урок (семинар) Мягкий знак на конце существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка направлен на формирование умения правописания мягкого знака после шипящих у имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_seminar_myagkiy_znak_na_kontse_sushchestvitelnyh.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 | Тема | Мягкий знак на конце существительных |
2 | Цель | Формировать правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных. |
3 | Планируемые результаты а) личностные б) коммуникативные в) познавательные | Уметь высказывать своё мнение. Уметь удерживать задание. Уметь слышать, слушать, различать, анализировать. Уметь проверить по эталону. Уметь различать существительные по родам. |
4 | Содержание темы | Отработка написания слов с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» и правописания словарных слов. |
5 | Термины и понятия | Лингвистическая сказка |
6 | Межпредметные связи | Литературные жанры |
7 | Использование технологий | Технология работы в группах Технология успеха |
8 | Этапы изучения темы | 1) Орг. момент 2) Актуализация знаний учащихся, формулирование темы и постановка цели урока. № 1 с.33-35 тетрадь «Дружим с русским языком» Цель: способствовать формированию учебного действия оценки, продолжать обучать детей работе в группах, формировать умение удерживать в памяти задание (УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные). Предлагаю выполнить упражнение № 1 с.33-35 тетрадь «Дружим с русским языком». Лингвистическая сказка Как-то в волшебной стране Азбуковедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода, которые оканчиваются на шипящий. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужен меч, плащ, шалаш для отдыха. Опечалился Мягкий Знак, Побрёл он к словам женского рода, которыё тоже оканчиваются на шипящий. Идёт и думает: «Женщины добрые . Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь, и взяли его к себе. Мягкий Знак был так им благодарен, что с тех пор всегда пишется в существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий. Да вот убедитесь сами: мышь, рожь, ночь, печь, речь, горечь, дичь, мелочь, вещь, тишь, брошь. гуашь, тушь, мощь, глушь, роскошь, пустошь, ложь, дрожь. Сценка: Звучит музыка. Буквы кидает из стороны в сторону. Мягкий Знак бегает между букв. Ведущий: Как-то в волшебной стране Азбуковедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода, которые оканчиваются на шипящий. А они не берут его к себе, говорят: Слова мужского рода: не мужское это дело – смягчаться. Мы воины. Нам нужен меч, плащ, шалаш для отдыха. Ведущий: Опечалился Мягкий Знак, побрёл он к словам женского рода, которыё тоже оканчиваются на шипящий. Идёт и думает: Мягкий Знак: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». Ведущий: Посочувствовали женщины. Слова женского рода: Мы поняли, что ему нужна помощь, и взяли его к себе. Ведущий: Мягкий Знак был так им благодарен, что с тех пор всегда пишется в существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий. Убедитесь сами: мышь, рожь, ночь, печь, речь, горечь, дичь, мелочь, вещь, тишь, брошь. гуашь, тушь, мощь, глушь, роскошь, пустошь, ложь, дрожь. Постановка цели урока. Учащиеся читают задание 1 а) и выполняют. Задание 1 а) Работа группы: Скептик - Какие жанры вам известны? - Чем они отличаются друг от друга? - К какому жанру относится прочитанное произведение? Ответ: а) Я прочитала сказку. б) Выбери предложение, в котором выражена главная мысль текста. (Задание выполняется в группе, проверяется по эталону) Задание 1 б) Работа группы: Координатор - Когда будете выполнять задание, помните, что сказка лингвистическая. Справка Лингвистическая сказка – это сказка о правилах языка. Варианты ответа: -Женщины добрые. -Землетрясение виновато в том, что мягкий знак пишется в словах женского рода. -Мягкий знак всегда пишется в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.. Задание 1 в) Докажите собственными примерами, что тема выбрана правильно. Продолжи ряд слов с мягким знаком после шипящих. А вначале запишите все буквы, обозначающие шипящие звуки. (Задание выполняется самостоятельно и проверяется по эталону) Ответ Ж, ш, ч, щ, помощь, пустошь, полночь, мелочь, дрожь, тишь, вещь. Задание 1 г) Подберите слова, противоположные по смыслу, с шипящими на конце. Ищите слова-подсказки в тексте сказки. (Задание выполняется в группе и проверяется по эталону) Работа группы: 1. Координатор распределяет слова среди участников группы и даёт задание найти в тексте сказки слова антонимы. Тот кто выполнил своё слово берёт ещё одно. 2. Взаимная проверка и коррекция. 3. Проверка по эталону. Эталон День – ночь правда – ложь сладость – горечь шум – тишь нищета – роскошь слабость – мощь
Цель: продолжать обучать детей постановке учебных вопросов, способствовать формированию учебного действия оценки, продолжать обучать детей работе в группах (УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные). Предлагаю записать слова в два столбика, предварительно определив принцип (признак) распределения слов в две группы. Таких принципов может быть по крайней мере два: а) слова с ь на конце и слова без ь на конце; б) слова с двумя орфограммами и слова с одной орфограммой. Работа группы: 1 группа Скептик - Прочитайте первое слово. - Какие орфограммы встретились в первом слове? - Сколько орфограмм? - Прочитайте второе слово. - Какие орфограммы встретились в первом слове? - Сколько орфограмм? - Каким способом можно распределить слова в две группы? Податель идей - Чтобы правильно написать слова ,какое правило надо вспомнить? Разработчик
2. группа Скептик - Прочитайте первое слово. - Какие буквы надо вставить в первое слово? - Почему? - Прочитайте второе слово. - Какие буквы надо вставить во второе слово? - Почему? Податель идей - Чтобы правильно записать слова ,какое правило надо вспомнить? Разработчик
Рубрика «Подсказка» поможет учащимся сформулировать ответ на последний вопрос упр. 1. 4) Рубрика «Давай подумаем» - повторение функций ь и проверка прочности усвоенных знаний. (Выполняется фронтально) - Чей ответ правильный? - Оба предлагаемые ответа неправильные. Для записи считалки нужно только три мягких знака: в словах крыльце, царь, король. . |
9 | Результат деятельности |
а) № 102 с. 43 тетрадь «Учусь писать без ошибок» б)№ 1 с. 47 тетрадь «Пишем грамотно» Упражнение проверяется учителем. Оценка выставляется каждому. |
10 | Соотношение полученного результата с поставленной целью (самоанализ, рефлексия) |
– Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? − Вам помогло сегодня такое качество как терпение? − На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Тема урока "Правописание мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце». ________________________________________
Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце у имен существительных после шипящих, распознавать существительные по родам. ...