пересказ текста на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения | Комбинированный | 16.05 | ||
Итоговый диктант за год | 1 | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 17.05 | ||
Анализ диктанта. Текст. Тип текста. | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения | Комбинированный | 18.05 | ||
Текст. Тип текста. Стиль текста. | 1 | Уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения | Комбинированный | 19.05 | |||
Обобщение знаний. | 1 | Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля | Уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения | Комбинированный | 20.05 | ||
Повторение изученных тем. | 1 | Уметь составлять пересказ текста на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения | Комбинированный | 23.05 | |||
Повторение изученных тем. | 1 | Комбинированный | 24.05 | ||||
Итоговый урок. | 1 | Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу | Выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя | Комбинированный | 25.05 | ||
| Резерв исключ | 4 | 26.05 27.05 30.05 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)
Рабочая программа по курсу «Русский язык» (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...
Рабочая программа по предмету"Русский язык" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС (учебник Поляковой А.В.)
Рабочая программа предмета "Русский язык" 3 класс, система Занкова Л.В. разработана с использованием авторской программы Поляковой А.В. , Песняевой Н.А..; программы Нечаевой Н.В.. Соответствует ...
Рабочая программа по предмету русский язык, 3 класс, система Занкова
3 класс, система Занкова, Календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык....
Конспект урока предмет: Русский язык (Развивающая система Л.В. Занкова)
КОНСПЕКТпредмет: Русский язык(Развивающая система Л.В. Занкова)Тема: «Изменение имён существительных по падежам» 3 класс знакомство с понятием «изменение слова п...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" (УМК "Перспективная начальная школа"4 класс)
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключаетс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 3, 4 и 4 дополнительный классы
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...